Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (Эволюция пенсионного обеспечения в России).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исторический аспект пенсионного реформирования
1.1 Эволюция пенсионного обеспечения в России
1.2 Необходимость проведения пенсионной реформы в РФ
1.3 Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы
2. Правовые основы пенсионного реформирования
2.1 Нормативно-правовые акты о пенсиях
2.3 Структура пенсионной системы
3. Сущность и актуальность пенсионной реформы
3.1 Основные различия между старой и новой пенсионной системой
Следует отметить, что с1998 года до 1января 2002 года действовали два порядка исчисления пенсий. Второй порядок был введен Законом РФ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 года и предусматривал использование индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Введение ИКП явилось с одной стороны, мерой, направленной на упрощение принципов назначения пенсий, а с другой - на обеспечение более жесткой увязки размера пенсии с заработной платой.
Следует отметить, что данный закон вызвал много споров. Как на стадии обсуждения законопроекта, так и после его принятия. Безусловно, нельзя отрицать, что Закон № 113-ФЗ от 21.07.98г. имеет немало позитивных сторон, делающих его привлекательным. К числу его преимуществ можно отнести, во-первых, то, что он полностью соответствует страховым принципам. Которые согласно Программе пенсионной реформе должны составить основу будущей пенсионной системы России. Подтверждением этого служит тот факт, что в дальнейшем, исчисление пенсии будет производиться лишь с учетом периодов, в течение которых лицо участвовало в страховой пенсионной системе.
Во-вторых, к числу достоинств Закона следует отнести то, что положения, содержащиеся в нем, позволяют фактический заработок пенсионера, адаптировать к современному уровню оплаты труда, что принято во многих прогрессивных пенсионных системах. Это позволило восстановить справедливость в отношении граждан, вышедших на пенсию в 1989-1992 годах, в условиях роста цен и инфляции.
Наконец, введенный данным законом ИКП позволил усовершенствовать порядок перерасчета пенсии, который осуществляется автоматическим путем умножения величины ИКП на среднемесячный заработок по стране, исчисленный за предшествующий квартал, в результате чего установленная в повышенном размере пенсия, соответствовала росту размера оплаты труда.
Однако, Закон «О порядке исчисления и увеличении государственных пенсий» не изменил сложившейся ситуации в пенсионном обеспечении, так как все иное осталось по-старому - изъятие пенсионных средств, использование на другие цели, долги Правительства, которые годами не возвращаются, существующий недобор страховых взносов, нехватка средств.
Таким образом, вышеназванный закон не смог заработать в полную силу и не обеспечил желаемого результата.
Недостатки пенсионной системы, неустранимые в результате принятия отдельных правовых актов и поправок к основному пенсионному закону, наглядно проявились и еще более обострились в сложившихся условиях экономических преобразований, что позволило сделать вывод о глубоком кризисе пенсионного обеспечения, из-за которого была вызвана необходимость проведения новой пенсионной реформы.
1.2 Необходимость проведения пенсионной реформы в РФ
До 2002 г. в России действовала распределительная пенсионная система. Отчисления работающих шли в "общий котел", из которого платилась пенсия пенсионерам. Будущие пенсионеры работали на тех, кто уже достиг пенсионного возраста. Никаких накоплений на персональных счетах не было - всю пенсию обеспечивало государство. Эта система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие.
Распределительная система может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей численности населения невелика - в этом случае одного пенсионера "содержат" несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России (как и в большинстве развитых стран, а также стран бывшего соцлагеря) происходит относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих граждан падает.
Статистические данные свидетельствуют, что численность занятых за период с 1992 по 1997 г. уменьшилось на 9,3% (6,7 млн. человек), а численность пенсионеров при этом возросла с 35,2 до 38,2 млн. человек, т.е. на 8,2%. В результате этого нагрузка пенсионной системы на занятое население возросла с 46 пенсионеров на 100 занятых в экономике до 57 пенсионеров в 1997 г. В последующие годы в связи с ухудшением экономического положения в стране ситуация еще более осложнилась. Закономерно, что средний размер пенсии по старости в среднегодовом динамике составил относительно среднего размера заработной платы: 1990 г. - 41%, 1991 г. - 37%, 1992 г. - 26%, 1993 г. - 34%, 1994 г. - 35%, 1995 г. - 39%, 1996 г. - 37,8%, 1997 г. - 37,2%, 2001 г. - 36%.
Сейчас в России более 38 миллионов пенсионеров при 64 миллионах занятых в экономике, причем из этих 64 миллионов только 52 миллиона являются плательщиками пенсионных взносов. Иначе говоря, на 1 пенсионера приходится только 1,68 работающих граждан и только 1,37 плательщика взносов. Еще более неустойчивый характер приобрело соотношение минимального размера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 1991 г. оно составляло 171%, то к 1992 г. снизилось до 59%, а к 2001 г. уменьшилось до 50%. области - 40,9 и 50,7 %.
Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий.
Повышение уровня пенсионного обеспечения сопряжено либо с ростом тарифов пенсионного отчисления, либо с уменьшением числа пенсионеров за счет увеличения возраста выхода на пенсию. В свою очередь, рост тарифов или повышает цену труда для предпринимателей, что при прочих равных условиях приводит к падению спроса на труд, или сокращает и без того низкую заработную плату. Увеличение же возраста выхода на пенсию явно непопулярно при существенном уменьшении продолжительности жизни, характерном для периода реформ.
· Пенсионеры превратились в беднейшую категорию населения, стоящую практически на грани выживания. В отличие от других стран доля пенсионеров в нашей стране повышается не при росте продолжительности жизни, а в условиях ее сокращения. Быстрое снижение рождаемости приводит к депопуляции, то есть абсолютному уменьшению численности каждого последующего поколения по отношению к предыдущему. Демографические тенденции десятилетия "радикальных реформ" уже создали своеобразный задел будущего сокращения численности трудоспособного населения.
Продолжающиеся процессы роста смертности в трудоспособном возрасте, увеличения числа безработных усилят тенденцию абсолютного уменьшения занятых в экономике. Если не изменить принципы пенсионного обеспечения, уровень жизни старшего поколения будет снижаться еще быстрее. Таким образом, пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются:
- нарушение принципа зависимости размер пенсии от трудового вклады пенсионера;
- резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое наиболее наглядно проявляются в отставании минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума пенсионера;
- сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров пенсии по причине увеличении удельного веса компенсационно-уравнительных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения влияния "зарплатного фактора" на размер назначенной пенсии;
- разбалансированность бюджета ПФР по причине роста расходов Пенсионного фонда на многочисленные виды выплат, не обеспеченным адекватным поступлением страховых платежей (надбавки и повышения различным категориям пенсионеров, расширение прав пенсионеров на получение пенсии по выслуге лет, на льготные и "северные" пенсии в ущерб пенсиям по старости (т.е. по наступлении страхового возраста), сохранение пенсии работающим пенсионерам и т.п.);
- не урегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, Государственным фондом занятости и т.д.
Подводя итоги выше изложенному, могу сказать, что необходимость пенсионной реформы в России вызвана наличием ряда проблем:
Во-первых, существовавшая ранее система, когда пенсии выплачиваются за счет налогов, уплачиваемых работодателями, уже не могла обеспечить приемлемого уровня пенсий. Дело в том, что доля пенсионеров растет: если раньше на одного пенсионера приходилось 3-4 работающих, и это позволяло выплачивать приличные пенсии, то сейчас в России уже меньше двух работающих на одного пенсионера и это число всё сокращается и дальше.
Во-вторых, размер пенсий слабо связан с размером зарплаты, а это не создает стимулов выводить зарплаты из тени.
Это и явилось основанием для проводимой в нашей стране пенсионной реформы.
1.3 Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.
Цель пенсионной реформы:
- реализовать гарантированные статьей 39 Конституции РФ права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца, в других случаях, установленных законом;
- развить пенсионное обеспечение на основе государственного пенсионного страхования;
- дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.
Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.
Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования.
К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.
Новое пенсионное законодательство РФ предусматривает:
- государственные пенсии: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия;
- трудовые пенсии: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Право на государственные пенсии имеют: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной Войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане.
Под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Право на трудовую пенсию определяется условиями и нормами, установленными пенсионным законодательством РФ.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, определяемым Федеральным законом №166-ФЗ.
Обязательным страховым обеспечением по пенсионному страхованию являются:
- страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
- страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
- страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Для получения пенсии по старости необходимо не менее пяти лет трудового стажа. Законодательство разграничивает понятия трудового и страхового стажа.
Трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению и которые засчитываются в страховой стаж для получения трудовой пенсии, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Под страховых стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и / или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.