Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (Эволюция пенсионного обеспечения в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР. 

3.2 Проблемы пенсионной реформы и пути их реализации

Конкретный гражданин может иметь только один накопительный профессиональный пенсионный счет (далее по тексту ППС), на котором формируются финансовые ресурсы для выплаты досрочной пенсии; указанный профессиональный пенсионный счет в течение длительного переходного периода в каждый конкретный момент времени может находиться в одном из двух состояний: либо он ведется уполномоченным негосударственным пенсионным фондом (далее по тексту НПФ) и является негосударственным (если гражданин имеет трудовой договор с работодателем, состоящем в ППС), либо он ведется пенсионным фондом Российской Федерации (далее по тексту ПФР) и является государственным (если гражданин имеет трудовой договор с работодателем, не состоящем в ППС). 

Таким образом, структура системы досрочного пенсионного обеспечения должна быть построена на базе двух подсистем равных возможностей: государственной и негосударственной. Функционирование первой обеспечивает ПФР, а второй - ППС. Существует проблема взаимодействия государственной и негосударственной подсистем. 

Между двумя подсистемами на законодательном и нормативном уровне должно быть обеспечено определенное взаимодействие:

- необходим единый порядок ведения профессионального пенсионного счета в государственной и негосударственной подсистемах.

- должен быть разработан и утвержден единый механизм передачи профессионального пенсионного счета и накопленной на нем суммы из ПФР в ППС и наоборот; 

- необходима организация единого государственного центра учета наличия и движения профессиональных пенсионных счетов (предпочтительно его создание на базе ПФР);

- должен быть обеспечен порядок контроля и ответственности за внесение работодателями досрочных пенсионных взносов, юридически адекватный порядку контроля и ответственности за внесение страховых взносов в ПФР.

Выделение самостоятельного канала финансирования и выплаты досрочных пенсий предполагает параллельное сосуществование двух систем - действующей распределительной (для выплаты пенсий по текущим обязательствам ПФР), ресурсы которой не могут быть уменьшены, и досрочной накопительной. Это вызовет увеличение совокупной финансовой нагрузки на работодателей вследствие необходимости одновременной уплаты взносов как в текущую распределительную, так и в досрочную накопительную системы. Проблема состоит в минимизации этой дополнительной нагрузки всеми возможными методами и, в первую очередь, за счет минимизации ставок досрочных пенсионных взносов.


Решение данной проблемы осложняется и фактором возраста работников: при низких фиксированных (т.е. одинаковых для всех) ставках досрочных пенсионных взносов , работники старших возрастных групп не успеют накопить достаточные средства для последующего получения приемлемой по величине пенсии. Наоборот, высокие фиксированные ставки приведут не только к чрезмерной финансовой нагрузке на работодателя, но и обеспечат работникам младших возрастных групп размер пенсии, превышающей сумму месячного заработка в несколько раз. Поэтому главной задачей является минимизация дополнительной финансовой нагрузки с одновременным созданием условий для обеспечения нормального (нормативно закрепленного) уровня пенсий всем возрастным группам работников.

Метод решения. Отличительная особенность предлагаемой модели состоит в применении ставок досрочных пенсионных взносов, величина которых дифференцирована по возрасту работников. Иначе говоря, размер ставки изменяется в зависимости от того, в каком возрасте (или, что одно и то же, на каком этапе выработки специального трудового стажа) работник переходит на накопительные принципы формирования досрочной пенсии на старте пенсионной реформы, либо приступает к трудовой деятельности в неблагоприятных условиях труда в послереформенный период. 

Непосредственный расчет ставок досрочных пенсионных взносов дает “чистую” нетто-ставку, отчисления в соответствии с которой дают только сумму пенсионного взноса, полностью зачисляемую на досрочный пенсионный счет работника. 

Заключение

Любая пенсионная система - это система социального вспомоществования. Её задачами является обеспечение средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности. 

Следует отметить, что пенсионная реформа направлена не только на повышение уровня материального обеспечения нынешних пенсионеров, но в большей степени создает предпосылки для формирования пенсионного обеспечения для будущего поколения. 

Основной смысл пенсионной реформы - повышение зависимости между зарплатой, которую человек заработал за свою трудовую жизнь, и размером его пенсии. Считается, что пенсия - это страховка от потери трудоспособности (отсюда термин "пенсионное страхование"). Чем больше человек зарабатывал, тем больше он теряет при наступлении страхового случая (утрате трудоспособности из-за старости или из-за инвалидности). 


Поэтому пенсия должна больше зависеть от зарплаты, чем сейчас. Основное содержание пенсионной реформы - переход от распределительной системы к системе распределительно-накопительной. Начиная с 2002 г. в России происходит постепенный переход к смешанной системе, сочетающей в себе распределительный и накопительный принципы. Трудовая пенсия (то есть пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца) состоит из трех элементов: 

1. Базовая пенсия - гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы. Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета, а также постепенное ее приближение к величине прожиточного минимума; 

2. Страховая пенсия - дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека, рассчитывается исходя из величины условного пенсионного капитала (суммы страховых взносов, определенным образом проконвертированных), поделенного на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии. Фактически размер этой части трудовой пенсии зависит от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;

3. Накопительная пенсия - образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе, это реально накопительная часть, размер которой определяется величиной пенсионных накоплений, то есть суммой накопленных пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования. 

В модели расчета пенсий заработная плата работника учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Она оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. 

Пенсионная модель на сегодняшний день в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы; 

Минимальный стаж для получения базовой пенсии составляет 5 лет Согласно этой модели, основным показателем, который определяет размер пенсии - сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта во многом зависит от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия; 

B пенсионной модели предложена схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и определяется размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР. 

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются: финансовая нестабильность; слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; неоправданно большой удельный вес льготных пенсий; отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни. 


С 2013 года в российской пенсионной системе произошли корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих законов были подписаны 24 июля 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым. 

В заключении следует отметить, то в настоящее время все работающие подлежат обязательному пенсионному страхованию согласно Закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации". Плата на пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. 

Список источников и литературы

1. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

5. Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с последующими изменениями и дополнениями).

6. Андреев В.С. Право социального обеспечения. - М.: Юридическая литература, 2009. - 180 с

7. Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2009. - №24 .323с.

8. Афанасьев М.В. О современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации: текущее состояние и проблемы: Аналитическая записка // Институт Комплексных Стратегических Исследований.- 2011. - 156с.

9. Воронин Ю.В. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. Норма., 2009. - 241с.

10. Воронин Ю.В. Пенсионное обеспечение в дореволюционной России // Пенсия. - 2010. - №7. - 168с.

11. Годовой отчет ПФ РФ за 2009-2012гг

12. Грудцына Л.О пенсионном обеспечении // Юрист. - 2011. - №11. 143 с.

13. Дегтярев Г.П. Пенсионное обеспечение государственных служащих в Российской Империи в 18-19 веках // Пенсия. - 2010. - № 10. - 117с.


14. Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России - М.: Academia, 2010. 201с.

15. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ, 2011.- 527с.

16. Зурабов М.Ю. О целях и ходе проведения пенсионной реформы // Пенсия.- 2012. - № 4. - 76с.

17. Ильиных О.В. Пенсионный фонд России : проблемы финансовой обеспеченности основной деятельности и перспективы развития : Материалы II международной научно - практической конференции «Стратегия развития экономики, образования и права» / Ильиных О.В. // Вестник филиала Тюменского государственного университета в г. Шадринске. - 2012.- № 2. - С. 16- 20.

18. Иноземцева Л.П. Влияние инвестиционной деятельности пенсионного фонда РФ на пенсионное обеспечение населения / Л.П. Иноземцева // Социально-экономические преобразования в России: сб. науч. тр. - Кемерово, 2012. - Вып. 6. - С. 48 - 51.

19. Колесник А.П. Информационная демократия и модернизация пенсионной системы // Пенсия. - 2009. -№6. - 46с.

20. Кот Е.М. Эволюция пенсионной системы: тенденции и перспективы развития в условиях социально-ориентированной рыночной экономики.- 2012. - №11.-218с.

21. Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Трудовое право. - 2010. - №4. 167 с.

22. Люблин Ю.З. О реализации федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Аналитический вестник Совета Федераций Федерального Собрания РФ". - 2010. - №13. 123 c.

23. Люблин Ю.З. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы. // Человек и труд. - 2011. - №12. - 231с.

24. Назаров А.С. Пенсионная реформа: правовые аспекты. // "Гражданин и право". -2010.- №5. 216с.

25. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / Под ред. Дмитриева М.Э. - СПб.: Норма, 2009 - 186с.

26. Проблемы законодательного обеспечения пенсионной системы в Российской Федерации /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2011. - №14 (102). 163 с.

27. Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. - МИК., 2010. - 120 с.

28. Севостьянова В.Б. Проблемы и перспективы законодательства по пенсионной реформе в России // Юрист. - 2009. - №6. 93 с.

29. Смирнов С.Н., Исаев Н.И. Сычева Л.И., Михайлов Л.В., Тимофеев Е.В., Марушкина Е.В. Пенсионная реформа: социальные и экономические аспекты. М., 2011. 88 с

30. Соловьев А. К. Экономика пенсионного страхования. М.:ЮНИТИ-ДАНА., 2011. - 335с.

31. Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития // Страховое ревю. - 2012. - №3. 367с.