Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (Эволюция пенсионного обеспечения в России).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исторический аспект пенсионного реформирования
1.1 Эволюция пенсионного обеспечения в России
1.2 Необходимость проведения пенсионной реформы в РФ
1.3 Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы
2. Правовые основы пенсионного реформирования
2.1 Нормативно-правовые акты о пенсиях
2.3 Структура пенсионной системы
3. Сущность и актуальность пенсионной реформы
3.1 Основные различия между старой и новой пенсионной системой
В страховой стаж включаются:
- период работы и / или иной деятельности, выполнявшиеся на территории России лицами, застрахованными в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании (далее - застрахованные лица);
- периоды работы и / или иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами России, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или ее международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
- иные периоды, предусмотренные законодательством РФ.
Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
Подробнее нынешнюю пенсионную реформу я рассмотрела в следующем параграфе.
2. Правовые основы пенсионного реформирования
2.1 Нормативно-правовые акты о пенсиях
Для реализации пенсионной реформы в Российской Федерации вступили в силу новые Федеральные законы:
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регулирует вопросы пенсионного обеспечения категорий граждан, назначение пенсий которых не обусловлено уплатой страховых взносов.
- Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает организационные, правовые, и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
- Федеральный Закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) принят в целях регулирования отношений, возникающих в связи с приобретением и реализацией гражданами Российской Федерации права на трудовую пенсию. В законе определены понятия, виды, и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования.
- Федеральный Закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Главная задача этих законов - обеспечить социальные гарантии обеспеченной старости для низкооплачиваемых работников и связь размера пенсии с размером зарплаты для высокооплачиваемых, повысить пенсии нынешним пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед ныне работающими.
2.2 Пенсионная реформа
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» во всех субъектах Российской Федерации осуществлена передача полномочий по назначению и выплате пенсий территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации. Пенсионный фонд - это некая сумма средств, которые он получает и которые тратит на финансирование текущих обязательств перед пенсионерами.
Основной источник доходов Пенсионного фонда примерно 93% всего объема поступлений в фонд - это платежи работодателей. Остальные 7% отдает непосредственно бюджет для финансирования государственных пенсий. Пенсия - это, собственно, и есть частичное возмещение затраченного заработка. Создана единая централизованная система управления средствами обязательного пенсионного страхования.
В декабре 2001 года Президентом Правления Пенсионного фонда Российской Федерации были подписаны три закона из пакета законодательства по пенсионной реформе. В результате процесс преобразования пенсионной системы вступил в новую фазу, когда преобразования изменили структуру системы и непосредственно сказываются на размерах пенсий. Информационной и технологической основой новой пенсионной системы является персонифицированный учет, который формирует информацию для назначения трудовых пенсий в их базовой части (сведения о страховом стаже), страховой части (сведения об уплаченных страховых взносах), накопительной части (сведения о взносах, уплаченных в накопительную часть пенсионной системы).
Таким образом законодательно определена полностью интегрированная пенсионная система, в которой взаимоувязаны три финансовых процесса: поступление страховых взносов, накопление части взносов и ее инвестирование, выплата пенсий, исчисленных в соответствии с законодательством. Созданная система является смешанной и сочетает в себе основные черты как системы с установленными взносами, так и системы с установленными выплатами, как распределительной, так и накопительной систем. Связующим звеном между названными финансовыми процессами, а также основной информационной базой для назначения и перерасчета пенсий является персонифицированный учет.
Решение задач, предусмотренных законодательством, на основании которого осуществляется пенсионная реформа, предполагает сбор, обработку, хранение и использование значительных объемов информации, фиксирующей пенсионные права миллионов застрахованных лиц (как работающих, так и пенсионеров). С этой целью Пенсионным фондом Российской Федерации к 2002 году была проведена подготовительная работа, позволившая сформировать необходимую законодательную и нормативную основу и создать с использованием современных информационных технологий соответствующие информационные базы федерального масштаба по страхователям и застрахованным лицам (в том числе пенсионерам), а также внедрить человеко-машинные технологии по основным процедурам, определенным новым пенсионным законодательством.
Ядром информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации является система индивидуального (персонифицированного) учета, в которой содержится систематически актуализируемая информация о пенсионных правах граждан. Информационная база персонифицированного учета включает более 110 миллионов индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (работающие граждане, включая самозанятое население, безработные, учащаяся молодежь старше 14 лет, неработающие пенсионеры) с информацией об их пенсионных правах.
Для эффективной реализации пенсионной реформы информационное взаимодействие в автоматизированном режиме осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации не только со страхователями, но и с другими ведомствами, в том числе с органами Федерального казначейства и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Выводится на качественно новый уровень работа с населением: создаются клиентские службы, обеспечивающие комплексное обслуживание застрахованных лиц и страхователей, консультационные пункты на предприятиях, передвижные консультационные пункты.
Признавая важность проблемы борьбы с бедностью и необходимость осуществления целенаправленных мер по ее преодолению, следует отметить, что экономическая база преодоления бедности формируется на основе экономического роста, развития производственного потенциала экономики, укрепления финансовой и бюджетной систем и соответствующего роста, доходов пенсионной системы.
Вместе с тем, вопрос постепенного повышения уровня пенсионного обеспечения пенсионеров, в том числе размера базовой части трудовой пенсии, остается открытым и должен решаться последовательно с учетом инфляционных процессов и финансовых возможностей государства.
Пенсионное обеспечение, несомненно, является одной из основных функций государства, задача которого в этой сфере - обеспечение возможности каждого трудоспособного гражданина влиять на размер своей будущей пенсии; обеспечение соответствия ее размера трудовому вкладу конкретного работника. Такой подход к пенсионному обеспечению приводит к тому, что необходимость задумываться о будущей пенсии возникает перед каждым гражданином уже в молодом возрасте, а не только при достижении им пенсионного возраста.
Актуальностью пенсионной реформы является то, что в связи с вносимыми в пенсионное законодательство изменениями (принятием новых законодательных актов) пенсия стала страховаться, осуществляется переход от перераспределительной к страховой пенсии.
На данном этапе реформирования пенсионной системы принятые законы решают не только текущие проблемы пенсионной системы, но и обеспечивают дальнейшую ее реализацию в целях наиболее полного обеспечения и защиты прав граждан, предоставленных им Конституцией РФ.
Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации должно исходить из того, что права граждан, приобретенные в рамках государственной пенсионной системы, будут тождественны государственным обязательствам Российской Федерации.
В этой связи отличительными чертами пенсионной системы РФ в процессе ее преобразования стали следующие ключевые положения:
- введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из трех составляющих: базовой, страховой, накопительной.
- сумма заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии, не ограничивается, а при исчислении данного заработка приниматься во внимание весь период трудовой деятельности. При этом суммарный размер базовой и страховой частей пенсии не должен превышать определенного уровня заработка застрахованного лица.
- пенсионные права нынешних пенсионеров во избежание конфликта поколений конвертируются в расчетный пенсионный капитал, обеспечивающий получение пенсии в установленном размере в течение всего периода ее выплаты.
- в целях обеспечения равных возможностей для разных возрастных когорт ныне работающих при формировании расчетного пенсионного капитала конвертации подлежат их пенсионные права, гарантированные действующим пенсионным законодательством.
- индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.
2.3 Структура пенсионной системы
Пенсионная система в Российской Федерации как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, состоит из следующих частей:
Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счет ассигнований из федерального бюджета -- социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.
Обязательное пенсионное страхование -- часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.
Социальные пенсии назначаются постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам, страховой стаж которых составляет не менее 5 лет, по достижении 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам в размере, равном базовой части трудовой пенсии, и в других, установленных законодательством случаях.
Пенсии лицам, находившимся на государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей (военнослужащие, государственные служащие, депутаты, судьи, прокуроры и др.), лицам, пострадавшим при ликвидации техногенных катастроф, а также членам семей указанных лиц, регулируются специальными федеральными законами с учетом имеющейся продолжительности выслуги лет (стажа) и денежного содержания (довольствия, заработка).
Наемные и самозанятые работники, охватываемые обязательным пенсионным страхованием, при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа имеют право на трудовую пенсию, состоящую из трех частей: базовой, страховой и накопительной.
Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, определяемом федеральным законом, с поэтапным приближением этого размера к величине прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.