Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ОАО «Гидропривод).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Эффективность национальной экономической политики государства в значительной мере зависит от конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Переход к рыночной экономике означает для предприятий не только изменения условий и методов хозяйствования, но и постоянное их совершенствование.

На современном этапе развития российская экономика утрачивает прежние конкурентные преимущества (относительно низкая цена труда и энергоресурсов, невысокие экологические и социальные расходы, инфраструктура и др.). Поэтому для того, чтобы адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса, успешно работать в условиях жесткой конкуренции, предприятия должны научиться использовать методы конкурентной борьбы и решать проблемы повышения конкурентоспособности своего бизнеса.

Разработкой теоретических и методологических аспектов конкурентоспособности организации внесли отечественные и зарубежные ученые: Фатхутдинов Р, Галиуллин ᅠИ.Р., Голубков Е.П., Лифиц И.М., Хомченко А.Г., Портер М. и др.

Цель курсовой работы заключается в обобщении общепринятых показателей и представление их как единой системы, позволяющей оценить конкурирующую деятельность хозяйствующего субъекта и дать рекомендации для улучшения его конкурирующего состояния. 

Задачи, поставленные перед данной работой, следующие:

- изучить основы оценки конкурентоспособности объектов;

- рассмотреть методику проведения конкурентоспособности на примере исследуемого предприятия;

- дать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

Объектом исследования  является  ОАО «Гидропривод».   

Предмет исследования – конкурентоспособность ОАО «Гидропривод».   

Для достижения цели решения поставленных задач в работе использованы различные методы научного исследования: сравнения, систематизации и обобщения, морфологического анализа, группировки. экспертных оценок и эмпирического исследования, системного подходя сравнительного анализа, графический метод, методы анализа и синтеза.

Информационную базу исследования составляют научные труды российских и зарубежных ученых, материалы периодических изданий, статистическая информация, результаты экспертных исследований, экономические обзоры, информация учетной, финансовой и управленческой отчетности исследуемого предприятия, Интернет-ресурсы, а также нормативно-правовые акты органов государственной власти.


1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности

Сущность понятия конкурентоспособность предприятия

В ходе проведенного исследования экономической литературы мы выяснили, что единого мнения ученых по поводу экономического явление рыночной конкуренции нет и настоящее время. Эта тема всегда актуальна, изучается и развивается постоянно.

Определения термина «рыночная конкуренция», предложенные разными авторами, классифицировать можно по 3-м признакам:

- соперничество рыночных субъектов за лучшие результаты, выгоды, прибыль;

- процесс взаимодействия рыночных субъектов;

- фактор, определяющий успех субъектов на рынке [5, с.13].

В экономической литературе вместе с общим понятием «рыночная конкуренция» используется широко более конкретный термин «конкуренция предприятий». В отношение его также не существует единства мнений.

Конкурентоспособность предприятия описывают наиболее часто при помощи перечня внешних и внутренних факторов производства [9, с.115]. А.Дж. Стрикленд и А.А. Томпсон при определении конкурентоспособности предприятия предлагают принимать во внимание следующее [14, с.205]:

— характеристики и качество продукции;

— имидж (репутация);

— мощности производства;

— возможности осуществления инноваций;

— использование технологий;

— возможности распространения и дилерская сеть;

— финансовые средства;

— расходы по сравнению с конкурентами;

— клиентское обслуживание.

Р.А. Фатхутдиновым дается следующая трактовка конкурентоспособности как способности объекта выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. Он подчеркивает, что услуга или товар конкурентоспособными или неконкурентоспособными являются на конкретном рынке [16, с.58].

Мы считаем, что представленный набор факторов, в той или иной степени которые имеются в компании, ее конкурентоспособности не определяют. Все они оказывать могут как позитивное, так и негативное влияние на деятельность предприятия. Допустим, в сравнении с конкурентами качество продукции может быть как высокое, так и низкое. Предприятие закупило дорогостоящее, новое оборудование, а на нем никто не может работать, не готов персонал, опыта внедрения инноваций нет и т. д. И самое важное, ни один из этих факторов, также как и их совокупность, обеспечить не способен конкурентные преимущества компании без конкурентоспособных сотрудников. То есть, самый важный фактор — персонал - не указан.


Внешние процессы предприятие связывают с его окружением, производя обеспечение обратной связи и формируя связи внешние. Внутренние процессы направлены на то, чтобы удовлетворить нужды потребителей. Внешние процессы также задают направленность компетенциям компании, которые определяются функциональными двусторонними и внутренними процессами [7, с.36].

М. Портер определяет такие конкурентные преимущества компании [13, с.267]:

— принадлежность компании к определенной отрасли;

— применение конкурентных стратегий;

— цепочка создания стоимости продукции (потенциальные источники дифференциации, картина издержек).

Для предприятий, которые сегодня функционируют, важно, безусловно, применение конкурентных стратегий и формирование четкой цепочки стоимости продукции, но сами по себе, без персонала, все эти факторы не функционируют.

Принадлежность компании к определенной отрасли не может также выступать фактором преимущества в конкуренции. Чем успешнее происходит развитие отрасли, тем внутри отрасли конкуренция выше.

Для оценки конкурентоспособности компании И. Максимовым предлагается применять 16 факторов эффективности ее деятельности (качество продуктов, концепция продукта, имидж, суммарный рыночный удельный вес главных видов бизнеса, уровень диверсификации видов бизнеса, мощность производственной базы, мощность конструкторской и научно-исследовательской базы и др.) [11, с.37]. Автор эти факторы детализирует и дополняет за счет эффективности деятельности маркетинга и факторов конкурентоспособности продукции, но также при этом роль персонала не учитывает.

В работе В.Л. Белоусова весь комплекс факторов, которые влияют на конкурентоспособность компании, разделить предлагается на 3 группы [1, с. 65]:

— цели, которые предприятие ставит перед собой;

— ресурсы, которыми компания располагает;

— факторы внешней среды.

И.Р. Галиуллин считает, что в основу конкурентоспособности компании необходимо ставить ключевые компетенции, определяющиеся конкурентными преимуществами, универсальностью (конкурентное преимущество в различных ситуациях) и сложностью дублирования [2, с.32]. Им предлагается группировку компетенций (факторов) производить в соответствии с направленностью функциональных процессов: внешние (направленные внутрь предприятия из внешнего окружения), внутренние (идущие изнутри предприятия) и двусторонние.

Необходимо отметить, что большое влияние на конкурентоспособность компании оказывают внутренние и внешние факторы, которые взаимосвязаны со стратегией, и миссией компании, а также они оказывают влияние на конечную цель - повышение конкурентоспособности компании (рис. 1) [6, с.27].


Рис. 1. Конкурентоспособность предприятия в системе факторов внутренней и внешней среды

Следовательно, получаются 3 группы компетенций (факторов):

- внешние, которые связаны с процессами, идущими по направлению из внешней во внутреннюю среду компании;

- внутренние, осуществляющие свое движение по направлению из внутренней среды компании во внешнюю;

- двусторонние, которые связаны с процессами, осуществляющие смешанные характер движения [8, с.53].

Функциональные внешние процессы производят обеспечение связи компании с внешней средой, создают механизм обратной связи и спектр внешних связей [10, с.72].

Функциональные внутренние процессы действуют на основе клиентоориентированного подхода, то есть производят обеспечение удовлетворения потребностей потребителей и клиентов. В своем подходе А.Г. Хомченко, рассматривая множество факторов (компетенций), характеризующих функциональные процессы компании при этом, не учитывает, однако, человеческий фактор [17, с.35].

Издержки предприятия и качество продукции зависят напрямую от компетенции персонала, изготовивших эту продукцию. Технологии и производственные мощности применить невозможно без работников. Финансовыми средствами необходимо рационально управлять, это зависит также от квалификации сотрудников, ответственных за это управление. Во многом инновационные возможности определяются творческим потенциалом сотрудников компании.

Разработка, внедрение и непосредственно деятельность, в соответствии с конкурентной стратегией, осуществляется персоналом компании. Формирование дилерской сети и политики распределения, в соответствии с разработанной стратегией, является также функцией менеджмента (персонала) компании. Обслуживание потребителей, формирующее имидж (репутацию, опять-таки зависит всецело от персонала компании. То обстоятельство, что за каждым фактором стоят сотрудники предприятия, упускается, как правило, из вида. Определяющая роль сотрудников в конкурентоспособности компании, показана на рис. 2 [4, с.162].

Проведенный анализ дает возможность определить особую роль сотрудников: персонал, с одной стороны, выступает в качестве необходимого ресурса компании, с другой стороны, в качестве субъекта, приводящего в производительное движение все факторы конкурентных преимуществ компании, то есть сотрудники являются определяющим фактором ее конкурентоспособности. Таким образом, из вышеизложенного следуют выводы: на конкурентные преимущества компании оказывает влияние множество факторов, в основном конкурентоспособность компании находится в зависимости от конкурентоспособности сотрудников [7, с.39].


Рис. 2. Определяющая роль персонала в конкурентоспособности предприятия

В свою очередь Н.В. Боровских, Е.В. Паскевич [18] говорит, что конкурентоспособность компании определяться должна качеством продукции. Качество продукции является совокупностью характеристик и свойств, которыми продукция обладает, их вариации формируются в ходе производства продукции для удовлетворения существующих потребностей. Следовательно, конечным результатом работы предприятия служит продукция. Стоит заметить, тем не менее, что Н.В. Боровских, Е.В. Паскевич не уточняют, какие отличительные свойства присущи компании, занимающейся производством конкурентоспособного продукта.

Данный подход, по нашему мнению, не совсем верный. Даже существование в компании суперуникального товара успеха ему не гарантирует на целевом рынке. Более обоснованным понятием является та, в соответствии с которой конкурентоспособность товара (услуги) существенное влияние оказывает на конкурентоспособность компании, однако, не всегда это влияние является главенствующим. Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции между собой соотносятся как часть и целое [18].

Таким образом, для целей настоящего исследования примем определение, которое дано И.Р. Галиуллиным, которое, на наш взгляд, является наиболее полным. Конкурентоспособность компании является оцененным субъектами внешней среды его превосходством в данный момент на выбранных сегментах рынка над конкурентами, которое достигнуто без ущерба окружающим, выраженное конкурентоспособностью его конкретных товаров, услуг и уровнем конкурентного потенциала, который характеризует способность в настоящий момент и в перспективе разрабатывать, изготавливать, продавать и обслуживать товары (услуги), превосходящие аналоги по критерию цена/качество [2, с.32].

1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятий

Проблема управления конкурентоспособностью организации, в первую очередь со стороны хозяйствующего субъекта, а также со стороны государства, во многом заключается в отсутствии адекватного метода анализа положения предприятия относительно конкурентов, результаты которого могли бы стать обоснованием качественных управленческих решение.