Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ОАО «Гидропривод).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия

Таким образом, в таких жестких условиях конкурентной среды необходим переход к новой маркетинговой стратегии. На наш взгляд, необходимо ориентироваться в будущем на стратегию расширения рынка сбыта и стратегию дифференциации. Стратегия дифференциации связана со стремлением выиграть в конкурентной борьбе путем совершенствования услуги по продаже товаров на каждом покупательском сегменте по сравнению с конкурентами [10, с.163]. Существует множество путей достижения этой цели. Для ОАО «Гидропривод» этими путями могли бы стать следующие:

  1. повышение качества системы продаж, работы с покупателями;
  2. совершенствование системы сбыта (обучение сотрудников службы сбыта);
  3. расширение рынка сбыта, рекламная деятельность, продвижение предприятия и продукции [3, с.354].

С целью овладения эффективными технологиями продаж, развития навыков ведения успешных переговоров необходимо обучить пятерых сотрудников отдела сбыта для приведения их квалификации в соответствие с современными требованиями искусства продаж.

Срок обучения – 1 месяц, занятия проводятся в нерабочее время.

В дальнейшем, с определенной периодичностью необходимо проводить один-двухдневные тренинги для сотрудников отдела продаж, способствующие повышению их мотивации, профессионального уровня. Наиболее действенными из них могут стать следующие: «Стрессоустойчивость», «Тайм-менеджмент», «Личностный рост».

Немаловажным является обучение сотрудников при возникновении изменений в законодательстве, оформлении документов, при появлении нового поставщика и новой продукции. В этом случае вся информация должна своевременно доводиться до менеджеров, при этом необходимо проводить аттестации сотрудников с целью выявления уровня знаний.

Перед фирмой стоит задача увеличить прибыльность деятельности. Одним из способов добиться этого результата является увеличение объема продаж за счет проведения рекламных мероприятий [16, с.481].

Целями рекламной кампании ОАО «Гидропривод» являются следующие:

  1. Доведение до потребителей информации о новом поставщике товара.
  2. Доведение до потребителей информации о появлении новых марок и продуктов.
  3. Информирование покупателей о выгодных условиях работы.

Учитывая специфику деятельности ОАО «Гидропривод» и целевую аудиторию, на которую ориентирована рекламная кампания, в качестве средства размещения рекламы следует использовать в основном печатную прессу.

Реклама в прессе, а в частности в справочных изданиях, является приоритетной для ОАО «Гидропривод». Ее основными преимуществами являются гибкость, широкий охват, высокая степень доверия ко многим изданиям, высокие избирательные возможности специализированных изданий, долговременность существования. К основному недостатку можно отнести недостаточную оперативность.

Экономическая эффективность обучения сотрудников. Оценить эффективность подобного предложения можно только гипотетически, предположив рост объема реализации на два процента.

Рентабельность продаж составляет примерно 3%.

Прирост дохода составит: 216 700 тыс. руб. * 0,02 * 0,03 = 130 тыс. руб.

Затраты на обучение: 6500 руб. * 5 = 32500 руб.

Чистый эффект от мероприятия составит: 130 тыс. руб. - 32,5 тыс. руб. = 97,5 тыс. руб. в год.

Экономическая эффективность рекламных мероприятий. Эффективность мероприятий данного направления проявляется в увеличении объема реализации и получении дополнительной прибыли.

Прирост товарооборота можно определить по формуле:

ΔV = Vср дн * B * Д / 100, (6)

где Vср дн – среднемесячный объем реализации до рекламного периода, руб.;

В – относительный прирост среднемесячного объема реализации за рекламный период в сравнении с дорекламным периодом, %;

Д – количество месяцев учета объема реализации в рекламном периоде.

Прирост прибыли можно рассчитать по формуле:

ΔП = ΔV * Пр, (7)

где Пр - прибыль на один рубль выручки от реализации продукции.

Текущий (годовой) экономический эффект от проведения рекламных мероприятий определяется по формуле:

Эт = ΔП – Зт, (8)

где Зт – текущие затраты на проведение затрат на рекламу, руб.

Затраты на рекламные мероприятия представлены таблице 5.

Таблица 5

Расходы на рекламные мероприятия

№ п/п

Статья расходов

Сумма

1.

Размещение текстового блока в справочнике «Желтые страницы»

4400 руб.

2.

Размещение рекламного модуля в справочнике «Вся Липецкая область – 2019»

8600 руб.

3.

Размещение рекламного модуля в справочнике «Меридиан»

7400 руб.

4.

Размещение рекламного модуля и текстовой информации в журнале «Липецкие продукты»

12000 руб.

Итого:

32400 руб.


Источник: составлено автором

Рассчитаем экономическую эффективность рекламных мероприятий (табл. 6).

Таблица 6

Расчет эффективности рекламных мероприятий

Показатели

Единица измерения

Величина показателя

Среднемесячный объем реализации до рекламного периода

тыс. руб.

18 058

Относительный процент прироста среднемесячного товарооборота

%

16

Количество месяцев учета объема выручки в рекламный период

дни

4

Прибыль на один рубль выручки от продаж

руб.

0,03

Затраты на рекламу

тыс. руб.

32,4

Источник: составлено автором

Рассчитаем эффективность от проведения рекламной кампании для ОАО «Гидропривод»:

Дополнительный объем выручки составит:

ΔV =18 058 * 0,16 * 4 = 11557,33 тыс. руб.

Прирост прибыли составит:

ΔП = 0,03 * 11557,33 = 346,72 тыс. руб.

Текущий экономический эффект составит:

Эт = 346,72 - 32,4 = 314,32 тыс. руб.

Сводная оценка мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «Гидропривод» представлена в табл.7.

Таблица 7

Сводная оценка предложенных мероприятий

№ п/п

Наименование мероприятий

Краткое содержание мероприятия

Экономическая эффективность мероприятия

Эффект, тыс. руб.

1.

Реализация рекламных мероприятий

Реклама товара, компании в СМИ

Увеличение объема реализации

314,32

2.

Обучение сотрудников

Профессиональная переподготовка менеджеров по продажам

Увеличение объема продаж, рост числа клиентов

97,5

Итого

411,82

Источник: составлено автором

Выполнение поставленных задач и перечисленных мероприятий позволит ОАО "Гидроагрегат":


1. Обеспечить успешную торговлю, сформировать постоянную клиентуру предприятия.

2. Сформировать у потребителя определённый уровень знаний о товаре, благожелательное отношение к фирме, ускорить товарооборот и т.д.

Суммарный годовой экономический эффект от реализации предложенных мероприятий составит 411,82 тыс. руб.

Таким образом, реализация предложенных мероприятий позволит ОАО "Гидроагрегат" увеличить объемы продаж товаров, завоевать новые рынки сбыта, повысить рентабельность деятельности, что в конечном итоге приведет к росту конкурентоспособности предприятия на данном рынке.

Заключение

Анализ теоретических основ конкурентоспособности предприятия позволяет сделать следующие выводы:

- существует множество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, но основным фактором, от которого напрямую зависит конкурентоспособность предприятия, является персонал;

- особую роль играет персонал: с одной стороны, персонал выступает как необходимый ресурс предприятия, с другой стороны, как субъект, который приводит в производительное движение все факторы конкурентоспособности предприятия, то есть персонал является определяющим фактором его конкурентоспособности;

- критерием конкурентоспособности предприятия является доля рынка предприятия;

- оценку конкурентоспособности предприятия можно проводить с учетом интегрального показателя его конкурентоспособности, который определяется на основе суммы интегральных показателей товаров, учитывающих долю товаров на рынке и их долю в объеме продаж предприятия.

В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

В данной курсовой работе, исходя из поставленной цели проанализированы рыночные позиции фирмы и разработаны механизмы повышения ее конкурентоспособности; проведен комплексный анализ, конкурентов, сильных и слабых сторон предприятия на основе SWOT – анализа, проведен анализ конкурентоспособности предприятия.

ОАО «Гидропривод» добилось конкурентного преимущества на рынке, посредствам высокого качества, широкой номенклатуры и благоприятного имиджа компании.

Анализ конкурентоспособности показал, что ОАО «Гидропривод» значительно уступает ОАО «Елецгидроагрегат» и ООО «ЛеМаз» как по характеристикам услуг, так и по другим показателям. Однако, ОАО «Гидропривод» опережает ЗАО «Липецкий станкозавод «Возрождение» по широте ассортимента, а ОАО «СТРОЙМАШ» по ценовым показателям и качеству услуг. Основными конкурентами исследуемого предприятия в данной отрасли являются: ОАО «Елецгидроагрегат» и ООО «ЛеМаз».


ОАО «Гидропривод» отстает от основного конкурента ОАО «Елецгидроагрегат» по следующим параметрам:

- доля рынка;

- расширение номенклатуры предоставляемых услуг, преимущественно за счет использования имеющегося оборудования;

- систематическая работа с потенциальными покупателями с целью привлечения новых клиентов.

Оценивая конкурентоспособность ОАО «Гидропривод» на основе интегрального показателя, выяснили, что она снизилась на 11 %.

Таким образом, в таких жестких условиях конкурентной среды необходим переход к новой маркетинговой стратегии. На наш взгляд, необходимо ориентироваться в будущем на стратегию расширения рынка сбыта и стратегию дифференциации. Стратегия дифференциации связана со стремлением выиграть в конкурентной борьбе путем совершенствования услуги по реализации товаров на каждом покупательском сегменте по сравнению с конкурентами.

Существует множество путей достижения этой цели. Для ОАО «Гидропривод»» этими путями могли бы стать следующие:

  1. повышение качества системы продаж, работы с покупателями;
  2. совершенствование системы сбыта (обучение сотрудников службы сбыта);
  3. расширение рынка сбыта, рекламная деятельность, продвижение предприятия и продукции.

Реализация предложенных мероприятий позволит ОАО «Гидропривод» увеличить объемы продаж товаров, завоевать новые рынки сбыта, повысить рентабельность деятельности, что в конечном итоге приведет к росту конкурентоспособности предприятия на данном рынке.

Список использованных источников

  1. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 5. - С. 63- 71.
  2. Галиуллин ᅠИ.Р. ᅠИнновационная ᅠмодель ᅠэффективного ᅠуправления ᅠконкурентоспособностью ᅠпредприятий ᅠсферы ᅠуслуг: ᅠот ᅠтеории ᅠк ᅠпрактике ᅠ// ᅠМикроэкономика. ᅠ- ᅠ2018. ᅠ- ᅠ№ ᅠ3. ᅠ- ᅠC.31-35.
  3. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. - М.: Финпресс, 2016. – 656 с.
  4. Джумаева Р.А. Человеческий капитал как конкурентный фактор развития инновационной экономики региона / Джумаева Р.А. // Экономическая наука и практика: материалы междунар. научн. конф. (г. Чита, февраль 2017 г.).  – Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 161-163.
  5. Захарченко В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий // Машиностроитель. - 2016. - №11. - С. 13-17.
  6. Зиннуров У.Г., Ильясова Л.Р. Проблемы оценки конкурентоспособности товаропроизводителей. // Экономика и управление (Уфа). -2017. - №4. - С. 27.
  7. Ивановская Л., Суслова Н. Конкурентоспособность управленческого персонала // Маркетинг. - 2016. - №6. - С. 35—46.
  8. Конкурентоспособность регионального производства. Теория и практика. Сборник трудов аспирантов и молодых ученых. / под ред. проф. А.П. Латкина. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2015. – 127 с.
  9. Костин И.М., Фасхиев Х.А. Измерение конкурентоспособности предприятий / Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Менеджмент организации ХХI века». - Наб. Челны: КамПИ, 2015. - С.115-117.
  10. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт-М, 2015. - 224 с.
  11. Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. - 2017. - № 3. - С. 33-39.
  12. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие. - М.: КноРус, 2016. - 120 c.
  13. Портер М.Е. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2015. – 1020 с.
  14. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2013. – 928 с.
  15. Фатхутдинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю; Стандарты и качество - М.: КноРус, 2016. -191 c.
  16. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. - М.: Эксмо, 2015. – 544 с.
  17. Хомченко А.Г. Рыночная конкуренция / А.Г. Хомченко. - М.: Экономика, 2015. - 236 с.
  18. Боровских Н.В., Паскевич Е.В. Обеспечение конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. - 2017. - №3. - С. 299-302. – URL: https://moluch.ru/archive/137/38279/ (дата обращения: 12.11.2019).
  19. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке // Энциклопедия маркетинга. Публикации. [Электронный ресурс] URL: http://www.marketing.spb.ru/read/m3/6.htm. (дата обращения 12.11.2019).