Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
Анализ деятельности высших органов управления. Источником стратегических решений являются высшие органы управления организации. Общество представлено общим собранием акционеров, советом директоров, коллегиальным исполнительным органом (правлением), единоличным исполнительным органом (генеральным директором, председателем правления). Полномочия этих органов управления определяются законодательством, Уставом, трудовым договором, решениями общего собрания акционеров, в некоторых случаях - доверенности или договор о передаче функций единоличного исполнительного органа. Предметом анализа выступают:
- внутренние нормативные, распорядительные и иные документы, определяющие структуру, состав, функции, задачи, полномочия, ответственность высших органов управления;
- результаты деятельности высших органов управления в виде протоколов, решений, приказов и других распорядительных документов;
- правовые возможности и ограничения со стороны законодательства, участников (акционеров), надзорных и регулирующих органов;
- уровень и порядок формирования административных затрат.
Особое внимание следует уделить всей системе принятия управленческих решений, особенно если анализируется группа компаний, возглавляемая управляющей компанией. Возможность принятия решения участником (акционером) в отношении дочерних и зависимых обществ может быть существенно ограничена Уставом, законодательством, нормативными правовыми актами или контролирующими органами, а также другими участниками Альянса (акционерами). Поэтому изменение системы правоотношений с целью совершенствования системы управления может стать одним из направлений развития организации.
Анализ итогов хозяйственной деятельности начинается с изучения факторов, определивших финансовый результат. Прежде всего необходимо обратить внимание на результаты деятельности:
- подразделений, ответственных за привлечение и удержание клиентов;
- системы приобретения и поставок сырья, материалов, распределения полуфабрикатов и готовой продукции;
- подразделения, ответственного за заключение новых контрактов, участие в тендерных торгах;
- производственных подразделений и транспортного подразделения;
- подразделения, ответственного за разработку и внедрение новых видов продукции и услуг;
- учетного подразделения и казначейства;
- подразделения, ответственного за управление проектами[26].
В результате анализа результатов хозяйственной деятельности должно быть сформировано представление о том, какие результаты были получены (в натуральном и стоимостном выражении), какие факторы повлияли на них, что тенденции в деятельности организации были найдены. На ее основе определяются проблемы и" узкие места " в деятельности организации[27].
Управление территориально удаленными подразделениями - особый вид управленческой деятельности, во многих компаниях административно обособленный. Предметом анализа выступают:
- продуктовая линейка филиала, целевые группы клиентов;
- стандарты и правила, порядок организации деятельности филиала;
- порядок и условия ведения хозяйственной деятельности филиала, включая привлечение клиентов и распоряжение чистой прибылью;
- характер полномочий и ответственности руководства филиала;
- механизм формирования целей и задач, согласования и утверждения оперативных планов и бюджетов;
- порядок и правила оценки деятельности филиала;
- порядок взаимодействия филиала с головной компанией;
- система оплаты труда и материально-экономического стимулирования[28].
Результатом оценки деятельности по развитию организации является вывод о том, насколько эффективны предпринимаемые действия по качественному улучшению ее состояния. При этом должны быть получены ответы на ряд следующих вопросов. Существует ли в организации деятельность по ее развитию? Как она организована и насколько продуктивна? Какие действия следует предпринять, чтобы усовершенствовать организационный механизм устойчивого развития компании? В рамках решения данной задачи анализу подвергаются:
- организационная культура и философия управления;
- управление проектами;
- внедрение новых продуктов и услуг;
- управление технологическим развитием;
- обучение и подготовка персонала;
- слияния и поглощения;
- стратегическое партнерство и сотрудничество;
- улучшение социального положения персонала[29].
Оценка рыночной стоимости бизнеса является завершающим этапом анализа внутренней среды. Нужно выяснить стоимость компании, как она изменялась в течение отчетного периода, какие факторы оказывали на нее влияние. Необходимо исследовать и количественно оценить факторы, которые привели к увеличению стоимости компании, а какие снизили ее.
1.3. Анализ внешней среды
Внешняя среда - совокупность внешних факторов, которые определяют состав и значения входных параметров организации как системы. Среди них важнейшими являются:
- целевые группы клиентов и целевые группы товаров;
- целевой рынок (отрасль) как совокупность условий производства, распределения, обмена и потребления целевых групп товаров;
- организации, которые удовлетворяют потребности целевых групп потребителей сейчас или могут делать это в будущем;
- состояние, структура и тенденции изменения совокупного предложения и потребительского спроса на целевом рынке;
- технологии производства и потребления товаров;
- доступность и стоимость земли, сырья, материалов, энергоресурсов, трудовых ресурсов и других факторов производства;
- доступность и стоимость каналов сбыта;
- состояние, характер и тенденции изменения финансового рынка;
- состояние, характер и тенденции развития системы денежного обращения и денежного рынка;
- законодательные условия и ограничения;
- требования по защите окружающей среды, участию в социально-экономической жизни регионов присутствия организации[30].
Анализ внешней среды - это процесс определения состояния и ключевых параметров внешних факторов, выявления тенденций их изменения и оценки степени влияния на деятельность организации.
Цель анализа внешней среды -сформировать полное, непротиворечивое и достоверное мнение о том, какие внешние факторы воздействуют на входные параметры организации как системы, каков механизм их воздействия, как проявляются и измеряются данные факторы, каковы их состояние в настоящий момент и тенденции изменения в будущем. Указанная цель достигается путем:
- оценки состояния макроэкономики в мире, государстве, регионе;
- исследования рынка, отрасли;
- изучения целевых групп клиентов;
- конкурентного анализа;
- изучения потребительского спроса[31].
Макроэкономический анализ позволяет выявить и оценить возможности ведения и расширения операций в заданном регионе:
- инвестиционную привлекательность;
- возможность конкуренции и эффективность операций;
- состояние и тенденции изменения ресурсной базы;
- характер влияния федеральных и региональных органов власти[32].
Предметом макроэкономического анализа являются:
- ситуация в мировой экономике;
- макроэкономическая ситуация в государствах присутствия организации;
- состояние экономики регионов в государствах присутствия организации[33].
Компания должна заниматься макроэкономическим анализом, если она испытывает влияние иностранных конкурентов, быстрых изменений в технологиях и потребительском спросе, находится в зависимости от рынка ссудного капитала или ведет экспортно-импортные операции.
Исследование рынка (отрасли) дает понимание факторов, которые определяют состояние и тенденции развития данного рынка (отрасли), а именно:
- потребности и способы их удовлетворения;
- технологии производства товаров;
- товары-заменители, товары-аналоги, смежные рынки;
- ключевые параметры рынка, оценка спроса и предложения;
- привлекательность рынка;
- тенденции изменения рынка и его будущее состояние[34].
Изучение целевых групп клиентов производится с целью идентификации и описания целевых групп клиентов, выявления их потребностей и мотивов потребления, чтобы затем разработать подход организации к работе с ними и формировать продуктовую линейку. Его задачами выступают:
- выявление и стратификация целевых групп клиентов;
- определение потребностей целевых групп клиентов;
- группирование потребностей целевых групп клиентов;
- анализ востребованности товаров целевыми группами клиентов;
- оценка причин ухода клиентов;
- оценка возможностей внедрения новых продуктов и услуг;
- расширение или трансформация потребностей целевых групп клиентов;
- оценка возможностей привлечения новых клиентов[35].
Цель изучения потребительского спроса состоит в том, чтобы выявить все параметры потребительского спроса на предлагаемые на рынке товары и тенденции его изменения. При этом решаются такие задачи:
- оценка качественных и количественных параметров спроса на определенные виды продукции (социологические опросы);
- выявление и оценка факторов, влияющих на спрос;
- выявление тенденций изменения потребительского спроса;
- выявление потребительских предпочтений;
- оценка эффективности рекламной деятельности и мероприятий по стимулированию сбыта и формированию лояльности клиентов;
- определение факторов сезонности спроса;
- идентификация и объяснение стадий спада и роста спроса на определенные виды товаров;
- построение моделей потребительского спроса[36].
Конкурентный анализ - процесс понимания факторов конкуренции, понимания конкурентов и состояния конкурентной среды, а также определение тенденций развития конкуренции в данной отрасли (сегменте рынка). Выделяют шесть этапов процесса анализа конкурентов:
- идентификация конкурентов компании;
- определение целей конкурентов;
- установление стратегий конкурентов;
- оценка сильных и слабых сторон конкурентов;
- выработка модели возможного поведения конкурентов;
- выбор конкурентов для избежания или атаки[37].
Предметом конкурентного анализа выступают следующие аспекты деятельности конкурирующих компаний:
- размер, темпы роста, рентабельность операций;
- цели и предположения;
- текущие и прошлые стратегии;
- организация и культура;
- выходные барьеры;
- сильные и слабые стороны, проблемы и возможности;
- опыт и умения высшего руководства[38].
Для отраслевого и конкурентного анализа применима модель М. Портера «Пять конкурентных сил»[39].
Цель анализа жизненных циклов состоит в том, чтобы сопоставлять текущее состояние и перспективы развития товара, рынка или самой организации со стратегией ее развития. Идея жизненного цикла заключается в том, что каждый объект - товар, рынок, компания - претерпевает определенные стадии, которые характеризуются отличительными особенностями. Это дает возможность, сопоставляя текущее состояние объекта с концепцией его жизненного цикла, управлять не только самим объектом, но и однородной совокупностью объектов для достижения максимального денежного потока в плановом периоде. Помимо известной концепции жизненного цикла продукта, следует рассматривать жизненный цикл компании и жизненный цикл рынка[40].
Результаты анализа внутренней среды и внешнего окружения организации выражаются в терминах, которые дают основания для установления возможностей и проблем развития, например:
- привлекательность рынка (отрасли);
- конкурентоспособность организации;
- проблемы и возможности развития организации;
- сильные и слабые стороны конкурентов;
- целевые группы клиентов;
- продуктовая линейка организации;
- стадия жизненного цикла продукта (услуги);
- характеристика и динамика спроса и предложения;
- стратегические альтернативы;
- рыночная стоимость бизнеса;
- технологическая позиция организации;