Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
Данные таблицы 4 позволяют сделать вывод о том, что наибольшее влияние на организацию оказывают следующие факторы: изменения в налоговом законодательстве, рост темпов инфляции, спад в отрасли, удорожание энергоносителей.
Для идентификации анализа благоприятных возможностей и опасностей, с которыми может столкнуться ООО «Спектр», используем модель 5 сил М. Портера, включающую в себя следующие силы:
- конкуренция среди продавцов (появляется под влиянием структуры отраслевой конкуренции, условий спроса, высоты барьеров выхода в отрасли);
- угроза появления товаров-заменителей (существование полностью заменяющих товаров - серьезная конкурентная угроза, ограничивающая цены компании и ее прибыльность);
- способность поставщиков диктовать свои условия (угроза заключается в том, что поставщики могут поднять цены, вынуждая компанию снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль);
- угроза появления новых конкурентов (создает опасность прибыльности компании (этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы) и зависит от высоты барьеров входа в отрасль);
- способность покупателей диктовать свои условия (представляет угрозу давления на цены из-за потребности в лучшем качестве или сервисе).
В таблице 5 представлены главные конкурентные силы, оказывающие влияние на ООО «Спектр» согласно модели Портера.
Таблица 5
Влияние на ООО «Спектр» пяти сил конкуренции
Сила конкуренции |
Влияние |
1. Соперничество между имеющимися конкурентами |
В настоящее время на рынке достаточно много предприятий по производству и реализации мебели. Таким образом, эта угроза имеет сильное влияние на данное предприятие. |
2. Угроза появления новых конкурентов |
Эта угроза также является одной из самых существенных для предприятия. Рынок является довольно перспективным с точки зрения столичных и иностранных сетей. |
3. Угроза появления товаров и услуг-заменителей |
Необходимо расширение ассортимента предлагаемой продукции. Наблюдается низкая лояльность покупателей к товару. Требуется улучшение качества обслуживания. |
4. Способность поставщиков торговаться |
Эта угроза несущественна для организации, поскольку она имеет длительные связи с поставщиками, кроме того, поставщики предоставляют предприятию максимально возможные скидки и идут на уступки по условиям оплаты и доставки. |
5. Способность покупателей торговаться |
Большинство сетей предоставляют своим покупателям дисконтные карты и скидки на некоторые товары, что исследуемое предприятие предложить не может. При этом следует отметить тот факт, что многие покупатели чувствительны к различным скидкам. |
Таким образом, наибольшее отрицательное воздействие на фирму оказывают: конкуренция среди продавцов (действующих конкурентов); угроза появления новых конкурентов; появления товаров и услуг-заменителей.
Кроме того, следует отметить барьеры ООО «Спектр» для входа и выхода на исследуемый рынок (таблица 6).
Таблица 6
Барьеры ООО «Спектр» для входа и выхода на исследуемый рынок
Барьеры для входа на рынок: |
- административные барьеры (тяжело получить все необходимые документы: лицензии, свидетельства; высокие требования: сертификаты качества на продукцию и т.д.; тяжело получить разрешения всех инстанций) - потребительские предпочтения (современные потребители предъявляют высокие требования не только к качеству реализуемых товаров, но и к обслуживанию, дизайну и оформлению, наличию дополнительных услуг и пр.); - неспособность руководства определить маркетинговую стратегию развития (на данный момент предприятие работает «как получится»); - высокая конкуренция. |
Барьеры для выхода с рынка: |
- долгосрочные и другие активы (в предприятие вложены инвестиции, которые были направлены на закупку нового оборудования, внедрение АСУ, частичный ремонт помещений; кроме того, большая часть денежных средств вложены в товарные запасы); |
Окончание таблицы 6
- высокие затраты (при закрытии предприятия необходимо будет реализовать не только товарные запасы, но и оборудование предприятия. Так как они будут реализовываться по заниженной цене, это приведет к излишним затратам и убыткам, а также высокие затраты на покрытие задолженностей перед дебиторами, на покрытие обязательств, на сворачивание бизнеса); - взаимодействие и интегрирование с другими фирмами (тесные связи с производителями и крупными оптовыми структурами); - административные и социальные ограничения; - сопротивление высшего руководства. Оно стремится сохранить независимость предприятия и остаться на рынке. |
Анализ структуры потребительского рынка мебели показывает, что его большую долю составляют все семьи, имеющие собственное жилье и стремящиеся приобрести добротную надежную мебель. При этом большинство покупателей мебели предпочитают приобретать не готовые изделия, а комплектовать и заказывать мебель по своему вкусу и в соответствии с площадью помещения. Данная группа являются основными клиентами, на них и следует ориентироваться ООО «Спектр» при построении стратегии дальнейшего развития своей деятельности.
Для оценки факторов и явлений, влияющих на предприятие, проведен SWOT-анализ, представленный в таблице 16.
Таким образом, правильно проведенный SWOT-анализ дает представление о внешней среде и деловом климате, отличительных характеристиках деятельности предприятия и ее результатах; он позволяет сравнивать предприятие и его продукцию с конкурентами и их товарами, определять степень соответствия между положением компании и заявленными целями ее развития. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ООО «Спектр» обладает достаточным запасом конкурентоспособности в своей отрасли.
Таблица 16
SWOT-анализ ООО «Спектр»
Возможности: 1. Наличие собственного капитала 2. Сложившийся благоприятный имидж компании у потребителей 3. Большое количество поставщиков |
Угрозы: 1. Рост цен 2. Нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств в Российской Федерации |
|
Сильные стороны: 1. Хорошее качество продукции 2. Удобное «проходное» месторасположение магазина 3. Высокий профессиональный уровень обслуживающего персонала и специалистов службы сервиса |
Предоставление скидок постоянным клиентам, Повышение качества продукции на рынке |
Изготовление продукции под заказ по индивидуальным размерам |
Слабые стороны: 1. Регулирование цен на аналогичный товар со стороны конкурентов 2. Постоянное отслеживание товаров-новинок, тенденций в данной отрасли |
Расширение ассортимента продукции Разработка рекламной компании |
Установление адекватных цен, Расширение сферы влияния в отрасли |
На основании результатов проведенного анализа деятельности предприятия, выявленных слабых и сильных сторон, можно сделать вывод, что ООО «Спектр» в настоящий момент менее конкурентоспособно по отношению к своим конкурентам, но имеет возможности для дальнейшего развития. Для этого необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие улучшению конкурентного положения, обратить внимание на его миссию, выработать цели и разработать конкурентную стратегию.
Таким образом, ООО «Спектр» необходима выработка конкурентной стратегии, направленная в будущее и позволяющая обеспечить ему устойчивое конкурентное положение на заданном рынке.
Успех дальнейшего развития ООО «Спектр» зависит от трансформации подхода, направленного на сокращение затрат, в практику обеспечения конкурентоспособности в данной области.
Обобщая все вышесказанное необходимо отметить основные проблемы в деятельности и управлении ООО «Спектр», решение которых позволит повысить конкурентоспособность исследуемой организации:
- во-первых, снижение прибыли организации за счет уменьшения количества клиентов;
- во-вторых, низкая сфера влияния на рынок мебельной продукции;
- в-третьих, слабое продвижение за счет непроработанной рекламной политики;
- в-четвертых, отсутствие удовлетворенности ассортиментом предлагаемой продукции.
Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования стратегии развития ООО «Спектр» как способа повышения конкурентоспособности необходима разработка комплекса мероприятий, направленных на увеличение узнаваемости бренда среди потенциальных клиентов, а также расширение ассортимента предлагаемой продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящие время Россия находится в состоянии поиска путей развития. Такое положение обусловлено обострившейся политической обстановкой и вводом санкций против нашей страны ЕС и США. На первый взгляд такая ситуация несет в себе угрозу развития экономических отношений. Однако, результаты общественного мнения демонстрируют рост национального самосознания, сплоченности и патриотизма. Таким образом, учитывая менталитет российского народа, способного сплотиться перед лицом общей проблемы, можно предположить, что отечественные предприниматели отреагируют на призыв Президента к активной деятельности.
На фоне этого отмечается значительный рост предпринимательской активности. Государство в сою очередь создает условия, позволяющие ее повысить. В сложившихся условиях именно предпринимательство может стать ядром дальнейшего роста российской экономики, даже в санкционных условиях.
Рассматривая этот процесс, следует уделить особое внимание изучению факторов, влияющих на рост предпринимательской активности. Данные факторы традиционно разделяются на внешние и внутренние.
Для эффективного управления бизнесом необходимо учитывать внешнее окружение как единое целостное воздействие в силу того, что организация является открытой системой и зависит от используемых ресурсов и результатов взаимодействия с внешней средой. Организация должна своевременно и эффективно реагировать на изменения во внешней среде, приспосабливаться к ним, чтобы обеспечивать выживаемость и достигать поставленных целей.
В условиях сложной и динамично развивающейся внешней среды необходимо осуществлять постоянный мониторинг и анализ факторов влияния и на основании собранной информации прогнозировать тенденции и возможные ситуации во взаимодействии.
Сегодня единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного функционирования в стратегическом аспекте и непрерывного развития является детальное рассмотрение внешней и внутренней среды фирмы в их взаимосвязи. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного многомерного анализа с учетом индивидуальных особенностей компании при соответствующем кадровом, финансовом и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений в отношении повышения социальной и экономической эффективности деятельности предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер, пер. с англ. - СПб: Питер, 2002. - 544 с.
- Абрютина, М.С. Финансовый анализ / М.С. Абрютина. – М.: Дело и Сервис, 2014. - 192 c.
- Аксенов, А.П. Экономика предприятия: Учебник / А.П. Аксенов, И.Э. Берзинь, Н.Ю. Иванова; Под ред. С.Г. Фалько. - М.: КноРус, 2013. - 350 c.
- Акуленко, Н.Б. Экономика предприятия (организации): учебник / под ред. Н.Б. Акуленко. – М.: Инфра-М, 2014. – 420 с.
- Акулич, М. Анализ конкурентоспособности продукции в аспекте взаимоотношений с потребителями / М. Акулич // Маркетинг. - 2015. - №6. – С. 28 – 34.
- Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб: Питер, 1999. - 416 с.
- Асаул, А.Н. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности. / А.Н. Асаул, Х.С. Абаев, Д.А. Гордеев. – СПб: Питер, 2007. – 386 с.
- Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 c.
- Батырев, М.В., Манн И.Б., Турусина А.Ю. Согласовано! Как повысить доходы компании, подружив продажи и маркетинг / М.В. Батырев, И.Б. Манн, А.Ю. Турусина. Под ред. Ю. Потемкина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 176 с.
- Боумен, К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумен. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 425 с.
- Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В, Бочкарев. - СПб: Питер - Москва, 2013. - 432 c.
- Бочаров, В.В. Финансовый анализ. Краткий курс / В.В. Бочкарев. – М.: Книга по Требованию, 2014. - 240 c.
- Вачугов, Д.Д. Стратегия планирования. Основы менеджмента и рынка / Д.Д. Вачугов, В.Ф. Веснин // Социально-политический журнал. - 2016. - №8. – С. 11 – 17.
- Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский // - М.: «Гардарика», 2017. – 247 с.
- Войтоловский, Н.В. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Н.В. Войтоловский - М: Юрайт, 2013 – 548 с.
- Волков, О.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 264 c.
- Грант, Р.М. Современный стратегический анализ. / Р.М. Грант; пер. с англ.; под ред. В.Н. Фунтова. - СПб: Питер, 2008. - 560 с.
- Гусев, Ю.В. Стратегия развития предприятий / Ю. В. Гусев. - СПб: Изд-во СПб УЭФ, 2014. - 160 с.
- Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова - М.: Магистр, 2013. - 528 c.
- Лоуренс, Дж. Гребиньяк Как заставить работать вашу стратегию / Лоуренс Дж. Гребиньяк. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2016. - 334 c.
- Мельников, В.П. Управление организацией / В.П. Мельников, М.Л. Марепков, А.Г. Схиртладзе. - М.: КНОРУС, 2016. – 314 с.
- Нечаева, С.Н. Оценка факторов экономической эффективности на микроуровне / С.Н. Нечаева, В.Б. Малицкая // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5. Экономика. - 2010. - № 3. - С. 83-88.
- Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. - М.: БЕК, 2016. - 476 с.
- Паламарчук, А.С. Экономика предприятия: Учебник / А.С. Паламарчук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 458 c.
- Полунина, Н.Л. Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности: современные подходы, показатели и факторы, на нее влияющие / Н.Л. Полунина // Проблемы развития учетно-аналитического пространства в условиях инновационного развития экономики: материалы Международной научнопрактической конференции 22 мая 2012 г. - Тамбов, 2012. – С. 14 – 28.
- Полунина, Н.Л. Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности / Н.Л. Полунина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. – С. 167 – 175.
- Портер, М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. - М.: Вильямс, 2005. - 608 с.
- Прудский, В.Г. Концепция стратегического анализа / В.Г. Прудский, П.В. Магданов // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2009. - № 1. – С. 51 – 61.
- Самарина, В.П. Экономика организации: Учебное пособие / В.П. Самарина, Г.В. Черезов, Э.А. Карпов. – М.: КНОРУС, 2014. – 200 с.
- Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – М.: ЮНИТИ, 1998. - 576 с.
- Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / Л.А. Чалдаева. - М.: Юрайт, 2013. - 410 c.
- Чернышова, Б.Н. Экономика организаций (предприятий, фирм) / Б.Н. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2011. – 536 с.