Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные таблицы 4 позволяют сделать вывод о том, что наибольшее влияние на организацию оказывают следующие факторы: изменения в налоговом законодательстве, рост темпов инфляции, спад в отрасли, удорожание энергоносителей.

Для идентификации анализа благоприятных возможностей и опасностей, с которыми может столкнуться ООО «Спектр», используем модель 5 сил М. Портера, включающую в себя следующие силы:

- конкуренция среди продавцов (появляется под влиянием структуры отраслевой конкуренции, условий спроса, высоты барьеров выхода в отрасли);

- угроза появления товаров-заменителей (существование полностью заменяющих товаров - серьезная конкурентная угроза, ограничивающая цены компании и ее прибыльность);

- способность поставщиков диктовать свои условия (угроза заключается в том, что поставщики могут поднять цены, вынуждая компанию снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль);

- угроза появления новых конкурентов (создает опасность прибыльности компании (этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы) и зависит от высоты барьеров входа в отрасль);

- способность покупателей диктовать свои условия (представляет угрозу давления на цены из-за потребности в лучшем качестве или сервисе).

В таблице 5 представлены главные конкурентные силы, оказывающие влияние на ООО «Спектр» согласно модели Портера.

Таблица 5

Влияние на ООО «Спектр» пяти сил конкуренции

Сила конкуренции

Влияние

1. Соперничество между имеющимися конкурентами

В настоящее время на рынке достаточно много предприятий по производству и реализации мебели.

Таким образом, эта угроза имеет сильное влияние на данное предприятие.

2. Угроза появления новых конкурентов

Эта угроза также является одной из самых существенных для предприятия. Рынок является довольно перспективным с точки зрения столичных и иностранных сетей.

3. Угроза появления товаров и услуг-заменителей

Необходимо расширение ассортимента предлагаемой продукции. Наблюдается низкая лояльность покупателей к товару. Требуется улучшение качества обслуживания.

4. Способность поставщиков торговаться

Эта угроза несущественна для организации, поскольку она имеет длительные связи с поставщиками, кроме того, поставщики предоставляют предприятию максимально возможные скидки и идут на уступки по условиям оплаты и доставки.

5. Способность покупателей торговаться

Большинство сетей предоставляют своим покупателям дисконтные карты и скидки на некоторые товары, что исследуемое предприятие предложить не может. При этом следует отметить тот факт, что многие покупатели чувствительны к различным скидкам.


Таким образом, наибольшее отрицательное воздействие на фирму оказывают: конкуренция среди продавцов (действующих конкурентов); угроза появления новых конкурентов; появления товаров и услуг-заменителей.

Кроме того, следует отметить барьеры ООО «Спектр» для входа и выхода на исследуемый рынок (таблица 6).

Таблица 6

Барьеры ООО «Спектр» для входа и выхода на исследуемый рынок

Барьеры для входа на рынок:

- административные барьеры (тяжело получить все необходимые документы: лицензии, свидетельства; высокие требования: сертификаты качества на продукцию и т.д.; тяжело получить разрешения всех инстанций)

- потребительские предпочтения (современные потребители предъявляют высокие требования не только к качеству реализуемых товаров, но и к обслуживанию, дизайну и оформлению, наличию дополнительных услуг и пр.);

- неспособность руководства определить маркетинговую стратегию развития (на данный момент предприятие работает «как получится»);

- высокая конкуренция.

Барьеры для выхода с рынка:

- долгосрочные и другие активы (в предприятие вложены инвестиции, которые были направлены на закупку нового оборудования, внедрение АСУ, частичный ремонт помещений; кроме того, большая часть денежных средств вложены в товарные запасы);

Окончание таблицы 6

- высокие затраты (при закрытии предприятия необходимо будет реализовать не только товарные запасы, но и оборудование предприятия. Так как они будут реализовываться по заниженной цене, это приведет к излишним затратам и убыткам, а также высокие затраты на покрытие задолженностей перед дебиторами, на покрытие обязательств, на сворачивание бизнеса);

- взаимодействие и интегрирование с другими фирмами (тесные связи с производителями и крупными оптовыми структурами);

- административные и социальные ограничения;

- сопротивление высшего руководства. Оно стремится сохранить независимость предприятия и остаться на рынке.

Анализ структуры потребительского рынка мебели показывает, что его большую долю составляют все семьи, имеющие собственное жилье и стремящиеся приобрести добротную надежную мебель. При этом большинство покупателей мебели предпочитают приобретать не готовые изделия, а комплектовать и заказывать мебель по своему вкусу и в соответствии с площадью помещения. Данная группа являются основными клиентами, на них и следует ориентироваться ООО «Спектр» при построении стратегии дальнейшего развития своей деятельности.


Для оценки факторов и явлений, влияющих на предприятие, проведен SWOT-анализ, представленный в таблице 16.

Таким образом, правильно проведенный SWOT-анализ дает представление о внешней среде и деловом климате, отличительных характеристиках деятельности предприятия и ее результатах; он позволяет сравнивать предприятие и его продукцию с конкурентами и их товарами, определять степень соответствия между положением компании и заявленными целями ее развития. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ООО «Спектр» обладает достаточным запасом конкурентоспособности в своей отрасли.

Таблица 16

SWOT-анализ ООО «Спектр»

Возможности:

1. Наличие собственного капитала

2. Сложившийся благоприятный имидж компании у потребителей

3. Большое количество поставщиков

Угрозы:

1. Рост цен

2. Нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств в Российской Федерации

Сильные стороны:

1. Хорошее качество продукции

2. Удобное «проходное» месторасположение магазина

3. Высокий профессиональный уровень обслуживающего персонала и специалистов службы сервиса

Предоставление скидок постоянным клиентам,

Повышение качества продукции на рынке

Изготовление продукции под заказ по индивидуальным размерам

Слабые стороны:

1. Регулирование цен на аналогичный товар со стороны конкурентов

2. Постоянное отслеживание товаров-новинок, тенденций в данной отрасли

Расширение ассортимента продукции

Разработка рекламной компании

Установление адекватных цен,

Расширение сферы влияния в отрасли

На основании результатов проведенного анализа деятельности предприятия, выявленных слабых и сильных сторон, можно сделать вывод, что ООО «Спектр» в настоящий момент менее конкурентоспособно по отношению к своим конкурентам, но имеет возможности для дальнейшего развития. Для этого необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие улучшению конкурентного положения, обратить внимание на его миссию, выработать цели и разработать конкурентную стратегию.

Таким образом, ООО «Спектр» необходима выработка конкурентной стратегии, направленная в будущее и позволяющая обеспечить ему устойчивое конкурентное положение на заданном рынке. 

Успех дальнейшего развития ООО «Спектр» зависит от трансформации подхода, направленного на сокращение затрат, в практику обеспечения конкурентоспособности в данной области.


Обобщая все вышесказанное необходимо отметить основные проблемы в деятельности и управлении ООО «Спектр», решение которых позволит повысить конкурентоспособность исследуемой организации:

- во-первых, снижение прибыли организации за счет уменьшения количества клиентов;

- во-вторых, низкая сфера влияния на рынок мебельной продукции;

- в-третьих, слабое продвижение за счет непроработанной рекламной политики;

- в-четвертых, отсутствие удовлетворенности ассортиментом предлагаемой продукции.

Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования стратегии развития ООО «Спектр» как способа повышения конкурентоспособности необходима разработка комплекса мероприятий, направленных на увеличение узнаваемости бренда среди потенциальных клиентов, а также расширение ассортимента предлагаемой продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящие время Россия находится в состоянии поиска путей развития. Такое положение обусловлено обострившейся политической обстановкой и вводом санкций против нашей страны ЕС и США. На первый взгляд такая ситуация несет в себе угрозу развития экономических отношений. Однако, результаты общественного мнения демонстрируют рост национального самосознания, сплоченности и патриотизма. Таким образом, учитывая менталитет российского народа, способного сплотиться перед лицом общей проблемы, можно предположить, что отечественные предприниматели отреагируют на призыв Президента к активной деятельности.

На фоне этого отмечается значительный рост предпринимательской активности. Государство в сою очередь создает условия, позволяющие ее повысить. В сложившихся условиях именно предпринимательство может стать ядром дальнейшего роста российской экономики, даже в санкционных условиях.

Рассматривая этот процесс, следует уделить особое внимание изучению факторов, влияющих на рост предпринимательской активности. Данные факторы традиционно разделяются на внешние и внутренние.

Для эффективного управления бизнесом необходимо учитывать внешнее окружение как единое целостное воздействие в силу того, что организация является открытой системой и зависит от используемых ресурсов и результатов взаимодействия с внешней средой. Организация должна своевременно и эффективно реагировать на изменения во внешней среде, приспосабливаться к ним, чтобы обеспечивать выживаемость и достигать поставленных целей.


В условиях сложной и динамично развивающейся внешней среды необходимо осуществлять постоянный мониторинг и анализ факторов влияния и на основании собранной информации прогнозировать тенденции и возможные ситуации во взаимодействии.

Сегодня единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного функционирования в стратегическом аспекте и непрерывного развития является детальное рассмотрение внешней и внутренней среды фирмы в их взаимосвязи. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного многомерного анализа с учетом индивидуальных особенностей компании при соответствующем кадровом, финансовом и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений в отношении повышения социальной и экономической эффективности деятельности предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер, пер. с англ. - СПб: Питер, 2002. - 544 с.
  2. Абрютина, М.С. Финансовый анализ / М.С. Абрютина. – М.: Дело и Сервис, 2014. - 192 c.
  3. Аксенов, А.П. Экономика предприятия: Учебник / А.П. Аксенов, И.Э. Берзинь, Н.Ю. Иванова; Под ред. С.Г. Фалько. - М.: КноРус, 2013. - 350 c.
  4. Акуленко, Н.Б. Экономика предприятия (организации): учебник / под ред. Н.Б. Акуленко. – М.: Инфра-М, 2014. – 420 с.
  5. Акулич, М. Анализ конкурентоспособности продукции в аспекте взаимоотношений с потребителями / М. Акулич // Маркетинг. - 2015. - №6. – С. 28 – 34.
  6. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб: Питер, 1999. - 416 с.
  7. Асаул, А.Н. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности. / А.Н. Асаул, Х.С. Абаев, Д.А. Гордеев. – СПб: Питер, 2007. – 386 с.
  8. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 c.
  9. Батырев, М.В., Манн И.Б., Турусина А.Ю. Согласовано! Как повысить доходы компании, подружив продажи и маркетинг / М.В. Батырев, И.Б. Манн, А.Ю. Турусина. Под ред. Ю. Потемкина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 176 с.
  10. Боумен, К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумен. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 425 с.
  11. Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В, Бочкарев. - СПб: Питер - Москва, 2013. - 432 c.
  12. Бочаров, В.В. Финансовый анализ. Краткий курс / В.В. Бочкарев. – М.: Книга по Требованию, 2014. - 240 c.
  13. Вачугов, Д.Д. Стратегия планирования. Основы менеджмента и рынка / Д.Д. Вачугов, В.Ф. Веснин // Социально-политический журнал. - 2016. - №8. – С. 11 – 17.
  14. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский // - М.: «Гардарика», 2017. – 247 с.
  15. Войтоловский, Н.В. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Н.В. Войтоловский - М: Юрайт, 2013 – 548 с.
  16. Волков, О.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 264 c.
  17. Грант, Р.М. Современный стратегический анализ. / Р.М. Грант; пер. с англ.; под ред. В.Н. Фунтова. - СПб: Питер, 2008. - 560 с.
  18. Гусев, Ю.В. Стратегия развития предприятий / Ю. В. Гусев. - СПб: Изд-во СПб УЭФ, 2014. - 160 с.
  19. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова - М.: Магистр, 2013. - 528 c.
  20. Лоуренс, Дж. Гребиньяк Как заставить работать вашу стратегию / Лоуренс Дж. Гребиньяк. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2016. - 334 c.
  21. Мельников, В.П. Управление организацией / В.П. Мельников, М.Л. Марепков, А.Г. Схиртладзе. - М.: КНОРУС, 2016. – 314 с.
  22. Нечаева, С.Н. Оценка факторов экономической эффективности на микроуровне / С.Н. Нечаева, В.Б. Малицкая // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5. Экономика. - 2010. - № 3. - С. 83-88.
  23. Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. - М.: БЕК, 2016. - 476 с.
  24. Паламарчук, А.С. Экономика предприятия: Учебник / А.С. Паламарчук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 458 c.
  25. Полунина, Н.Л. Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности: современные подходы, показатели и факторы, на нее влияющие / Н.Л. Полунина // Проблемы развития учетно-аналитического пространства в условиях инновационного развития экономики: материалы Международной научнопрактической конференции 22 мая 2012 г. - Тамбов, 2012. – С. 14 – 28.
  26. Полунина, Н.Л. Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности / Н.Л. Полунина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. – С. 167 – 175.
  27. Портер, М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. - М.: Вильямс, 2005. - 608 с.
  28. Прудский, В.Г. Концепция стратегического анализа / В.Г. Прудский, П.В. Магданов // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2009. - № 1. – С. 51 – 61.
  29. Самарина, В.П. Экономика организации: Учебное пособие / В.П. Самарина, Г.В. Черезов, Э.А. Карпов. – М.: КНОРУС, 2014. – 200 с.
  30. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – М.: ЮНИТИ, 1998. - 576 с.
  31. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / Л.А. Чалдаева. - М.: Юрайт, 2013. - 410 c.
  32. Чернышова, Б.Н. Экономика организаций (предприятий, фирм) / Б.Н. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2011. – 536 с.