Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компания находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым возможность выживания. Одной из задач является обеспечение такого взаимодействия организации с окружающей средой, которое способствовало бы росту ее социально-экономической эффективности, обеспечивало бы финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта[18].

Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетным является мнение, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя угрозы и возможности во внешней среде. Данное положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой степени неопределенности внешней среды[19].

Эффективность работы предприятия в условиях нестабильной экономики в значительной степени зависит от внешних факторов макросреды, которые на сегодняшний день можно объединить в следующие группы: экономические факторы, социальные факторы, экологические факторы, правовые факторы, научно-технические факторы, демографические факторы.

Экономические факторы макросреды охватывают сформировавшийся рынок труда, наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работников. Среди экономических факторов можно выделить особенности производственного сектора. При этом важно учитывать два аспекта развития производственной базы: отраслевой и региональный. В отраслевом аспекте изучается производственно-технологическая и организационная иерархия отраслевой структуры, ее ретроспективная динамика и перспективы. В региональном-надо изучить характер размещения производительных сил и конкретных объектов производственной инфраструктуры, определяющих структуру предложения в границах конкретного региона, особенности материально-технической базы производственных процессов, которые влияют на результативность производства и всей хозяйственной деятельности.

Учитывая особенности российского рынка, важно выделить в качестве особого структурного элемента производственно-транспортную инфраструктуру, ее мощность, протяженность, техническую оснащенность, а также действующие тарифы на перевозки[20].


Расширенную совокупность элементов объединяют экологические факторы. Выражающие взаимоотношения между обществом и природой, они включают три самостоятельные подгруппы элементов:природно-климатические; природно-ресурные; природоохранные.

Природно-климатические факторы выражают особенности географического местоположения потребительского рынка и удовлетворяющей его спрос предпринимательской структуры. Важно отметить, что требуют учета оба вида таких факторов, т. к. природные условия, в которых функционирует потребитель и предприниматель, могут не совпадать.

Природно-ресурсные факторы связаны с наличием, объемом, качеством и условиями использования всех видов природных ресурсов, используемых в предпринимательской деятельности. В их числе - природное сырье, запасы воды, топлива, энергии.

Природоохранные компоненты выражают степень загрязнения экосистемы, которая окружает территорию потребительского рынка, включающую все ее компоненты. Влияние природоохранных факторов выражается как в фиксированной степени экологического загрязнения, так и в форме, обусловливающей тип общественного поведения в отношении экологических проблем[21].

С точки зрения современной социально-этической потребности наиболее пристального внимания заслуживают социальные элементы макроокружающей внешней среды. Их группа, пожалуй, наиболее многочисленна. Пытаясь дать расширенную характеристику структуре, экономической природе и характеру воздействия на предпринимательскую деятельность этих элементов, можно выделить две подгруппы: элементы, имеющие материально-вещественную форму выражения; элементы, не имеющие такой формы[22].

Первая подгруппа представляет конкретные объекты социальной инфраструктуры конкретного рынка. Такие объекты включают широкий спектр систем и сетей, обеспечивающих средства к существованию отдельных лиц, их групп и общества в целом. Это объекты инженерного обеспечения, культурно-бытовой сферы, общественного транспорта, охраны общественного порядка, регионального и местного управления. Их наличие или отсутствие создает условия для определения способа ведения бизнеса, его масштаба и территориальной специфики. Например, в отсутствие широкой и разнообразной и отлаженной инфраструктуры сложно или практически невозможно развивать отдельные виды бизнеса (туризм, бытовые услуги, некоторые виды строительства).

Ко второй подгруппе относятся элементы т. н. социально-духовной среды. Именно они формируют психологический климат, общественные предпочтения, вкусы и пристрастия.


В социально-духовной среде можно выделить исторические традиции, присущие территориальному образованию, в границах которого концентрируется целевой сегмент потребителей, этические нормы, тип общественного устройства, мировоззрение и нравственные устои. К социально-духовной среде можно отнести национальные, расовые, религиозные особенности потребителей, обусловливающие специфику социального поведения и образа жизни.

Социальные элементы внешней среды формируют социальный базис предпринимательства в форме инфраструктурных объектов и спроса потребителей конкретных товаров. Эти же элементы приобретают особое значение при решении проблем конкуренции, определении конкурентоспособности фирмы на рынке. Известно, что наиболее действенными методами конкурентной борьбы являются ценовые и неценовые методы. При этом к неценовым методам относятся повышение качества товара и совершенствование его параметров, наиболее значимых для потребителя.

Однако с развитием рынка, интенсификацией предпринимательской деятельности и постепенным удовлетворением спроса на различные товары ставится задача использования дополнительных методов конкуренции. К таким методам относится конкуренция, основанная на укреплении имиджа и общественного признания производителя. Такие методы наиболее эффективны в рамках предметной (маркетинговой) конкуренции, когда товар, присутствующий на рынке, близок или полностью идентичен по качественным характеристикам, или высокая платежеспособность целевого рынка отодвигает ценовые факторы на второй план.

Конкурируя на основе имиджа, являющегося самостоятельной социально-психологической характеристикой, фирма концентрирует внимание на социальных (а точнее, социально-духовных) компонентах, на основе которых строится программа формирования общественного мнения по отношению к фирме, ее склонности и стремлению к решению общественных задач, предпринимательской этике и общей культуре. Реализация подобной программы обеспечивает создание дополнительных конкурентных преимуществ, объективно необходимых в активной конкурентной среде [4].

Научно-технические факторы отражают уровень научно-технического развития. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Научно-технические факторы включают: повышение престижа занятия научной деятельностью, развитие информационных технологий, переоснащение парка научного оборудования, противодействие «утечке мозгов».


Демографическая среда характеризуется: естественным перемещением населения, ожидаемой продолжительностью жизни, объемом миграции, уровнем демографической нагрузки. Например, снижение рождаемости снижает потребность в товарах на демографических рынках-детях, подростках, молодежи, что вынуждает предприятия адаптировать свою деятельность к потребностям людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, как в трудоспособном возрасте во многих регионах была меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

Политические факторы иногда рассматриваются как независимые факторы внешней среды, но их влияние на условия конкретного бизнеса обычно проявляется через другие факторы, в частности экономические, которые накладывают четко определенные ограничительные рамки на многие параметры предпринимательской деятельности. Политическая ситуация оказывает влияние и на другие экологические факторы: социальные, правовые, экологические. Наибольший "политический импульс"имеет правовая среда. Виды законов и других правовых актов, как правило, являются результатом политических процессов, лоббирования и социально-политического давления. Правовые документы любого вида всегда являются "жесткими" и однозначными ограничения предпринимательства.

В структуру внешних правовых факторов макросреды включаются Конституция, кодексы (налоговый, гражданский, гражданско-процессуальный, трудовой, бюджетный), федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министерств, а также иные нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

К международным факторам, которые оказывают воздействие на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности, можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др.

1.2. Анализ внутренней среды

Внутренняя среда - совокупность элементов организации как системы, их входных и выходных параметров, взаимосвязей и порядка взаимодействия, а также закономерностей функционирования. Иными словами, внутренняя среда - это все, что находится внутри организации, закреплено правами собственности и связано воедино имущественными отношениями[23].


Анализ внутренней среды - это процесс оценки деятельности организации за предшествующий период, который проводится в следующих направлениях:

- анализ структуры, состава и эффективности функционирования действующей модели хозяйственной деятельности;

- анализ деятельности высших органов управления;

- анализ итогов хозяйственной деятельности;

- оценка результатов деятельности по стратегическому развитию;

- оценка рыночной стоимости бизнеса[24].

Цель анализа внутренней среды – сформировать полное, непротиворечивое и достоверное мнение о том, что представляет собой организация как хозяйствующий субъект, как она функционирует и управляется, каковы результаты ее деятельности и как они формируются, какие имеются внутренние проблемы и возможности в настоящий момент.

Анализ модели хозяйственной деятельности, или бизнес-модели, направлен на тщательное изучение ее компонентов, которыми выступают:

1) ключевая идея деятельности представлена в виде одного-двух тезисов презентации собственников и руководства о том, какие виды деятельности должна вести организация. Ключевая идея лежит в основе операционной модели, миссии и видения будущего организации;

2) операционная модель - логически, содержательно и функционально взаимосвязанная последовательность основных и вспомогательных бизнес-процессов, которые осуществляет организация;

3) модель системы управления -идеальное описание системы управления организацией в терминах управленческой структуры, финансовой структуры, полномочий и ответственности высших органов управления; она отражает процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений;

4) организационно-правовая модель-описание структуры организации с точки зрения имущественных прав, административного подчинения, функциональной зависимости. Организационно-правовая модель представляет собой совокупность правовых документов, описывающих организацию деятельности органов управления, руководителей, работников и служащих, их полномочия и обязанности, а также организацию деятельности территориально удаленных подразделений;

5) система имущественных прав и имущественных отношений представляет собой практическую реализацию операционной модели, модели системы управления и организационно-правовой модели. Данная система формируется только на основании правовых возможностей законодательства и требований надзорных и регулирующих органов в регионах присутствия организации[25].