Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
- ключевые направления развития организации и других.
Качественная и количественная оценка указанных выше факторов служит основанием для формирования поля стратегических альтернатив, выбора стратегической позиции.
2. Оценка влияния внутренних и внешних факторов на деятельность ООО «Спектр»
2.1. Краткая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью «Спектр» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» с целью получения прибыли от его предпринимательской деятельности.
Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Полное фирменное наименование – Общество с ограниченной ответственностью «Спектр».
Сокращенное фирменное наименование – ООО «Спектр».
Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Общество является коммерческой организацией.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.
Целью деятельности ООО «Спектр» является удовлетворение общественных потребностей физических и юридических лиц в работах, товарах и услугах и получении прибыли.
ООО «Спектр» для достижения целей своей деятельности вправе нести обязанности, осуществлять любые имущественные и личные неимущественные права, предоставляемые законодательством обществам с ограниченной ответственностью, от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Спектр» является собственником имущества, приобретенного в процессе его хозяйственной деятельности, осуществляет владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом по своему усмотрению в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества, имущество учитывается на самостоятельном балансе.
Организация имеет право пользоваться кредитом в рублях и в иностранной валюте, отвечает по своим обязательствам всеми своими активами.
Исполнительным органом является Директор.
Предметом деятельности организации является производственно-коммерческая деятельность.
Основным видом деятельности ООО «Спектр» (по коду ОКВЭД) является: 36.12 - Производство мебели для офисов и предприятий торговли (36.1-Производство мебели, 36-Производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки, DN-Прочие производства, D-Обрабатывающие производства)
Дополнительные виды деятельности ООО «Спектр»:
- 36.13 - Производство кухонной мебели
- 36.14 - Производство прочей мебели
- 45.33 - Производство санитарно-технических работ
- 45.42 - Производство столярных и плотничных работ
- 45.43 - Устройство покрытий полов и облицовка стен
- 45.45 - Производство прочих отделочных и завершающих работ
Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу планов составляют договоры, заключаемые с покупателями, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.
Организация осуществляет производство мебели по индивидуальным проектам с использованием современных материалов по нескольким технологиям.
Мебель производится на современном оборудовании. Корпус изделий изготавливается из ЛДСП, фасады изготавливаются из ЛДСП, BOYKAPAK или плиты МДФ, облицованной пленками ПВХ: они могут быть матовые цветные, матовые с фактурой дерева, глянцевые, глянцевые металлик.
В производстве используется качественная фурнитура ведущих отечественных и зарубежных производителей.
Организационная структура ООО «Спектр» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Организационная структура ООО «Спектр»
Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера. Организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой.
На ООО «Спектр» большое влияние оказывают такие факторы внешней среды как:
- Экономические, т.е. влияние покупательской способности граждан, благосостояние граждан;
- Демографические, т.е. численность населения, возрастная структура;
Поставщики у ООО «Спектр» очень разные, в основном импортные производители, у организации заключены договора со многими поставщиками и находятся они в тесной взаимосвязи.
Покупатели являются важнейшей составляющей, так как в условиях насыщенного рынка вкусы и запросы их стремительно меняются. У ООО «Спектр» много потребителей различных возрастных категорий, которые удовлетворены изделиями, которые выполняет организация.
Конкуренты. ООО «Спектр» противостоит широкий спектр конкурентов.
Внешняя среда организации характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью. Неопределенность внешней среды зависит от качества информации. ООО «Спектр» не обладает достаточной информацией о своих конкурентах, не интересуется их особенностями и многими другими данными, конкурентов нужно знать в лицо и приспосабливаться к их стратегии.
Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организация представляет собой созданную человеком систему, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством.
2.2. Анализ внутренней и внешней среды организации
Руководством ООО «Спектр» выбрана стратегия прибыльности, которая требует развития управленческой системы.
В таблице 1 представлены результаты стратегического анализа внутренней среды организации на основе SNW-подхода.
Таблица 1
Стратегический SNW-анализ внутренней среды ООО «Спектр»
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиции |
||
S Силь-ная |
N Нейтраль-ная |
W Сла-бая |
|
Стратегия организации |
+ |
||
Организационная структура |
+ |
||
Финансы как общее финансовое положение |
+ |
||
Продукт как конкурентоспособность в целом |
+ |
||
Структура затрат (уровень себестоимости) по бизнесу (в целом) |
+ |
||
Дистрибуция как система реализации продукта (в целом) |
+ |
||
Информационная технология |
+ |
||
Способность к лидерству в целом (как синтез субъективных и объективных факторов) |
+ |
||
Уровень производства (в целом) |
+ |
||
Уровень маркетинга |
+ |
||
Уровень менеджмента |
+ |
||
Качество торговой марки |
+ |
||
Качество персонала |
+ |
||
Репутация на рынке |
+ |
||
Отношения с органами власти |
+ |
По данным таблицы 1 видно, что нейтральными для организации по отношению к существующим конкурентам следует считать такие позиции, как стратегия организации, организационная структура, финансовое положение, затраты, информационная технология и отношения с органами власти.
Необходимо отметить особенно важное обстоятельство, это то, что продукция ООО «Спектр» и система ее дистрибьюции являются сильной позицией на рынке. В глазах постоянных клиентов организация имеет благоприятный имидж. Однако, следует уделить внимание уровню менеджмента и управленческого персонала, что позволит сохранить и увеличить прибыль организации.
К слабым сторонам внутренней среды ООО «Спектр» необходимо отнести недостаток квалифицированных кадров, а также высокий износ дорогостоящего оборудования. Возможными угрозами являются появление конкурентов и высокая степень влияния поставщиков. Данные обстоятельства необходимо учитывать в обязательном порядке и постараться свести на нет их негативное влияние за счет использования возможностей и сильных сторон.
На ООО «Спектр» большое влияние оказывают такие факторы внешней среды как:
- Экономические, т.е. влияние покупательской способности граждан, благосостояние граждан;
- Демографические, т.е. численность населения, возрастная структура;
Глубина проникновения на рынок компаний представлена в таблице 2.
Таблица 2
Глубина проникновения на рынок компаний
№ |
Наименование организации |
Процентное соотношение |
1 |
«Ангстрем» |
32 |
2 |
КМК |
37 |
3 |
«Командор» |
13 |
4 |
«Столплит» |
8 |
5 |
ООО «Спектр» |
3 |
6 |
«СТМ-Мебель» |
7 |
7 |
ИТОГО |
100 |
Приведенные в таблице данные достаточно наглядно отображают фактическую популярность торговых точек среди потребителей. Процентное значение указывает на долю потребителей, которые фактически посещают торговую точку для совершения покупки. ООО «Спектр» стремится довести эту величину до величины, существенно отличающейся от конкурирующего предприятия, стать лидером на рынке. В результате исследования абсолютного лидера выявлено не было, а значит есть свободное пространство для расширения сферы влияния.
Для оценки сравнительных преимуществ произведен сравнительный анализ с основными предприятиями-конкурентами по 10-тибалльной шкале, информация представлена в виде таблицы 3. Данные таблицы свидетельствуют о том, что по данному направлению ООО «Спектр» занимает средние позиции.
Таблица 12
Сравнительный анализ ООО «Спектр» и конкурирующих организаций
Наименование параметров |
КМК |
Командор |
ООО «Спектр» |
Столплит |
Ангстрем |
1. Месторасположение (баллы) |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
2. Поставщики (баллы) |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3. Широта ассортимента (баллы) |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4. Имидж организации (баллы) |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
5. Используемая реклама |
телевидение, газеты |
телевидение, газеты |
газеты |
телевидение, газеты |
телевидение, газеты |
6. Маркетинговые исследования |
Посредством опроса |
Посредством опроса |
Нет |
Посредством опроса |
Посредством опроса |
7. Послепродажное обслуживание |
Используется |
Используется |
Используется |
Используется |
Используется |
8. Стимулирование работников отдела продаж |
Повременная форма оплаты |
Повременная форма оплаты |
Сдельная форма оплаты |
Сдельная форма оплаты |
Сдельная форма оплаты |
9. Качество продукции (баллы) |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
10. Торговая наценка, % |
28 |
28 |
35 |
35 |
35 |
В таблице 4 представлены результаты PEST-анализа внешней среды.
Таблица 4
PEST-анализ ООО «Спектр»
Факторы макросреды |
Характер влияния |
Степень влияния (-5)-(+5) |
Возможные действия организации |
Степень влияния (после принятия мер) (-5)-(+5) |
Политические факторы: 1) государственное регулирование 2) ослабление напряженности в регионе |
Положительное Положительное |
+5 +4 |
Подстроиться под требования Увеличить влияние на рынке |
0 +5 |
Правовые факторы: 1) повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов 2) изменения в налоговом законодательстве |
Отрицательное Отрицательное |
-3 -5 |
Знать и подстраиваться под требования Изучать и реагировать на изменения |
0 0 |
Экономические факторы: 1) рост темпов инфляции 2) спад в некоторых отраслях |
Отрицательное Отрицательное |
-4 -5 |
Отслеживать и заранее учитывать Следить за развитием отрасли |
-2 -4 |
Социальные факторы: 1) отношение к качеству товаров и услуг (повышение требований) 2) требование контроля за загрязнением окружающей среды |
Положительное Положительное |
+4 +5 |
Повышенное внимание к качеству Обращать внимание в рекламе на проблему экологии |
+5 +5 |
Технологические факторы: 1) ускорение и развитие научно- технического прогресса 2) разработка и внедрение новых технологий |
Отрицательное Отрицательное |
-3 -4 |
Следить за новшествами Тщательное изучение и анализ эффективности вводимых технологий |
0 0 |
Демографические факторы: 1) сокращение численности населения |
Отрицательное |
-4 |
Изучение демографической ситуации |
0 |
Окончание таблицы 4 |
||||
2) изменение возрастного состава населения (старение) |
Отрицательное |
-2 |
Изучение демографической ситуации |
0 |
Природные факторы: 1) истощение ресурсов 2) удорожание энергоносителей |
Положительное Отрицательное |
+5 -5 |
Увеличение производственных мощностей Введение режима экономичного использования электроэнергии |
+5 -3 |