Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические аспекты исследования проблемы адаптации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебная деятельность будет сопровождать ребенка на протяжение всех лет обучения в школе, но только на первых ступенях, она начинает формироваться – и будет являться ведущей.

В возрасте 6 – 7 лет происходят психофизические изменения в организме. Интенсивно развивается опорно – двигательная и сердечно – сосудистая системы. Изменяются пропорции тела, меняет регуляцию кровообращения – становится более совершенной. И самое главное – интенсивно развивается мозг. Все это заставляет ребенка испытывать дискомфорт, поэтому нередко учитель или родитель слышат подобные жалобы: рука устала писать, я очень устал, болит спина и т. д.

Высшая - нервная система на данном возрастном этапе подходит к концу свое формирования, организм ребенка перестраивается, развивается, растет.

По данным ученных физиологов, проводимые исследования показали, что в возрасте 7 лет у ребенка очень развита визуальная память. Именно посредством ее он усваивает большой процент нужной информации. Поэтому, учителям на уроке, в начальной школе, просто необходимо сопровождать объяснение материала наглядным материалов.

Перечень критериев здоровья на период поступления в школу ( 6, 5-7

лет).

Интеллектуальное развитие:

есть «багаж» знаний об окружающей среде, быте и т. д.; уметь проследить причинно – следственную связь;

проявление интереса в процессе узнавания нового.

Речевое развитие:

словарный запас примерно составляет 6, 5 т. слов; могут предсказать услышанную информацию;

знают все звуки родного языка;

строят небольшие предложения, использую предлоги и союзы. Социальное развитие:

могут рефлексировать свое поведение;

стремятся быть полезными, чтобы заслужить похвалу; могут индентифицировать окружающую обстановку;

не испытывают трудностей в коммуниции со взрослыми и сверстниками.

Также должно быть развито неустойчивое произвольное внимание, и умение быстрого его переключения с одного объекта на другой, спсобность к произвольному и непроизвольному запоминанию. Что касается процесса мышления: шестилетки должны уметь различать форму, цвет нахождения предмета в пространстве, находить различия, и уметь выцеплять часть из общего. Так для этого возраста характерны такие навыки организационной деятельности, как: планирование своей деятельности, пусть еще и в хаотичном порядке; следование инструкциям, особенно это заметно во время проведения игр; Нахождения своих ошибок и исправления их [13, с. 35].


По современным представлениям, доминирования функций левого полушария создает условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний [44, с. 69].

Таким образом, в возрастном интервале от 6-7 до 9-10 лет происходит существенные изменения в общем характере взаимодействия полушарий, в

результате которых у детей возрастают возможности произвольной осознанности регуляции своего поведения и высших психических функций.

Возрастает подвижность нервных процессов: в возрасте 6 – 7 лет возбуждение доминирует над торможением. Постепенно выравниваться эти процессы начинают только к 3 классу. Так. В данный возрастной период оказываются ярко выраженными индукционные отношения между возбуждением и торможением, и при этом отмечается способность последовательного торможения к быстрой концентрации. На момент возраста 7 – 10 лет у ребёнка его нервные процессы по своим свойствам становятся схожими с нервными процессами взрослого человека [26, с. 185].

К концу учебного года психолог школы дает индивидуальную оценку уровня адаптации первоклассников. При успешном протекании данного процесса, выделяют следующие показатели: снижение массы тела, редкие случаи заболевания, на протяжении учебного года, слабо выраженные невротические реакции. При неблагоприятном протекании: учащаются пропуски уроков по болезни, появляются функциональные расстройства, могут наблюдаться резкие невротические реакции (неврозы). Все неблагоприятные последствия тяжелой адаптации требуют корректировки со стороны психолога и педагогов школы.

Конечно здоровым детям намного проще перенести учебные и физические нагрузки, поэтому процесс адаптации протекает у таких детей быстрее и благополучней. Детям, с неудовлетворительным состоянием здоровья, приходиться тяжелее. Они плохо переносят стрессовую ситуацию (поступление в школу), у них наблюдается снижение работоспособности и ухудшение здоровья, что напрямую связанно с их дальнейшей

«неуспешностью» в обучении.

Есть ряд факторов, которые могут облегчить нездоровым детям данным период: правильно спланированный режима дня и корректно

составленная организация учебных занятий. Плотность учебной работы не должна превышать 80 % от всего дня проведенного ребенком в школе.

Требования организации учебного процесса, которые влияют на уровень протекания адаптации: проведение учебных занятий в первой половине дня, уменьшение количества часов уроков в середине недели, 5 – дневная учебная неделя, проведение, в средине учебного дня, динамических пауз или прогулок, а так же выполнение физ. минуток во время урока (не более 1 минуты), обучение без домашнего задания, дополнительные каникулы в середине 3 четверти [25, с. 65].


Все это имеет огромное значение, потому что начало школьной жизни

– это начало новой и особой, для ребенка, учебной деятельности, которая требует большой физической выносливости и умение справляться с умственным напряжением [18, с. 95].

Психологические условия, влияющие на адаптацию детей к школьному обучению

Процесс адаптации первоклассников к школе зависит от ряда различных фактором, которые делят на внешние и внутренние. К внешним факторам относят социальную активность ребенка, его взаимодействие с классным коллективом, родителями и учителями. Внутренние факторы отражают психофизическое состояние ребенка, его готовность к школе, уровень мотивации на момент поступления в первый класс. Внешние и внутренние факторы тесно связанны между собой. До конца, не ясно может ли один из них быть главным, а второй второстепенным, так как оба носят важную роль в формировании успешной адаптации ребенка к школе. Большинство психолог (С. И. Самыгин, В. И. Долгова и т. д.) все же относят внутренние факторы ребенка к второстепенным. Детско-родительские

отношения, по их мнению, влияют прямым образом на здоровье ребенка, его мотивацию и умению налаживать социальные контакты.

По результатам исследований, которые проводили ученые – психологи, оптимальным стилем воспитания, для успешной адаптации в школе, является тот стиль, в котором ребенка воспринимают, как активного субъекта семейных отношений. Обычно дети из таких семей достаточно активны, любознательны и инициативны. Однако, на данный момент, таких семей очень мало.

Кроме стиля семейного воспитания, есть еще ряд факторов, которые могут помочь или навредить ребенку в сложном, для него периоде, - адаптации.

Перечислим причины затруднений.

  1. Несформированности элементов и навыков универсальных учебных действий.

Они являются важным новообразованием старших дошкольников. Следствием такой несформированности является снижение успеваемости школьника по учебным предметам. Именно это может являться основной трудностью. Причин несформированности элементов УУД достаточно много. Одной из важных является особенности интеллектуального развития школьника, Педагогическая запущенность и невнимательное отношение родителей и учителей к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности, также могут послужить причиной несформированности.


  1. Низкий уровень школьной мотивации.

Родители при общении с учителем жалуются, что такой ребенок не способен самостоятельно приняться за дело и постоянно хочет играть. Первопричиной может стать стремление родителей ребенка его

«инфантилизировать».

В данной проблеме необходимо различать первичную и вторичную несформированности учебной деятельности, так как вторичная происходит в

результате разрушения мотивации учения под воздействием неблагоприятных факторов. Внешние симптомы схожи с симптомами внутренними: недисциплинированность, отставание в учебе, безответственность, но, как правило, на фоне достаточно высоко уровня познавательных способностей.

  1. Неспособность к правильной регуляции поведения.

Проявляется в неорганизованности, невнимательности, зависимости от взрослых. Причину недостаточного уровня произвольности поведения ребенка при отсутствие первичных нарушений, чаще всего ищут в особенностях семейного воспитания: это либо потворствующая гиперпротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая гиперопека (полный контроль, со стороны родителей, к поведению ребенка).

Проблемы в общении и налаживания контакта со сверстниками и учителем.

Каждый ребенок по-своему индивидуален, невозможно найти двух одинаковых детей. Каждый имеет свой уровень подготовки, индивидуальный психологические характеристики и даже разный уровень физического развития. Протекание психологических и когнитивных процессов – все имеет односложный характер. Если у одного развито произвольное внимание, то внимание второго приходится поддерживать с помощью дополнительно мотивационного материала. У одних развита слуховая память, а другим помогает их зрительное восприятие материала и т. д. Нельзя упускать такие вещи из виду, учителю необходимо учитывать разницу между детьми и стараться найти индивидуальный подход к объяснению информации, чтобы у детей не возникало трудностей в обучении. Это порой непросто сделать, для этого в каждой школе сидит психолог, который может помочь детям, с помощью различных методик, развить тот или иной когнитивный процесс

[28, c.17-20].

Исследования, проводимые психологами, очень значимое место выделяется эмоциональным проявлениям ребенка при отсутствии положительных характеристик для адаптации. Новые требования очень меняют эмоциональный фон ребенка, он становится раздражительным, рассеянным, причина этому частые стрессы из – за новизны ситуаций. Нельзя не уделять этому должного внимания, так как можно довести организм до эмоционально истощения и вызвать ряд психических расстройств у маленькой личности.


Можно выделить объективные и субъективные критерии адаптации. Так, к первым относят продуктивность и успешность деятельности, деловую включенность, статус личности в коллективе и т. д. Ко вторым - эмоциональное самочувствие индивида, его активность психофизиологического состояния, удовлетворенность работой (учебой) и так далее.

Так, Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько выделяют следующие критерии уровня адаптации первоклассников.

  1. Успешность обучения; хорошая успеваемость; овладение знаниями, умениями и навыками по основным школьным предметам; отношение к труду.
  2. Положение в структуре межличностных отношений – статус этих отношений, положение в них; уровень общительности; эмоциональное самочувствие.
  3. Общественно – значимая активность; самостоятельность в выполнение социальной деятельности, инициативность [31, с. 9].

Э. М. Александровская и С. М. Тромбах предлагают в качестве критериев адаптации эффективность учебной деятельности усвоение школьных норм поведения, успешность социальных контактов.

В ходе социальной адаптации ребенок сам меняет социально – психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться в новой обстановке, к

ранее неизвестным людям приходиться не только ученику, но и классному руководителю.

К проблемам или трудностям, связанным с самим фактом поступления в школу, обычно относят:

  1. трудности связанные с новым режимом дня;
  2. адаптации ребенка к классному коллективу;
  3. трудности локализующиеся в области взаимоотношения с учителем;
  4. трудности обусловленные изменением домашней обстановки ребенка.

По срокам адаптация протекает примерно 6 – 7 недель, но, при затруднениях может притекать и дальше или вовсе превратиться в дезадаптацию.

Ребенку приходиться потрудиться, чтобы вжиться в новую социальную для него роль. Нужно наложить отношения с новыми людьми (одноклассниками, учителями). Перестроить свой режим дня, не проявлять двигательной активности 40 минут и стараться удерживать и концетрировать сове внимание на учебном предмете. Все это не так легко для 7 летнего ребенка.

При поступлении в школу у него появляются совершенно иные обязанности, чем были всего лишь год назад. Ему приходиться получать новые знания и стараться удерживать их. Учебная деятельность занимает большую часть времени его новой жизни. На смену игровой деятельности приходит учебная, а так охота еще поиграть с товарищами в песочнице. Научиться учиться – главная задача, которую носит в себе учебная деятельность. Но на пути любых задач встречаются свои трудности.