Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое А.Г. Маклаковым. Они отличаются друг от друга тем, «что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.». Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться, но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности – это, прежде всего, общие способности, а творческие – специальные, определяющие успех творчества.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  • Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
  • Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
  • Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
  • Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  • Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
  • Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  • Гибкость мышления.
  • Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
  • Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
  • Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей. Творческое воображение.
  • Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [9].

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В.П. Синельников выделили следующие универсальные творческие способности:

  • Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
  • Умение видеть целое раньше частей.
  • Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

    • восприятие проблемы;
    • поиск решения;
    • возникновение и формулировку гипотез;
    • проверку гипотез; их модификацию;
    • нахождение результатов.

Он выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

  • легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
  • гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
  • оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;
  • точность выполнения заданий. [22]

Можно сделать определенный вывод, что творческое воображение и качество творческого мышления являются обязательными компонентами творческих способностей.

Известный психолог Л. Выготский, определял, что «творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что-то новое. Утверждая, что творчество необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека». [24]

Психолог Я. Пономарев, широко трактуя понятие «творчество» определял это понятие как «механизм продуктивного развития» и не считал «новизну» решающим критерием творчества. [25]

Заслуживает внимания взгляд на творчество передовых учителей-практиков (В. Сухомлинский, В. Шаталов, Ш. Амонашвили и др.). Например, В. Сухомлинский определял творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развивается самобытность и индивидуальность каждого ребенка. [2]

В «Педагогике» В.А. Сластенина под творческими способностями понимаются способности, отражающие глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованиям сегодня является развитие творческой личности, «способной выходить за пределы известного, принимать не стандартные решения, создавать продукты, характеризующихся новизной». А.П. Торренс, создатель системы измерений творческих способностей, говорил, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности».

Обязательными компонентами творческих способностей являются эстетическое воспитание, воображение, мышление, практические навыки, умения.


На основе теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, Н.А. Ветлугина выделила показатели, по которым возможно определить эстетические отношения, способности, проявляющиеся в творчестве, качество творческих действий и продукции. Она рассматривала творческие способности в комплексе и выделила следующие их особенности:

  • эстетическое отношение автор видит в развитии способности воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;
  • творить по законам красоты (выразительно читать стихи, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему);
  • оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;
  • самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.

Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, «творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения». Важным компонентом в структуре творческих способностей, по мнению А.А. Мелик- Пашаева, является «эстетическое отношение – способность воспринимать чувственный облик вещей и явлений как выражение внутренней жизни, в чем-то родственной человеку».

Эстетическое отношение – духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним. Эстетическое отношение зависит как от богатства и многообразия природных и социальных качеств и связей объекта, так и от развитости эстетических способностей субъекта, его включенности в систему общественных отношений. Объектом эстетического отношения могут служить художественные произведения, обладающие «принудительной» силой эстетического внушения, заложенной в него предшествующей творческой деятельностью.

Основу эстетического отношения у младших школьников составляют эмоциональность, интерес, активность ребенка, а становление эстетического отношения к искусству, происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Эстетическое отношение, характеризуется такими показателями как: способность различными способами вербальными и невербальными выражать свои впечатления от воспринятого; способность чувствовать, определять и оценивать выразительно-смысловые элементы формы произведений разных видов искусства.


Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или выполнить творческую работу.

Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение, психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Воображение функционирует на различных уровнях: по степени выраженности может быть пассивным и активным, в свою очередь активное подразделяется на воссоздающее и творческое.

Результаты действий, открывающие или создающие новые предметы, явления, ситуации связано с творческим воображением, т.к. возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность – это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности.

Художественно-творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, А.В. Петровский, и др.).

Как показывают исследования Л.С. Выготского, «воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом». Отсюда автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…». Опыт, потребности, интересы – все это способствует развитию воображения в детском возрасте.

Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа структурирования образов, которое осуществляется через способность разделять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта.

А.В. Петровский выделяет такие «приемы комбинирования в воображении: соединение частей разнородных объектов и изменения количества частей предмета и смещения». Подобные, присущие детям приемы воображения, называет и Я.А. Дудецкий – «включение объекта в новую ситуацию, изменение условий действия объекта, одушевление неживой природы, придание объекту несвойственных ему качеств».


В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у младших школьников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Дети возраста трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает «комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя».

Так Б.Г. Ананьев установил, «что в процессе развития данной деятельности формируются не только соответствующие способности, но и первичные элементы способностей к другим смежным деятельностям. Достаточно заменить выражение первичные элементы способностей на элементарные способности, чтобы увидеть, что указанная закономерность хорошо подтверждает понимание сущности и структуры способностей».

На основании анализа исследования нами было выбрано понятие творческие способности. Творческие способности – это процесс индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности, проявляющихся в стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве умения владеть выразительными средствами при создании творческого продукта, уровне развития творческого воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области. (по С.В. Погодиной).

Исследователи Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев, Л.С. Выгодский, Е.П. Торренса, а также С.В. Погодина, выделяют обязательные показатели творческих способностей и их характеристики у детей младшего школьного возраста:

  • «эстетическое отношение» – способность понимать и воспринимать чувствительный облик вещей и явлений (А.А. Мелик-Пашаев).
  • «творческое воображение» – способность создавать образы предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления (Е.П. Торренс).
  • «владение выразительными и изобразительными средствами» – умение видеть цвет, форму, композицию и т.д., и применять различные изобразительные материалы при создании творческого продукта (С.В. Погодина).

Перейдем к понятию творческой личности. Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности. [28]