Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Материалы стандарта подводят к выводу:

а) внеурочная деятельность нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;

б) внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

в) происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Вышеперечисленные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности младших школьников:

1. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

2. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность[15].

Основными ориентирами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:

- запросы родителей, законных представителей учеников;

- приоритетные направления деятельности школы;

- интересы и склонности педагогов;

- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту.

Педагогические средства развития творческих способностей разнообразны, но все они направлены на достижение одного результата - развить таланты учащихся. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится творческая деятельность ребенка.


Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:

    • принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);
    • поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);
    • требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;
    • признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать. [11]

Д.Н. Дружинин считает, что для активизации творческой деятельности необходимо: отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышления; создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения; социальное подкрепление творческого поведения [12].

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

1) проблемное изложение знаний;

2) дискуссия;

3) исследовательский метод;

4) творческие работы учащихся;

5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [13].

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:

1) по результату (продукту) деятельности;

2) по способу ее протекания (процессу).

Обратимся к работе Б.М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». [16] Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции. Таким образом, возникает большая педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять». [17]


Исследователи выделяют условия и факторы, способствующие развитию творческих способностей ребенка. Важнейшие из них: правильная организация обучающей среды, т.е. создание психологической безопасности; отсутствие внешнего оценивания. [18]

Внеурочная деятельность школьников направлена на создание условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие, сформируют правосознание и добровольческую инициативу учащихся, их способность на социально значимую деятельность.

Основными задачами организации такой деятельности являются:

· создание комфортных условий для реализации образовательных целей;

· равномерное распределение учебной нагрузки школьников;

· ознакомление учащихся с разносторонней деятельностью;

· помощь ребенку на пути к социализации в обществе;

· воспитание целеустремленности и трудолюбия.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны преподавателей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Заключение

Развитие творческих способностей, креативного потенциала младших школьников, является актуальной проблемой, что подтверждает рассмотренная нами психолого-педагогическая, учебная и методическая литература по данному вопросу. «В мире, который «всегда нов», невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей личности» [20]. Творчество является обязательным фактором социализации.

Зарубежные психологи, определяют творческие способности через характеристики процесса, исследуют преимущественно дивергентные продукты. В отечественной психологии развитие направлено, исследование процессов творческого мышления, как решения творческих проблем.

Рассмотрев теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:

  1. Творческая деятельность – это деятельность человека, в результате которой мы получаем что- то новое, что приводит нас к новым знаниям, отражающим новое отношение к действительности.

2) Воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.


Успешная реализация развития творческих способностей возможна при взаимодействии школы и семьи. Необходимо вовремя увидеть способности, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

Такие стороны личности, как, ум, чувство, характер принимают участие в творческой деятельности, поэтому необходимо воспитывать их в ребенке.

Деятельностное взаимодействие учащихся и педагога является одним из педагогических условий эффективности системы творческих заданий, т.к. важно, чтобы воздействие было неразрывным, должно быть воздействие субъектов друг на друга, в этот момент происходит сотворчество.

Таким образом творческая способность детей младшего школьного возраста понимается под созданием ребенком нового продукта творчества (рисунок, лепка, стих, рассказ и т.п.); придумывание образов, дополняя ранее не использованными деталями; проявление инициативы.

Список использованной литературы

1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] / Л.Н. Азарова // Начальная школа. - 1998. - № 4. - С. 80.

2. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей// Психологический журнал 1995. Т. 16. №5. С. 12-16. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте [Текст]/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.-224с.

3. Бтемирова, Р.И. Использование краеведческого материала на уроках математики [Текст] / Р.И. Бтемирова // Начальная школа.- 2007.- № 4. - С.39.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1998.- 187 с.

5. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. -- Фрунзе, 1990.

6. Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / И.Гладилина. // Воспитание школьников.- 2008.- №9.- С.14 - 17.

7. Гликман, И.З. Подготовка к творчеству [Текст] / И.З.Гликман // Научно - практ. журнал Одаренный ребенок.- 2007.- № 3.- С.34 - 41.

8. Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].

9. Дубровина, И.В. Психология [Текст]/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. - М.: Академия, 2000 - 464 с.

10. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: Просвещение, 2002 - 365 с.

11. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности школьника [Текст] / - М.: Педагогика, 1975.


12. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия [Текст]/ И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1987.- 912 с.

13. Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс

14. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. - 400с.

15. Немов, Р.С. Психология. - [Текст]: В 3 т. Т.2 / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 1995. - 384 с.

16. Немов,Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений Кн. з. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 631 с.

17. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10. - С. 34-37.

18. .Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/ И.П .Подласый. - М.: Владос, 2000. - 176 с.

19. Полат, Е.С. Метод проектов [Текст]: типология и структура / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - №9. - С. 13.

20. Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. / - СПб.: Еврознак, 2001. - 656с

21. Роботова А.С., Леонтьев Т.В. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / - М.: Издательский центр «Академия»,2000.-208с.

22. Российская педагогическая энциклопедия: [электронный документ] в 2-х т. - М.: Большая рос. энциклопедия, 1993 - Т. 1. - (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php). 3.11.2009.

23. Савенков, А.И. Психология творчества и современное образование [Текст] / А.И.Савенков // Научно - практ. журнал Одаренный ребенок.- 2007.- № 3.- С.6 - 33.

24. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст]/ А.И.Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 220 с.

25. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] / М.Н. Скаткин.- М.: Просвещение, 1995. - 144 с.

26. Степановская, В.М. Воспитание творчеством [Текст] / В.М. Степановская // Начальная школа. - 2007.- №6.- С. 60 - 62.

27. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности [Текст], М.: Наука, 1975.

28. Туник Е.Е. Диагностика креативности Тест: Торренса Е.[Текст], СПб.: ИМАТОН,1998.

29. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - М.: Просвещение, 1990. - 260 с.

30. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. - М., 2007. С.13.

31. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. С.64

32. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет [Текст]/Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика,1999.-274с