Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 2
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Материалы стандарта подводят к выводу:
а) внеурочная деятельность нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
б) внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
в) происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Вышеперечисленные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности младших школьников:
1. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
2. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность[15].
Основными ориентирами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:
- запросы родителей, законных представителей учеников;
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту.
Педагогические средства развития творческих способностей разнообразны, но все они направлены на достижение одного результата - развить таланты учащихся. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится творческая деятельность ребенка.
Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:
-
- принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);
- поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);
- требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;
- признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать. [11]
Д.Н. Дружинин считает, что для активизации творческой деятельности необходимо: отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышления; создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения; социальное подкрепление творческого поведения [12].
Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:
1) проблемное изложение знаний;
2) дискуссия;
3) исследовательский метод;
4) творческие работы учащихся;
5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [13].
Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:
1) по результату (продукту) деятельности;
2) по способу ее протекания (процессу).
Обратимся к работе Б.М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». [16] Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции. Таким образом, возникает большая педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять». [17]
Исследователи выделяют условия и факторы, способствующие развитию творческих способностей ребенка. Важнейшие из них: правильная организация обучающей среды, т.е. создание психологической безопасности; отсутствие внешнего оценивания. [18]
Внеурочная деятельность школьников направлена на создание условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие, сформируют правосознание и добровольческую инициативу учащихся, их способность на социально значимую деятельность.
Основными задачами организации такой деятельности являются:
· создание комфортных условий для реализации образовательных целей;
· равномерное распределение учебной нагрузки школьников;
· ознакомление учащихся с разносторонней деятельностью;
· помощь ребенку на пути к социализации в обществе;
· воспитание целеустремленности и трудолюбия.
Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны преподавателей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.
Заключение
Развитие творческих способностей, креативного потенциала младших школьников, является актуальной проблемой, что подтверждает рассмотренная нами психолого-педагогическая, учебная и методическая литература по данному вопросу. «В мире, который «всегда нов», невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей личности» [20]. Творчество является обязательным фактором социализации.
Зарубежные психологи, определяют творческие способности через характеристики процесса, исследуют преимущественно дивергентные продукты. В отечественной психологии развитие направлено, исследование процессов творческого мышления, как решения творческих проблем.
Рассмотрев теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:
- Творческая деятельность – это деятельность человека, в результате которой мы получаем что- то новое, что приводит нас к новым знаниям, отражающим новое отношение к действительности.
2) Воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.
Успешная реализация развития творческих способностей возможна при взаимодействии школы и семьи. Необходимо вовремя увидеть способности, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.
Такие стороны личности, как, ум, чувство, характер принимают участие в творческой деятельности, поэтому необходимо воспитывать их в ребенке.
Деятельностное взаимодействие учащихся и педагога является одним из педагогических условий эффективности системы творческих заданий, т.к. важно, чтобы воздействие было неразрывным, должно быть воздействие субъектов друг на друга, в этот момент происходит сотворчество.
Таким образом творческая способность детей младшего школьного возраста понимается под созданием ребенком нового продукта творчества (рисунок, лепка, стих, рассказ и т.п.); придумывание образов, дополняя ранее не использованными деталями; проявление инициативы.
Список использованной литературы
1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] / Л.Н. Азарова // Начальная школа. - 1998. - № 4. - С. 80.
2. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей// Психологический журнал 1995. Т. 16. №5. С. 12-16. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте [Текст]/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.-224с.
3. Бтемирова, Р.И. Использование краеведческого материала на уроках математики [Текст] / Р.И. Бтемирова // Начальная школа.- 2007.- № 4. - С.39.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1998.- 187 с.
5. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. -- Фрунзе, 1990.
6. Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / И.Гладилина. // Воспитание школьников.- 2008.- №9.- С.14 - 17.
7. Гликман, И.З. Подготовка к творчеству [Текст] / И.З.Гликман // Научно - практ. журнал Одаренный ребенок.- 2007.- № 3.- С.34 - 41.
8. Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].
9. Дубровина, И.В. Психология [Текст]/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. - М.: Академия, 2000 - 464 с.
10. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: Просвещение, 2002 - 365 с.
11. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности школьника [Текст] / - М.: Педагогика, 1975.
12. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия [Текст]/ И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1987.- 912 с.
13. Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс
14. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. - 400с.
15. Немов, Р.С. Психология. - [Текст]: В 3 т. Т.2 / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 1995. - 384 с.
16. Немов,Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений Кн. з. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 631 с.
17. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10. - С. 34-37.
18. .Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/ И.П .Подласый. - М.: Владос, 2000. - 176 с.
19. Полат, Е.С. Метод проектов [Текст]: типология и структура / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - №9. - С. 13.
20. Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. / - СПб.: Еврознак, 2001. - 656с
21. Роботова А.С., Леонтьев Т.В. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / - М.: Издательский центр «Академия»,2000.-208с.
22. Российская педагогическая энциклопедия: [электронный документ] в 2-х т. - М.: Большая рос. энциклопедия, 1993 - Т. 1. - (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php). 3.11.2009.
23. Савенков, А.И. Психология творчества и современное образование [Текст] / А.И.Савенков // Научно - практ. журнал Одаренный ребенок.- 2007.- № 3.- С.6 - 33.
24. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст]/ А.И.Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 220 с.
25. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] / М.Н. Скаткин.- М.: Просвещение, 1995. - 144 с.
26. Степановская, В.М. Воспитание творчеством [Текст] / В.М. Степановская // Начальная школа. - 2007.- №6.- С. 60 - 62.
27. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности [Текст], М.: Наука, 1975.
28. Туник Е.Е. Диагностика креативности Тест: Торренса Е.[Текст], СПб.: ИМАТОН,1998.
29. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - М.: Просвещение, 1990. - 260 с.
30. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. - М., 2007. С.13.
31. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. С.64
32. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет [Текст]/Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика,1999.-274с