Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 2
Творческая личность - это личность способная проникать в суть идеи и внедрять их вопреки всем преградам до получения практического результата». Именно это имел в виду Т. Эдиссон.. [28]
Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, В.Я. Кан-Калик и другие).
Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Поэтому творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным признаком такой личности считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.
Следует обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином «творческая личность» находится термин «креативная личность».
Наиболее удачный подход к этому определению предложила С.О. Сысоева [31]. Под креативной личностью следует понимать такую, которая имеет внутренние предусловия (личностные задатки, нейрофизиологические задатки), которые обеспечивают ее творческую активность, то есть не стимулированную внешне поисковую активность не всегда является продуктивной. Продуктивную творческую активность называем творческой деятельностью, то есть таким творческим процессом, вследствие которого возникает новое движение.
Творческая личность - это креативная личность, которая впоследствии влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека дополнительных мотивов, личностных задатков, способностей, которые влияют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности.
Творчество - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом творчества может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Ощущение и восприятие отражает отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Творчество соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений творчество раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, творчество глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.
Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации [10]. Развивать творческие способности, повышать интеллектуальный уровень помогает творческая деятельность.
Совокупность свойств и качеств личности, которые являются необходимыми для успешного осуществления творческой деятельности, которые в процессе позволяют преобразовывать предметы, явления, образы, искать нестандартные решения, открывать новое – это творческие способности.
Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Г.В. Лабунской, B.C. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной позволили сформулировать рабочее определение детского творчества. Учитывая все, что наработано учеными в области творчества, под творчеством детей дошкольного и младшего школьного возраста понимают - создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, мультфильма, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, мультфильме и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
Умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления (дивергентное мышление); нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования, предвосхищения; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом – эти компоненты, наиболее полно отражают понятие творческих способностей.
2 Характеристика младшего школьного возраста в формировании творческих способностей детей
Для начала следует остановится на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. С психологической точки зрения дошкольное и школьное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, т.к. в этом возрасте дети стремятся познавать окружающий мир. Тем самым преподаватели, вовлекают в различные виды деятельности, что способствует расширению детского опыта. Накопленный опыт и знания позволят открывать творческие способности во всех проявлениях. От того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. [17]
В начальный период учебной работы с детьми следует, обратить внимание на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая о необходимости развития остальных. Внимание детей к моменту поступления в школу должно сформироваться достаточно прочно, стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Недостаточно развитое внимание является первоочередной трудностью в начале обучения в школе. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к третьему классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. У ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Память у детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. Память постепенно становится произвольной, осваивается мнемотехника. С 6 до14 лет у них активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации. Чем старше становится младший школьник, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Еще большее значение, чем память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. В практике часто встречается ситуация, когда обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной тем более словесно-логической форме, так же бывает и наоборот.
В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [14].
Учебная деятельность становится ведущей деятельностью с приходом в школу, а главным направлением развития младшего школьника становится развитие эмоционально-волевой сферы, дисциплинированности, организованности, ответственности.
Младший школьник хоть и маленький человек, но уже со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Младший школьный возраст называют вершиной детства, поскольку ребенок не теряет детские качества, такие как, легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Изменения в мотивационной сфере начинаются в младшем школьном возрасте. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Ребята получают удовольствие от прочитанных книг, иллюстраций в них, так же прослушивание музыки, рисование и просмотр фильмов доставляют массу эмоций. В это время они не подозревают того, что это и есть эстетическое отношение, но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.
Младший школьный возраст является особенным возрастом для развития эстетического отношения, где главную роль играет преподаватель. Используя это, педагоги способны основать фундамент эстетически развитой личности и заложить мировоззрение, что позволит сформировать отношение ребенка к миру, тем самым произойдет развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Воображение ребенка считается одним из составляющих творческих способностей. Оно же , в свою очередь формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи различных действии. Для воображения характерна высокая степень конкретности и наглядности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области.
По утверждению Л.С. Выготского , творчество - норма детского развития. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует[4]. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.
В этот период жизнь самая настоящая, реальная, всегда нас окружающая - вот что возбуждает его деятельность. В этом периоде ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он уже не мистик и мечтатель. Он - реалист.
Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. К основным критериям проявления творческого воображения младших школьников относят:
- оригинальность выполнения детьми творческих задач;
- использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.
Начальная школа – является ответственным периодом в жизни человека, т.к. в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора.