Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников

Творческие способности являются одной из самых дискуссионных и актуальной проблемой в современной педагогике и психологии. Возникают определенные затруднения в определении понятия «творческие способности» связаны они с общепринятым бытовым пониманием этого термина. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Поэтому, для начала, мы выясним сущность понятий «творчество» и «способности».

В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно (исследования Б.Г. Ананьева, B.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, Б.М. Теплова и других).

Психология творчества как наука начала складываться на рубеже XIX- XX столетий. Творчествов прямом смысле есть созидание нового. Понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, творческой деятельности.

Исследования, посвященные проблемам развития детского творчества, не раз показывали, что в дошкольном возрасте у ребенка открывается ряд черт, характеризующих его как творца. Проявляется активность и инициативность в освоенных приемах работы по отношению к новому, использование оригинальных способов решения поставленных задач и т.п.

Творческая деятельность младшего школьного возраста достаточна специфична. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое.

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Я.А. Пономарев пришел к выводу, что творчество имеет в своей сути определенную схему, которая раскладывается на три составляющие: постановка проблемы, в данном случае работает мышление человека, активизируется сознание; далее вступает в работу бессознательное, по сути творческий талант, и на последующем этапе вновь активизируется сознание.


Творчество спонтанно, не планируемо. Оно нецелесообразно, непроизвольно, иррационально и не поддается (в момент творческого акта) регуляции со стороны сознания. В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира, направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»: творческий продукт только подстегивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

В различных видах изобразительной деятельности развитие способности к творчеству идет от подражания педагогу к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта к творческой инициативе. Приобретенный навык позволит ребенку в каждом новом художественном продукте, использовать различные изобразительные и выразительные возможности художественных материалов для получения нового и необычного в рисунке, аппликативной работе и т.д. Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества не сам по себе, а для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок [2].

В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов. [3].

Творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Итак, творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника [8].

Элемент творчества присутствует в любом виде деятельности, поэтому правильно говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.п. Следовательно, творческие способности представляют собой сплав многих качеств.


До середины XX века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять интеллектуальные способности привела к созданию тестов на умственный показатель. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний.

Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:

  1. Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но недостаточные условия творческой активности личности.
  2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет.
  3. Творческая способность креативность − является независимым от интеллекта фактором.

Изучение феномена креативности осложняется тем, что в оценке творческих характеристик исследователь имеет дело, прежде всего, с качеством явления. Исследование креативности на собственно научном материале было осуществлено в 1959 году группой ученых во главе с Дж. Гилфордом.

Многие психологи связывают творческие способности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [9].

Люди, обладающие дивергентным мышлением, при решении какой-либо проблеме начинают искать решения во всех возможных направлениях, для того, чтобы рассмотреть, как можно больше вариантов.

Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  • Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.
  • Гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую.
  • Оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов.
  • Любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире.
  • Ирреальность – логическая независимость реакции от стимула.
  • Фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией.
  • Способность решить проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
  • Способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д..

Для развития творческих способностей детей, педагогу необходимо обратить внимание на развитие таких психических процессов, как:

  • восприятие;
  • воображение;
  • мышление;
  • внимание;
  • память.

Выше перечисленные процессы являются общими и крайне необходимыми для творческой деятельности. Развитие способностей одна из самых интересных и острых проблем психологии. В истории отечественной психологии проблема развития способностей по своей теоретической и практической значимости относится к одной из фундаментальных проблем психологии, достаточно широко предоставленной в трудах отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса, В.А. Крутецкого. Особую актуальность приобрели исследования по изучению природы творчества А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев), по разработке принципов и способов создания диагностических методик с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, А.В. Петровский. Их психолого - педагогические исследования дают нам основание считать, что определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной, рассматривается как интегративная характеристика личности.

Такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи, играют значительную роль в творческой деятельности [4].

И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [7].

Философ А. Спиркин определяет, что творчество - это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, особенностей, закономерностей, а также методов исследования и превращения материального мира или духовной культуры; если же он новый только для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения [23].

По определению Д.Б. Богоявленской, способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование, нового знания или умения в практической деятельности, в рамках нашего исследования, такой деятельностью является, изобразительная деятельность младших школьников. В.Н. Дружинина, под способностями понимает «индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения». К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.


Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов. В понимание способностей, ученый вкладывает несколько идей: Во-первых, индивидуально-психологические особенности (отличающие одного человека от другого); во-вторых, не всякие индивидуальные особенности, можно считать особенностями, а лишь такие, которые ведут к успешности выполнения какой-либо деятельности (или деятельностей); в-третьих, «способность» не сводится к знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у человека.

Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как творческая деятельность, техническое и художественное творчество, математика, спорт, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения в разных видах деятельности, зависит от сочетания различных способностей, при этом сочетание, дающее один и тот же результат, может быть выполнен всевозможными способами. При отсутствии необходимых задатков, к развитию одних способностей, их нехватка может быть компенсирована за счет более сильного развития других.

Наиболее общую классификацию способностей выделяет А.Г. Маклаков: общие и специальные. Рассмотрим указанные способности: «Общие способности это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности». К ним можно отнести, например: уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

«Специальные это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические».

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется.

Помимо разделения способностей на общие и специальные, В.А. Крутецкий разделяет способности на теоретические и практические.

«Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно- теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным практическим действиям». В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.