Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Непосредственность детских реакций и впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они удовлетворяют свое любопытство, стремятся испытать все на себе, им нравится применять новые для них наименования, замечать вслух, что кажется красивым и что неприятным.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться - мышление. Завершается, наметившийся в дошкольном возрасте переход, от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах, объём такого рода занятий сокращается. Образное мышление всё меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста, проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, и "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, а также "художников", с ярким, образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребёнка, то есть от типа обучения (система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, Л.В. Занковой).

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Особую роль в развитие произвольного внимания у ребёнка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребёнок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать своё поведение[14].

3 Методики изучения творческих способностей младших школьников

Творческие способности затруднительны для изучения, поскольку в психодиагностике не найдены достоверные способ измерения креативности.


Методика измерения креативности Е. Торренса «Неполные фигуры», является наиболее распространенной и широко применяемой в настоящее время. Суть данной методики следующая: на отдельных бланках ребенку показывают изображения простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и предлагают на сновании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри фигуры, так и за контуром в любом удобном ракурсе фигуры. При этом, качество рисунков при анализе не учитывается, т.к. нас интересует замысел композиции, ассоциации, связанные с фигурой, воплощение идеи, а не художественный навык. Время не ограниченное, так как при появлении рамок, у ребенка появляется тревожность и неуверенность в выполнении задания. Благодаря этой методике, мы можем в достаточной мере изучить особенности воображения, проследить процесс выполнения. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к пробелам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для срисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания, поскольку на основе каждой из тест-фигур выполняется большое число рисунков. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формулирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что и проявляется в создании разнообразных рисунков.

Методика Е. Торренса активизирует воображение, выявляет видение целого раньше частей. Мы уже упоминали, что в основе механизмов воображения лежат процессы диссоциации и ассоциаций, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Характерной деятельностью для детей данного возраста является изобразительная. Она позволяет получить практический материал для анализа ребенка.

Анализ каждого выполненного творческого задания позволит точно определить уровень развития креативных способностей учащихся. Гибкость использования идей – одна из характеристик творческого воображения, в результате чего, позволяет разделить все детские работы на творческие (не повторяющиеся детали и т.п.) и нетворческие (типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения). Чем больше оригинальных изображений, тем больше пластичность фантазии.


С.Ю. Лазарева рекомендует оценку результатов творческой деятельности учащихся осуществлять с помощью шкалы "Фантазия", разработанной Г.С. Альтшуллером позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения. Шкала "Фантазия" включает пять показателей: новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явление), незначительное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)); убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью) [8].

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке.

С.А. Гречко рекомендует следующие методики исследования воображения и творческих способностей [6]: методика "Вербальная фантазия" (речевое воображение). Ребенку дают задание – придумать рассказ на любую тему и изложить его устно в течение 5 минут. При этом тема или сюжет рассказа должен быть придуман в течении минуты, по истечению данного времени ребенок приступает к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам: скорость процессов воображения; необычность, оригинальность образов воображения; богатство фантазии; глубина и проработанность образов; впечатлительность, эмоциональность образов.

В отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей. Что же касается диагностики креативности, то нужно отметить, что работ в этом направлении почти нет. Стоит отметить лишь исследование, проведенное Д.Б. Богоявленской и предложенный ею «метод креативного поля». Она выделила единицу измерения творческих способностей, названную «интеллектуальной инициативой». Она отказалась от традиционной тестовой модели измерения креативности, интеллектуальная инициатива проявляется в самостоятельной постановке исследовательской задачи, не стимулированной потребностью выполнить задание методики. В рамках этого метода Д.Б. Богоявленской было сконструировано несколько методик, достоверность которых является спорной из-за субъективности выбранного внешнего критерия. Работы в этом направлении продолжаются.

Методика «Развитие воображения и творчества» (И. Н. Волоцкова). Цель методики: выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.


  1. Материал: неоконченные тексты. Участники прослушивают начало рассказа «Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На трамвайной остановке под одним зонтиком стояли две девушки. Они о чем- то разговаривали. Вдруг…» (необходимо продумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут). Критерии оценки: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, неожиданность концовки.
  2. Материал: отдельные слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Обучающиеся записывают слова, затем используя их составляют логический рассказ.
  3. начертите в тетради кружок диаметром 2 см. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок. После окончания некоторые рисунки демонстрируют. Далее начертите такой же круг, но поместите справа и слева по черточке. Это будет исходный материал. К нему надо добавить сколько угодно других штрихов и получить изображение предмета. Вопрос: При каком варианте задача решается легче и почему?

Методика «Развитие детского воображения, детской фантазии». (И. Н. Волоцкова). Цель: Развивать у обучающихся интерес к творчеству.

  1. Вопросы. Какая у вас любимая сказка? Какое ваше любимое животное? Каким животным вам хотелось стать?
  2. Тест- игра. Напишите пожалуйста четыре названия животных (н-р: кошка, собака, петух, дятел). Расшифровка: ты дома; ты в школе; ты думаешь; на самом деле.
  3. Творческое задание из книги «Грамматика фантазии. Сказки по телефону» Джанни Родари. (Идея, лежащая в основе книги, проста, она сводится к тому, что воображение не есть привилегия не многих выдающихся индивидов, что им наделены все.).

Методика «Что было бы, если...» (К. Фопель). Цель: развивает творческие способности детей, помогает лучше узнать детей, понять их чувства, надежды и желания. Использовать по окончании работы или в конце дня.

Инструкция: Я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы если бы ты превратился в какое- нибудь животное? Каким бы животным тебе хотелось бы тогда стать и почему? Дайте каждому ребенку решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок должен выйти на середину. Назвать это животное, показать как оно движется, как «разговаривает». На вопросы типа «Что было бы, если бы…» не бывает правильных или неправильных ответов. Мы хотели просто развить фантазию и интуицию детей. Другие вопросы для обсуждения в этой игре:

  • Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?
  • Куда ты полетишь, если у тебя ковер- самолет?
  • Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?
  • Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь? и т. д.

4 Педагогические средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Во внеурочной деятельности возможно и целесообразно решать задачи развития, воспитания и социализации школьников. В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты требуют, чтобы внеурочная деятельность учащихся была неотъемленной частью образовательного процесса в школе. Время на внеурочную деятельность не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д., занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования[15]. Внеурочная деятельность дает школьникам возможность расширить свои знания. План занятий должен формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • художественно-эстетическое;
  • научно-познавательное;
  • военно-патриотическое;
  • общественно-полезная деятельность;
  • проектная деятельность.

В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности:

  • · Игровая деятельность
  • · Познавательная деятельность
  • · Проблемно-ценностное общение
  • · Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
  • · Художественное творчество
  • ·Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
  • · Трудовая (производственная) деятельность
  • · Спортивно-оздоровительная деятельность
  • · Туристско-краеведческая деятельность

Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.