Файл: Понятие и виды трудового стажа (Понятие трудового стажа и эволюция его правового регулирования в России).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты трудового стажа
1.1. Понятие трудового стажа и эволюция его правового регулирования в России
Глава 2. Порядок расчета трудового стажа
2.1. Порядок расчета страхового стажа
2.2. Порядок расчета общего трудового стажа
Глава 3. Некоторые проблемы учета трудового стажа согласно новациям пенсионного законодательства
Введение
Актуальность. Право граждан на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от их участия в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила законодательное закрепление через институт трудового стажа. Понятие трудового стажа является обобщенным, не имеет самостоятельного юридического значения и определения, закрепленного в законе. В наиболее общем виде под трудовым стажем можно понимать суммарную продолжительность трудовой, служебной, иной общественно-полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано возникновение и реализация прав граждан на социальное обеспечение и отдельные виды социальных гарантий.
Проведение пенсионной реформы, переход на страховые принципы пенсионного обеспечения вызвало появление нового вида трудового стажа – страхового. С 1 января 2015 г. в пенсионное законодательство России внесены значительные изменения, касающиеся, в частности и страхового стажа.
Цель курсовой работы – исследовать порядок исчисления страхового и общего трудового стажа в России.
Задачи работы:
- исследовать понятие трудового стажа и рассмотреть эволюцию его правового регулирования в России;
- рассмотреть виды трудового стажа;
- рассмотреть порядок исчисления страхового стажа;
- рассмотреть порядок исчисления общего трудового стажа;
- выявить проблемы в современном законодательстве в плане регулирования страхового стажа.
Объектом исследования является порядок исчисления страхового и общего трудового стажа в России.
Теоретической базой и методологическими основами исследования составили общенаучные методы социального познания: системный, сравнительный, институциональный, исторический, логический.
Научно-методической основой работы являются нормативно-законодательные акты, регулирующие проведение пенсионной реформы в России, научные издания, публикации в экономических периодических изданиях.
Глава 1. Теоретические аспекты трудового стажа
1.1. Понятие трудового стажа и эволюция его правового регулирования в России
Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития[1]. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в социальном законодательстве. Достаточно четко эта идея подтверждается при анализе развития законодательного регулирования вопросов исчисления трудового стажа в нашей стране за последние 20 лет. В течение жизни одного поколения законодатель несколько раз менял правила исчисления стажа, внося неопределенность не только в правовое регулирование, но и в жизненные планы миллионов людей.
Под трудовым стажем понимают продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности граждан, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, когда и где она протекала, которая порождает определенные правовые последствия (право на пенсию, на пособие по временной нетрудоспособности и т.д.)[2].
В пенсионном обеспечении трудовой стаж является юридическим фактом, который не только определяет право на получение пенсии, но и в значительной степени влияет на размер пенсии. Каждый человек, выбирая тот или иной вид деятельности, должен иметь четкое представление о том, каковы перспективы его пенсионного обеспечения в связи с осуществлением этой деятельности. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»[3] предусматривал, что пенсионное обеспечение осуществляется с учетом двух видов трудового стажа – общего и специального.
При этом основным видом стажа был общий стаж, под которым понимали суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, с учетом которой устанавливались пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца (статья 88 указанного закона).
В общий стаж помимо периодов работы, включались также периоды общественно полезной деятельности: военная служба; подготовка к профессиональной деятельности и иные периоды, в том числе, уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности (статья 92 указанного закона). Таким образом, женщина, имеющая троих детей, могла рассчитывать на то, что при назначении пенсии по старости ей будет засчитано 9 лет общего стажа за рождение и воспитание детей.
Проведение пенсионной реформы, переход на страховые принципы пенсионного обеспечения вызвало появление нового вида трудового стажа – страхового. При этом, как отмечают специалисты[4], в законодательстве нет единого определения понятия этого вида стажа.
Впервые определение понятия страхового стажа было дано в Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[5], в статье 1 которого страховой стаж был определен как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.
Далее в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования»[6] страховой стаж был определен как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях»[7] дал еще одно определение этого вида стажа. Согласно статье 2 указанного закона страховой стаж ─ это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Очевидно, что определение, данное в Федеральном законе «О трудовых пенсиях» более полное, реально отражающее содержание этого понятия.
Нужно отметить, что среди иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, упоминался также период отпуска по уходу за ребенком. Однако содержание этой нормы существенно изменилось по сравнению с законом «О государственных пенсиях». Период ухода за ребенком теперь может быть засчитан в стаж не только матери, но и отцу, так как в законе сказано «одного из родителей». Это, безусловно, положительный момент. Но, в то же время, появилась и норма, значительно ухудшающая положение родителей по сравнению с Законом 1990 г., так как в Законе о трудовых пенсиях было предусмотрено, что в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Таким образом, за одного ребенка в стаж засчитывался период не три года, а всего лишь полтора. И, во-вторых, общая продолжительность периода, засчитываемого в страховой стаж, составила три года, а не девять лет, как было в Законе 1990 г., то есть, учитывалось рождение и воспитание всего двоих детей, а не троих, как это было ранее. По всей видимости, при разработке и принятии Закона о трудовых пенсиях перед законодателями не стояла цель стимулирования рождаемости.
Закон о трудовых пенсиях вступил в силу с 1 января 2002 г. и по идее должен был распространяться на те правоотношения, которые возникли после вступления в силу этого закона. Между тем законодатель придал этому закону обратную силу, ухудшив тем самым положение родителей по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Такое положение дел, не допустимое с точки зрения права, вызвало недовольство и возмущение среди населения и послужило поводом для многочисленных обращений граждан в различные инстанции, в том числе и в Конституционный Суд РФ.
Рассматривая одно из таких заявлений, Конституционный Суд РФ подчеркнул[8], что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также – в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Говоря о том, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Тем не менее, Конституционный Суд РФ сделал вывод о признании нормы Закона о трудовых пенсиях, которая не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Эта позиция не согласуется с реальными потребностями государства в рассматриваемый период. Речь идет о демографической проблеме в нашей стране: уровень рождаемости недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, население России сократится к 2015 г. на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 г. – 124,9 млн. человек. Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами.
Об остроте проблемы можно судить уже по тому факту, что в 2007 г. Указом Президента РФ была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.[9]. Одной из основных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года является повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей.
В последние годы был внедрен целый ряд мер, направленных на повышение рождаемости, среди которых следует отметить такие, как материнский (семейный) капитал, ежемесячное пособие на третьего ребенка в возрасте до трех лет, выделение земельных участков для строительства, льготные ипотечные программы и т.д.
Как отмечается в Концепции, реализацию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. предполагается осуществлять в том числе и путем дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития.
Нужно отметить, что все эти меры дали определенный положительный эффект. Рождаемость в стране в последние годы увеличилась и даже превысила смертность. Увеличилось число семей, в которых появился второй или последующий ребенок.