Файл: Понятие и виды трудового стажа (Понятие трудового стажа и эволюция его правового регулирования в России).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты трудового стажа
1.1. Понятие трудового стажа и эволюция его правового регулирования в России
Глава 2. Порядок расчета трудового стажа
2.1. Порядок расчета страхового стажа
2.2. Порядок расчета общего трудового стажа
Глава 3. Некоторые проблемы учета трудового стажа согласно новациям пенсионного законодательства
Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.
Исчисление продолжительности периодов работы до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Глава 3. Некоторые проблемы учета трудового стажа согласно новациям пенсионного законодательства
При проведении пенсионной реформы 2002 г. общий трудовой стаж как основополагающий критерий для назначения пенсии был заменен страховым стажем, правила исчисления которого были существенно ужесточены по сравнению с правилами исчисления общего трудового стажа. Тогда это оправдывали тем, что требуемая величина стажа была снижена с 25/20 лет для мужчин/женщин до 5 лет (заметим, что минимальная величина общего трудового стажа, дававшая право на назначение пенсии, пусть и не в полном размере, составляла те же самые 5 лет). Новая реформа увеличивает продолжительность необходимого страхового стажа втрое – до 15 лет. Поэтому целесообразным выглядело бы предложение о приближении содержания и правил исчисления страхового стажа и периодов, засчитываемых в страховой стаж, к содержанию и правилам исчисления общего трудового стажа, тем более, что нынешняя реформа вводит дополнительное, более жесткое условие назначения страховой пенсии по старости – минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом п. 3 ст. 8 Закона о страховых пенсиях, устанавливающий минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, означает, что для низкооплачиваемых работников фактическая продолжительность страхового стажа существенно превысит установленный законом минимум в 15 лет и приблизится к 30 годам.
Термин «общественно-полезная деятельность» (ч. 2 ст. 1 Закона о страховых пенсиях) нигде больше в законе не упоминается. Поэтому, во-первых, непонятно такое единичное использование этого термина и, во-вторых, создается впечатление, что, с точки зрения государства, деятельность граждан в периоды, засчитываемые в страховой стаж (например, служба в вооруженных силах, уход за детьми), не является общественно полезной.
Поскольку за некоторые из периодов, засчитываемых в страховой стаж, на лицевой счет застрахованного лица в Пенсионный фонд России (ПФР) перечисляются средства из федерального бюджета, было бы логично и целесообразно использовать понятие «общественно-полезная деятельность» именно к этим периодам, либо, чтобы не было путаницы с аналогичным термином, использовавшимся в прежнем законодательстве, изъять его из нового законодательства.
В ч. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях вместо двух вариантов исчисления общего трудового стажа, применяемых в действующем законодательстве (ч. 3, 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), используется вариант, который определяет стаж посредством отсылочной нормы о том, что эти периоды могут включаться в стаж с применением правил подсчета, предусмотренных законодательством, действовавшим в период выполнения соответствующей работы (деятельности). Таким образом, лицу, желающему понять, как обстоят дела с его страховым стажем, придется изучить соответствующие нормы пенсионного законодательства, действовавшего в стране на протяжении последних 40–50 лет.
Среди периодов, засчитываемых в страховой стаж, с трех до шести лет в общей сложности увеличена продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях), что, как предполагается, должно оказать благоприятное воздействие на демографическую ситуацию в стране. Этой же цели подчинена норма п. 12 ст. 15 указанного закона, в соответствии с которой индивидуальный пенсионный коэффициент за полный календарный год указанного периода (непосредственно влияющий на размер пенсии) возрастает с 1,8 при уходе за первым ребенком до 5,4 при уходе за третьим или четвертым.
В п. 6 ст. 13 Закона о страховых пенсиях упомянуты только два случая льготного учета страхового стажа (работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности). На самом деле таких периодов существенно больше (в частности, работа непосредственно в полевых условиях в экспедициях, врачебная деятельность в сельской местности и по определенной профессии, труд работников ведущих горных профессий на подземных горных работах). Было бы целесообразно дополнить данный пункт, указав в нем все случаи льготного исчисления стажа.
В Законе о страховых пенсиях продолжительность работы в течение календарного года за пределами льготно исчисляемого периода не учитывается, что выглядит достаточно нелогично, поскольку гражданин, занятый в течение года на других работах помимо работы, исчисляемой льготно, в стажевом отношении приравнивается к лицу, которое работало только на льготно исчисляемой работе. И у такого гражданина при выходе на страховую пенсию могут возникнуть проблемы, связанные с недостаточностью стажа.
Почему законодатель раз за разом предпочитает перенести в новое законодательство недостатки старого, а не исправить их, воспользовавшись подходящим случаем – не вполне понятно.
В соответствии с нормами Закона о государственных пенсиях 1990 г. величина общего трудового стажа (в том числе в льготном исчислении) непосредственно влияла на размер пенсии. В действующем Законе о трудовых пенсиях и новом Законе о страховых пенсиях эта связь полностью отсутствует, поскольку размер пенсии в этих обоих случаях зависит исключительно от суммы перечисленных в ПФР страховых взносов. В новациях Закона о трудовых пенсиях (п. 17, 18 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях), которые должны были начать действовать с 1 января 2015 г., предусматривалось увеличение либо уменьшение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в зависимости от величины страхового стажа на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые. Но даже такая паллиативная норма не была перенесена в новое законодательство.
Новый закон по-прежнему не решает вопрос о восстановлении в полном объеме пенсионных прав лиц, страховые взносы с заработной платы которых за определенный период не были перечислены (перечислены не полностью) в ПФР, в частности вследствие объективных причин или недобросовестности работодателя. Если эти суммы невозможно взыскать, например, с конкретного работодателя, то индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, а, следовательно, и размер страховой пенсии оказываются заниженными. Заметим, что вина за создавшуюся ситуацию ложится не на застрахованное лицо, а на государство, которое не сумело обеспечить надлежащий надзор и контроль за перечислением страховых взносов.
В данном случае следовало бы ввести в законодательство норму о том, что, если факт работы гражданина установлен, а взыскать неперечисленные страховые взносы не представляется возможным, то исчисление индивидуального пенсионного коэффициента за подтвержденный период и суммы, подлежащей к зачислению на индивидуальный (персонифицированный) счет застрахованного лица в ПФР, осуществляется по тем же правилам, как и в случае периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Выводы
Таким образом, к проблемным вопросам исчисления страхового стажа согласно нового пенсионного законодательства можно отнести:
1) новая реформа увеличивает продолжительность необходимого страхового стажа втрое – до 15 лет. Поэтому целесообразным выглядело бы предложение о приближении содержания и правил исчисления страхового стажа и периодов, засчитываемых в страховой стаж, к содержанию и правилам исчисления общего трудового стажа, тем более, что нынешняя реформа вводит дополнительное, более жесткое условие назначения страховой пенсии по старости – минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента;
2) термин «общественно-полезная деятельность» нигде больше в законе не упоминается. Поскольку за некоторые из периодов, засчитываемых в страховой стаж, на лицевой счет застрахованного лица в Пенсионный фонд России (ПФР) перечисляются средства из федерального бюджета, было бы логично и целесообразно использовать понятие «общественно-полезная деятельность» именно к этим периодам, либо, чтобы не было путаницы с аналогичным термином, использовавшимся в прежнем законодательстве, изъять его из нового законодательства;
3) в Законе о страховых пенсиях упомянуты только два случая льготного учета страхового стажа (работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности). На самом деле таких периодов существенно больше. Было бы целесообразно дополнить данный пункт, указав в нем все случаи льготного исчисления стажа;
4) в Законе о страховых пенсиях продолжительность работы в течение календарного года за пределами льготно исчисляемого периода не учитывается, что выглядит достаточно нелогично, поскольку гражданин, занятый в течение года на других работах помимо работы, исчисляемой льготно, в стажевом отношении приравнивается к лицу, которое работало только на льготно исчисляемой работе;
5) новый закон по-прежнему не решает вопрос о восстановлении в полном объеме пенсионных прав лиц, страховые взносы с заработной платы которых за определенный период не были перечислены (перечислены не полностью) в ПФР, в частности вследствие объективных причин или недобросовестности работодателя. В данном случае следовало бы ввести в законодательство норму о том, что, если факт работы гражданина установлен, а взыскать неперечисленные страховые взносы не представляется возможным, то исчисление индивидуального пенсионного коэффициента за подтвержденный период и суммы, подлежащей к зачислению на индивидуальный (персонифицированный) счет застрахованного лица в ПФР, осуществляется по тем же правилам, как и в случае периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Заключение
Под трудовым стажем понимают продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности граждан, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, когда и где она протекала, которая порождает определенные правовые последствия (право на пенсию, на пособие по временной нетрудоспособности и т.д.). В пенсионном обеспечении трудовой стаж является юридическим фактом, который не только определяет право на получение пенсии, но и в значительной степени влияет на размер пенсии.
Выделяют следующие виды трудового стажа:
– общий трудовой стаж, для оценки пенсионных прав граждан;
– страховой стаж, для назначения страховых пенсий и определения их размера;
– нормативный страховой стаж для определения размера страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца;
– профессиональный страховой стаж для учета трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными;
– страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
– стаж государственной службы, для определения права граждан на государственное пенсионное обеспечение и установление его размера.
Особое значение в сфере социального обеспечения имеет страховой стаж, который с 1 января 2015 г. используется не только для назначения страховой пенсии, но и для определения ее размера. В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» под страховым стажем понимается, учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Страховой стаж исчисляется в календарном порядке. Исключение: периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ.
В случае совпадения по времени нескольких периодов, входящих в страховой стаж, при назначении пенсии учитывается только один из них по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии. Эти нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы независимо от их продолжительности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, засчитываются периоды работы, которая выполнялась в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
С 1 января 2015 г. пенсионными баллами оценивается каждый год страхового стажа (включая «нестраховые» периоды – служба в армии, отпуск по уходу за ребенком и др.).
Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.