Файл: Теория и практика разделения властей (ПОНЯТИЕ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Арбитражные суды России подразделяются на арбитражные суды субъектов, Федеральные арбитражные суды районов. Арбитражным судам предлагается рассмотреть экономические споры между юридическими лицами.[60]

Следует также отметить, что все судьи и все суды являются федеральными и не подчиняются местным органам власти.

Третьей частью судебной системы Росси является конституционный суд. Конституционный суд играет огромную роль в системе разделения властей. Конституционный суд обладает большими полномочиями в области конституционного контроля. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного производства[61].

Согласно действующему законодательству, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по предложению Президента Российской Федерации.

Конституционный суд обладает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

В связи с вступлением России в Совет Европы юрисдикция Европейского суда теперь распространяется на территорию России. Это сейчас самый высокий судебный орган для России и ее граждан.[62]

Все суды действуют в рамках единой судебной системы Российской Федерации. Он включает: 1) Федеральные суды и 2) суды субъектов Российской Федерации.

Конституция устанавливает основные минимальные требования и квалификацию применительно к кандидатам на должность судей. Любой гражданин, который отвечает этим требованиям, имеет право пройти квалификационный экзамен для судьи в порядке, установленном законом. [63]

Конституция устанавливает существенный принцип осуществления судебной системы, который определяет его статус в государстве, регулируемом верховенством закона[64].

Несменяемость судей также проявляется в том, что судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без его согласия.

Таким образом, судебная власть признается как своего рода государственная власть наряду с законодательной и исполнительной властью, а ее органы пользуются независимостью. Эта независимость судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Судебная власть принадлежит не только высшим судам (Верховный суд и т. д.), Но и всем судам Российской Федерации. Они находятся на одном уровне с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Конституции). Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их независимость и взаимный баланс. В этой системе суды связаны с обязательством законодательной и исполнительной власти применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на свои должности, но судебная система имеет возможность де-факто отменить законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, если они объявлены неконституционными.


3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ РФ

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательные, исполнительные и судебные ветви власти. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть независимыми.[65]

Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, но фактически реализуется на практике в разных странах мира и происходит в разных формах, вариантах, не теряя своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя и имеет свои особенности.[66]

Согласно действующей Конституции, ее многоэтнический народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Захват власти кем-либо является незаконным. Власть может осуществляться людьми либо напрямую, самым высоким выражением которой является референдум и свободные выборы, либо через государственные органы и органы местного самоуправления. Органами государственной власти на федеральном уровне являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации[67].

Государственные органы Российской Федерации строят свою деятельность на принципах, лежащих в основе конституционного строя России. Ответственность за защиту прав и свобод человека лежит на государстве. Чтобы исключить незаконную узурпацию власти и нарушение прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

Механизм, установленный Конституцией Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, очень сложный. Президент-арбитр в споре между властями[68].

Каждая функция исполнительной власти имеет свои собственные сферы деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и во многом характеризуют ее сущность. Вопрос о функциях исполнительной власти является ключевым в теории исполнительной власти, а на переходном этапе современной России приобретает научное и практическое политическое значение в организации деятельности исполнительных органов.

К сожалению, судебная власть в России по-прежнему остается слабым местом. Программирование конституционных принципов судебной системы и судопроизводства осуществляется с трудом. И в этом случае есть оппозиция и давление со стороны других ветвей власти[69].


Таким образом, принцип разделения властей в современной России признается, конституционно закреплен и в какой-то мере применяется в строительстве и функционировании государственных учреждений. Создание хорошо функционирующего механизма сдержек и противовесов является одной из важнейших задач России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.

Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

Принцип разделения властей воплощен в Российской Федерации в ходе радикальных демократических реформ.

Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными органами может быть установлен демократический режим правления.

Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами.

Конституционный принцип, в соответствии с которым «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную исполнительную и судебную», предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.


В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать.

Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая «система сдержек и противовесов» применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств.

Прежде всего, принцип разделения властей является одним из основных гарантов прав и свобод человека. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей - это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 3 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

2. О Конституционном Суде РФ: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1 (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994. №13. Ст. 1447.

3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2 (в ред. от 26.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997. №51. Ст. 5712.

4. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1–ФКЗ (в ред от 5.02.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997. №1. Ст.1.

5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184 (в ред. от 5.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18.10.1999. №42. Ст. 5005.

6. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 (в ред. от 3.04.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28.05.2012. №22. Ст. 2754.


Специальная литература:

7. Анишина В.И. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации: учебное пособие. — М.: Российский государственный университет правосудия, 2014. — 905 c. 

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – M.: Норма, 2015. – 768с.

9. Безруков А.В. Законодательная власть в России. Проблемы и пути реализации: учебное пособие. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 69 c. 

10. Виноградов В.А., Мазаев В.Д., Масленникова С.В. Конституционное право Российской Федерации. – M.: Юрайт, 2014. – 692с.

11. Габричидзе Б.Н. Система органов государственной власти России: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 479 c. 

12. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Проспект, 2014. – 125с.

13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – M.: Проспект, 2015. – 592с.

14. Марченко М.Н. Разделение властей: учебное пособие. — М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Юрайт, 2014. — 428 c. 

15. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. – M.: Юрайт, 2016. – 171с. 

16. Симонишвили Л.Р. Модели организации государственной власти: учебное пособие. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012. — 304 c. 

17. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 446с.

18. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник. – M.: Юрайт, 2013. – 316с.

19. Сулакшин С.С. Межуровневое взаимодействие органов государственной власти в России: монография. — М.: Научный эксперт, 2013. — 256 c. 

20. Тришина С.А. Основы государственного регулирования и полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: учебное пособие. — М.: Проспект, 2014. — 264 c. 

21. Шурухнов Н.Г., Мечиков В.В. Конституционное право Российской Федерации в схемах. – M.: ЭКСМО, 2015. – 240с.

  1. Шурухнов Н.Г., Мечиков В.В. Конституционное право Российской Федерации в схемах. – M.: ЭКСМО, 2015. – С. 140.

  2. Безруков А.В. Законодательная власть в России. Проблемы и пути реализации: учебное пособие. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — С. 13.

  3. Анишина В.И. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации: учебное пособие. — М.: Российский государственный университет правосудия, 2014. — С. 261.

  4. Анишина В.И. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации: учебное пособие. — М.: Российский государственный университет правосудия, 2014. — С. 102.

  5. Тришина С.А. Основы государственного регулирования и полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: учебное пособие. — М.: Проспект, 2014. — С. 164.

  6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – M.: Норма, 2015. – С. 68.

  7. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. – M.: Юрайт, 2016. – С. 71.

  8. Виноградов В.А., Мазаев В.Д., Масленникова С.В. Конституционное право Российской Федерации. – M.: Юрайт, 2014. – С. 392.

  9. Сулакшин С.С. Межуровневое взаимодействие органов государственной власти в России: монография. — М.: Научный эксперт, 2014. — С. 156.

  10. Виноградов В.А., Мазаев В.Д., Масленникова С.В. Конституционное право Российской Федерации. – M.: Юрайт, 2014. – С. 92.

  11. Марченко М.Н. Разделение властей: учебное пособие. — М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Юрайт, 2014. — С. 128.

  12. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник. – M.: Юрайт, 2014. – С. 116.

  13. Безруков А.В. Законодательная власть в России. Проблемы и пути реализации: учебное пособие. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — С. 12.

  14. Габричидзе Б.Н. Система органов государственной власти России: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — С. 79.

  15. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – С. 146.

  16. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Проспект, 2014. – С. 75.

  17. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – M.: Проспект, 2015. – С. 92.

  18. Симонишвили Л.Р. Модели организации государственной власти: учебное пособие. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2015. — С. 104.

  19. Марченко М.Н. Разделение властей: учебное пособие. — М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Юрайт, 2014. — С. 128.

  20. Марченко М.Н. Разделение властей: учебное пособие. — М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Юрайт, 2014. — С. 228.

  21. Симонишвили Л.Р. Модели организации государственной власти: учебное пособие. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2015. — С. 103.

  22. Габричидзе Б.Н. Система органов государственной власти России: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — С. 79.

  23. Безруков А.В. Законодательная власть в России. Проблемы и пути реализации: учебное пособие. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — С. 29.

  24. Виноградов В.А., Мазаев В.Д., Масленникова С.В. Конституционное право Российской Федерации. – M.: Юрайт, 2014. – С. 92.

  25. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – С. 146.

  26. Шурухнов Н.Г., Мечиков В.В. Конституционное право Российской Федерации в схемах. – M.: ЭКСМО, 2015. – С. 140.

  27. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 3 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

  28. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Проспект, 2014. – С. 75.

  29. Сулакшин С.С. Межуровневое взаимодействие органов государственной власти в России: монография. — М.: Научный эксперт, 2014. — С. 56.

  30. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. – M.: Юрайт, 2016. – С. 81.

  31. Тришина С.А. Основы государственного регулирования и полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: учебное пособие. — М.: Проспект, 2014. — С. 164.

  32. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 (в ред. от 3.04.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28.05.2015. №22. Ст. 2754.

  33. Анишина В.И. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации: учебное пособие. — М.: Российский государственный университет правосудия, 2014. — С. 103.

  34. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник. – M.: Юрайт, 2014. – С. 114.

  35. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – M.: Проспект, 2015. – С. 92.

  36. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – M.: Норма, 2015. – С. 168.

  37. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – С. 146.

  38. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 446с.

  39. Безруков А.В. Законодательная власть в России. Проблемы и пути реализации: учебное пособие. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — С. 43.

  40. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. – M.: Юрайт, 2016. – С. 71.

  41. Виноградов В.А., Мазаев В.Д., Масленникова С.В. Конституционное право Российской Федерации. – M.: Юрайт, 2014. – С. 192.

  42. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2 (в ред. от 26.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997. №51. Ст. 5712.

  43. Габричидзе Б.Н. Система органов государственной власти России: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — С. 79.

  44. Шурухнов Н.Г., Мечиков В.В. Конституционное право Российской Федерации в схемах. – M.: ЭКСМО, 2015. – С. 140.

  45. Марченко М.Н. Разделение властей: учебное пособие. — М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Юрайт, 2014. — С. 128.

  46. Тришина С.А. Основы государственного регулирования и полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: учебное пособие. — М.: Проспект, 2014. — С. 162.

  47. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник. – M.: Юрайт, 2014. – С. 114.

  48. Габричидзе Б.Н. Система органов государственной власти России: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — С. 278.

  49. Симонишвили Л.Р. Модели организации государственной власти: учебное пособие. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2015. — С. 103.

  50. Сулакшин С.С. Межуровневое взаимодействие органов государственной власти в России: монография. — М.: Научный эксперт, 2014. — С. 156.

  51. Тришина С.А. Основы государственного регулирования и полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: учебное пособие. — М.: Проспект, 2014. — С. 164.

  52. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – M.: Проспект, 2015. – С. 92.

  53. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Проспект, 2014. – С. 86.

  54. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – M.: Норма, 2015. – С. 86.

  55. Симонишвили Л.Р. Модели организации государственной власти: учебное пособие. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2015. — С. 103.

  56. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. – M.: Юрайт, 2016. – С. 71.

  57. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1–ФКЗ (в ред от 5.02.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997. №1. Ст.1.

  58. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Проспект, 2014. – С. 65.

  59. Анишина В.И. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации: учебное пособие. — М.: Российский государственный университет правосудия, 2014. — С. 102.

  60. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. – M.: Юрайт, 2016. – С. 71.

  61. О Конституционном Суде РФ: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1 (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994. №13. Ст. 1447.

  62. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – M.: Норма, 2015. – С. 156.

  63. Тришина С.А. Основы государственного регулирования и полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: учебное пособие. — М.: Проспект, 2014. — С. 64.

  64. Шурухнов Н.Г., Мечиков В.В. Конституционное право Российской Федерации в схемах. – M.: ЭКСМО, 2015. – С. 140.

  65. Шурухнов Н.Г., Мечиков В.В. Конституционное право Российской Федерации в схемах. – M.: ЭКСМО, 2015. – С. 140.

  66. Сулакшин С.С. Межуровневое взаимодействие органов государственной власти в России: монография. — М.: Научный эксперт, 2014. — С. 157.

  67. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184 (в ред. от 5.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18.10.1999. №42. Ст. 5005.

  68. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Проспект, 2014. – С. 72.

  69. Симонишвили Л.Р. Модели организации государственной власти: учебное пособие. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2015. — С. 73.