Файл: Теория и практика разделения властей (ПОНЯТИЕ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.
Деятельность соответствующих государственных структур должна ограничиваться только их компетенцией (законодательной, исполнительно-распорядительной или судебной). Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды. При этом «ветви власти» самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль.
Чтобы понять, как работает принцип разделения властей в современном российском государстве, необходимо рассмотреть систему государственных органов с точки зрения разделения властей. Исследование разделения властей предполагает рассмотрение «основных ветвей власти» законодательной, исполнительной, судебной, механизмов их взаимодействия и форм влияния друг на друга. Однако этим данное исследование не ограничивается.
Степень разработанности темы исследования. В процессе выполнения данной работы использовались труды представителей отечественной юридической науки, участвовавших в разработке исследуемого вопроса: Баглай М.В., Виноградов В.А., Габричидзе Б.Н., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Некрасов С.И., Стрекозов В.Г., Тришина С.А., Шурухнов Н.Г. и др.
Целью данной работы является всестороннее исследование системы разделения властей. Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач:
– Объяснить понятие и возникновение принципа разделения властей;
– Исследовать законодательную власть;
– Изучить исполнительную власть;
– Проанализировать судебная власть;
– Рассмотреть осуществление принципа разделения властей на примере РФ.
Объект темы исследования – это общественные отношения, возникающие органах власти.
Предмет исследования – теория и практика разделения властей.
Методология. При выполнении данной работы использовались общенаучные и частнонаучные методы. На основе общенаучных методов изучаются общие закономерности системы федеральных органов в целом. На основе частнонаучных методов исследуется принцип разделения властей.
Структура работы определена ее задачами и целью. Работа состоит из введения, трех глав, одна из которых разделена на 3 подпункта, заключения и библиографического списка.
1. ПОНЯТИЕ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Разделение властей - это политическая и правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти в демократическом государстве.
Разделение властей является одним из фундаментальных условий и основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти.[1]
Разделение полномочий возникает из свойства власти как отношения между субъектами, из которых возникает волевой импульс, импульс к действию и субъект (второй или пассивный), который воспринимает этот импульс и выполняет его, становится носителем власти, ее исполнителем.
Эта простая структура разделения и передачи власти обычно сложна, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом, экономическом, юридическом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передает волевой импульс следующему объекту и т. д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший название команды и составляющие сущность власти).[2]
Таким образом, концепция «разделения властей» довольно широка и неотделима от понятия «власть» и принимает различные формы выражения. В этой связи представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения властей во время его современного восприятия в верховенстве права как одного из основополагающих принципов[3].
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах становления государства и привело к специализации власти разных лиц и институтов, которые в раннем возрасте выявили две устойчивые тенденции: концентрацию власти в одной руке или в одном учреждении и необходимо разделить власть, работу и ответственность.
Следовательно, из этого двойственного отношения к власти вытекают два последствия:
1) борьба за власть уже разделенных институтов и против ее разделения;
2) стремление упорядочить отношения разделенных властей и спасти общество от столкновений между ними.[4]
Следовательно, происходило сочетание функций, характерных для политической истории общества на ранних этапах.
Первое крупное разделение власти разделяет политическую и религиозную власть, государственную и церковную власть. Это сопровождалось длительной борьбой за объединение власти, преобладание светской власти над религиозной властью или господство Церкви в светской жизни общества. [5]
Соперничество между ними длилось много веков, все средние века и начало Нового времени, как в России, так и на Западе. Это далеко не полный для многих государств и обществ на сегодняшний день, и его результаты далеко не однозначны в разных регионах мира. Западная, преимущественно христианская часть, решила спор власти в пользу светского государства; Восток - в пользу значительного политического влияния религиозных принципов общества, его политической и правовой системы и культурного фона.[6]
В то же время разделение профессиональных функций правительства началось в начале самого светского государства. Аристотель уже отметил наличие законодательного органа магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа.
Было разделение власти между центральным и местным самоуправлением (самоуправление), сформировалась все более сложная политическая система общества, власти разных уровней и с различными функциями. [7]
Развитое разделение власти стало в конце концов одной из организационных основ современного времени, которая функционирует как система функционально дифференцированных, но также связанных с ней учреждений, аппаратов и органов власти.
Феодальная организация власти с законодательными, исполнительными и судебными функциями, объединенными в лице Господа, включая функциональное и территориальное разделение власти между монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, с классовым представительством частично избранного, частично включенный в него «по праву» из числа видных граждан[8].
Децентрализованное феодальное средневековое государство позволило заметно усилить местные парламенты, которые особенно усилились в Западной Европе в XIII-XIV веках и впоследствии стали структурной и социальной основой для возникновения парламентов и государственных центров абсолютистских монархий.[9]
Другим основанием для разделения властей были различные королевские советы, обычно очень закрытые и узкие, часто олигархические, несмотря на их консультативные функции, как это было в Высшем совете по делам в России после великого периода Петра, когда из восьми членам Совета («верховников») - Долгоруким и Голицыным и т.д. Кроме того, были также эпизодические сборники правящих феодальных вершин, феодальные союзы (лиги), такие как земские соборы в России, а также готовили в будущем более совершенные формы разделения власти.[10]
Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти пришёл в эпохи Новой эры (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы.
Центральному правительству теперь нужен более развитый и эффективный аппарат управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализированным и разделенным. [11]
В то же время коммерческая и промышленная буржуазия поддерживала сначала абсолютистский монархический центр и способствовала его укреплению, но в то же время получила доступ к власти, которая оказалась известной мерой, разделенной между классами, и этот доступ был открыт, в первую очередь, в формирующихся центральных парламентских (законодательных и представительных) структурах. [12]
Дальнейшее развитие разделенных властей было несколькими параллельными путями:
1) была централизация парламентских структур, переход к парламентской системе в центр со всей идеологией и методикой формирования представительного правительства (его избрание, принципы организации и т. д.);
2) укрепление и совершенствование исполнительной власти центрального правительства, и особенно ее аппарата, персонала, государственных служащих;
3) формирование системы надзора и отправления правосудия, передача судебных функций от правящей (сенаторской) верхушки в специализированные судебные органы возникла в эпоху феодальной эпохи[13].
Этот объективный процесс был теоретически оправдан в политической и философской теории разделения и сопровождались проектами гражданского общества и верховенства закона, а также конституционным строем, осуществление которого было необходимым условием для эффективного разделения властей и в свою очередь зависело от его разделения на три относительно автономных, взаимосвязанных и контролирующих органа. [14]
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождала стремление человечества к созданию идеального государства на протяжении веков.
В младенчестве он уже присутствовал во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как фундаментальный принцип составной доктрины демократического государства, он был сформулирован впоследствии Дж. Локком и Монтескье. В то же время теоретическая основа была подготовлена всем объективным ходом истории, а импульсом для ее проектирования были буржуазные революции в Англии (1640-1648), а затем во Франции (1789-1794 гг.).[15]
Основа политической философии Локка (1632-1704 гг.) и либерализм - это идея собственности. В естественном состоянии люди могут быть и жить безопасно, но им не хватает много для сохранения собственности. На основе социального договора создается государство - социальный институт защиты прав собственности и разрешения, связанные с имуществом недоразумений. Но в государственной собственности не полностью защищена, например, от произвола абсолютной монархии. Для обеспечения того, чтобы защита собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство.[16]
Но беззаконие также возможно в обществе законов, поскольку всегда существует значительная свобода для толкования и применения законов. Когда, например, сами правители являются судьями, они склонны судить по тем же целям, что и в процессе правления.
И это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием. Джон. Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение полномочий на законодательные, исполнительные и судебные с передачей каждого особого круга лиц.
Тогда, например, в законном монархическом государстве законодательный орган может быть аристократическим парламентом, Верховным исполнителем - королем, и имеет смысл разделить судебную систему пропорционально между аристократическими и демократическими классами.[17]
В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в самой ясной форме была выражена М. М. Сперанским. В своих проектах государственных реформ Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая будет править «незаменимым законом». Законность форм осуществления власти, он, прежде всего, связан с необходимостью отделения властей. [18]