Файл: Теория и практика разделения властей (ПОНЯТИЕ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, из вышеизложенного видно, что исполнительная и судебная ветви в той или иной степени зависят от законодательной власти, и законодательная ветвь в какой-то степени зависит от исполнительной власти.

2.2 Исполнительная власть

«Исполнительная власть Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации», - говорится в ст. 110 пункте 1 Конституции Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями для осуществления внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.[41]

Премьер-министр назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером принципа сдержек и противовесов, поскольку президент должен будет считаться с парламентским большинством при назначении. Премьер-министр предлагает кандидатам в президенты на должности заместителей премьер-министров и федеральных министров[42].

Правительство Российской Федерации разрабатывает государственный бюджет и осуществляет финансовую, социальную и экономическую политику. Он осуществляет меры по защите страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности правительства описан в Конституции России в общих чертах. Это необходимо уточнить в специальном законодательстве. Ясно, однако, что институт ответственности - это обоюдоострое оружие. Оно может использоваться Думой, отрицая доверие к правительству и исполнительной власти, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.[43]

Исполнительная власть является подчиненным подразделением государственной власти, деятельность которой направлена ​​на обеспечение реализации законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть осуществляется через систему исполнительных органов - государственных органов, призванных осуществлять исполнительную и административную деятельность - правительство, президент.[44]

Исполнительная власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.[45]

Премьер-министр назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. После его назначения премьер-министр формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу[46].


Структура правительства:

1. Председатель правительства.

2. Первый заместитель Председателя Правительства.

3. Заместитель премьер-министра.

4. Федеральные министры

4.1. Министр финансов Российской Федерации.

4.2. Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

4.3. Министр сельского хозяйства Российской Федерации.

4.4. Министр иностранных дел Российской Федерации.

4.5. Министр транспорта Российской Федерации.

4.6. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации.

4.7. Министр внутренних дел Российской Федерации.

4.8. Первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации - министр Российской Федерации.

4.9. Министр информационных технологий и связи Российской Федерации.

4.10. Министр обороны Российской Федерации.

4.11. Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

4.12. Министр природных ресурсов Российской Федерации.

4.13. Министр юстиции Российской Федерации.

4.14. Министр образования и науки Российской Федерации.

4.15. Министр промышленности и энергетики Российской Федерации.

4.16. Министр Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5. Координационные и консультативные органы правительства:

5.1. Правительственная комиссия по совершенствованию сотрудничества между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

5.2. Правительственная комиссия по бюджетному планированию на среднесрочную перспективу.

5.3. Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам.

5.4. Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию.

5.5. Морской совет при Правительстве Российской Федерации.

5.6. Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации.

5.7. Правительственная комиссия по экономической интеграции.

5.8. Комиссия Правительства Российской Федерации по организации Всемирной торговой организации и взаимодействие Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития.

5.9. Правительственная комиссия по комплексному развитию транспортной системы Российской Федерации

5.10. Комиссия Правительства Российской Федерации по законодательной деятельности.


5.11. Комиссия по международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации.

5.12. Правительственная комиссия по организации движения архивных фондов и имущества Государственного исторического архива России (Санкт-Петербург) в новом здании.

5.13. Государственная комиссия решение об административной реформе.

6. Другие органы при Правительстве:

6.1. Академия национальной экономики.

6.2. Институт законодательства и сравнительного права.

6.3. Информационно-телеграфное агентство России (ФГУП).

6.4. Полномочные представители правительства в различных органах.

6.5. Экспертный совет при Правительстве России.

6.6. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. [47]

Правительство Российской Федерации представляет собой как Верховный орган федерального органа исполнительной власти. Правительство Российской Федерации обладает достаточно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от многих иностранных правительств, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами[48].

Полномочия Правительства Российской Федерации:

1. разрабатывает и представляет в Госдуму на утверждение Федеральный государственный бюджет, а также обеспечивает его исполнение;

2. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежно-кредитной политики;

3. обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4. управляет федеральной собственностью;

5. осуществляет меры, чтобы обеспечить защиту страны;

6. осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

7. организует защиту собственности и общественного порядка в своей деятельности, руководствуясь российским законодательством;

8. публикует решения и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, обеспечивает их исполнение;

9. имеет право вето (принимает или отклоняет отставку Президента Российской Федерации), в случае отставки или отставки продолжается до образования нового правительства Российской Федерации. [49]

Порядок назначения. Порядок назначения премьер-министра России Федерация определена в ст. 111 Конституции Российской Федерации и ст. 7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». [50]


Вопрос о процедуре назначения главы правительства России имеет большое значение, поскольку эта позиция является одним из ключевых и ведущих в государстве. [51]

В части 1 статьи 111 Конституции содержится первоначальная норма: назначение премьера-министра Президентом, является одной из важнейших конституционных полномочий Президента Российской Федерации. В той же части этой статьи названа одна поправка, относительно Государственной Думы - «с согласия Государственной Думы», что соответствует части 1 статьи 103, которая гласит, что Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. [52]

За этим следует конституционная процедура выдвижения Президента Правительства.

Мы выделим наиболее важные моменты.

Во-первых, только президент России имеет право выдвинуть кандидата на эту должность.

Во-вторых, выдвижение кандидатов в Государственную Думу должно проходить в определенные сроки:

а) не позднее чем через две недели после инаугурации новоизбранного Президента;

б) не позднее чем через две недели после отставки правительства;

в) в течение недели с даты отклонения Государственной Думой кандидата на эту должность. [53]

Часть 3 статьи 111 устанавливает определенный период времени для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на пост премьер-министра - в течение недели с даты подачи предложения о кандидатуре.

Положения Государственной Думы подробно определяет порядок предоставления Президенту согласия на назначение премьер-министра. Президент России или его Полномочный представитель в Федеральном Собрании официально представляет кандидатуру на пост Премьер-министра Российской Федерации. Кандидат сообщает Государственной Думе программу основных мероприятий будущего правительства Российской Федерации. Прежде чем обсуждать кандидата в течение времени, определяемого Государственной Думой, но не более 30 минут, кандидат отвечает на вопросы депутатов. В конце ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп выступают за выдвижение или против него. Согласие на назначение премьер-министра Российской Федерации считается полученным, если предложенный кандидат проголосовал за большинство общего числа депутатов Государственной Думы. [54]

Статья 111 части 4 предусматривает, что после трехкратного отклонения Государственной Думы кандидатуры Премьер-министра Российской Федерации, представленной Президентом, Президент назначает самого премьер-министра. Это связано с тем, что государство не может долгое время действовать без правительства и его руководителя. [55]


В правовой литературе статья 112 Конституции иногда рассматривается как право Президента определять структуру федеральных органов исполнительной власти, это, однако, является неоспоримым ввиду запрета законодательства (в том числе самой Конституции) по этому вопросу. Оно должно регулироваться законом о системе федеральных законодательных, исполнительных и судебных органов, порядке их организации и деятельности. В настоящее время вопрос, например, о федеральных органах исполнительной власти, регулируется рядом президентских указов[56].

Таким образом, необходима сильная исполнительная власть в России. Но также необходим механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие отмечают доминирование исполнительной власти в системе государственных органов. Но тенденцию государственно-правового развития России можно проследить достаточно четко. Она также отвечает общим тенденциям укрепления исполнительной власти во всем мире.

2.3 Судебная власть

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается[57].

К сожалению, судебная власть в России по-прежнему остается слабой ветвью. Программирование конституционных принципов судебной системы и судопроизводства осуществляется с трудом. [58]

Согласно Конституции Российской Федерации, судебная система является трехуровневой. Верховный суд Российской Федерации и Конституционный суд являются высшими судебными органами.

Верховным судом Российской Федерации является Верховный суд судов общей юрисдикции.

Судами общей юрисдикции являются районные суды, суды субъектов Российской Федерации, военные суды и Верховный суд Российской Федерации. Следует отметить, что судьи судов общей юрисдикции, кроме Верховного суда, назначаются Президентом Российской Федерации самостоятельно. И это уже нарушает принцип независимости властей. Судья Верховного суда назначается Советом Федерации по предложению Президента Российской Федерации. Суды общей юрисдикции касаются главным образом гражданских, административных и уголовных дел.[59]