Файл: Понятие и признаки правового государства (Зарождение и развитие взглядов о правовом государстве)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

XIX Всесоюзная конференция КПСС впервые официально признала необходимость построения правового государства, при этом социалистическое правовое государство называлось «полностью соответствующей социализму формой правления»[44]. Вместе с тем, правовая государственность трактовалась как главенство в жизни общества закона; таким образом, справедливым представляется суждение о том, что к подлинной идее правового государства концепция социалистического правового государства отношения фактически не имела[45]. В итоговых «Резолюциях XIX Всесоюзной конференции КПСС», состоявшейся в июле 1988 года, а именно в резолюции «О правовой реформе» говорилось о необходимости создания правового государства.

Г.В. Мальцев писал: «Социалистическое правовое государство отнюдь не то самое правовое государство, которое было и остается объектом справедливой критики…кое-кто пребывает в наивном убеждении, будто речь идет о некой единой и завершенной концепции правового государства, что, дескать, история выстрадала эту великую идею, а наши ученые, не разобравшись, в догматическом рвении отвергли ее, не оценили, и только теперь, в порядке запоздалого прозрения, начинают ее признавать. На самом деле нет и никогда не было единой - единственной идеи правового государства».

Таким образом, с конца 80-х гг. XX в. идеи о правовом государстве реанимируются.

Политическое развитие России в первые годы после распада СССР было связано с конституционным оформлением российской государственности. Новая Конституция РФ должна была стать основополагающим правовым актом гражданского общества, в котором человек в правовом отношении стоит выше государства. Во многом именно изза застоя государственной власти начались «конституционной реформы» Президента РФ в 1993 г. В основе противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти в России лежала совокупность факторов, основными из которых были отсутствие реформы законодательной ветви власти, недостаток опыта правовых преобразований, отсутствие правовой культуры, недооценка важности правовых процедур и категорий, преобладание целесообразности над законностью. Это стало следствием того, что быстрая трансформация советского общества в общество демократическое, в правовое общество, было невозможно. Нужно было время.

Конфликт между двумя ветвями власти (исполнительной и законодательной) следует рассматривать как борьбу двух государственных институтов за доминирующее положение в системе разделения властей. Важно заметить, что это было противостояние приверженцев двух подходов, двух концепций, которые были абсолютно противоположны друг другу. Решением конфликта могло стать установление смешанной республики в России, но этого не произошло. В результате кризиса власти Конституция РФ закрепила концепцию, согласно которой Президент РФ наделялся весьма широкими полномочиями.


В этот период было издано большое количество законодательных актов, некоторые действуют и сейчас. Особую роль приобретает законодательство в сфере безопасности, так как было необходимо укрепление суверенитета Российского государства. В связи с этим подверглись рассмотрению положения нормативных правовых актов в сфере безопасности, посвященные созданию российской армии, правоохранительных органов, органов безопасности, а также проблемам урегулирования вопросов, связанных с распадом СССР, в частности вопросов о государственной границе, о таможенных отношениях и др.

Таким образом, анализ позволяет выделить три важнейших направления законодательной деятельности Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

Во-первых, это сфера государственного строительства, включавшая в себя регулирование вопросов деятельности органов государственной власти и федеративных отношений. В вышеназванных законодательных актах предпринималась попытка установить систему сдержек и противовесов, а также гарантии независимости и обособленности каждой ветви власти, и в первую очередь - законодательной и судебной. В это время были разработаны основные принципы формирования и деятельности судебной власти, нашедшие свое отражение в Конституции РФ 1993 г. Россия, получив независимость, не обладала всеми необходимыми государственными институтами, которые следовало конституировать в течение 1992-1993 гг. Отмечается, что России требовалось время и правовое обеспечение для создания структур, характерных для демократического государства. При этом специфика их возникновения связана с тем, что они не были созданы «с нуля», а возникли на основе соответствующих союзных элементов. Многие доставшиеся в наследство институты требовали не просто перевода на демократические принципы функционирования, а серьезной перестройки и коренного реформирования. На деле изменения имели, на наш взгляд, поверхностный характер, что усугубляло кризисную ситуацию в России.

Во-вторых, выделяются вопросы охраны и защиты государственного суверенитета посредством создания вооруженных сил и системы органов государственной безопасности. Анализ принятых в 1992-1993 гг. парламентом России законодательных актов позволяет выделить соответствующую группу законодательных актов. Сфера безопасности государства является одним из ключевых вопросов любого государства. И эффективность решений в этой сфере определяет и развитие этого государства, его место в мире. Система органов безопасности создавала основу для обеспечения деятельности государственных органов как внутри страны, так и в международных отношениях. Вооруженные силы, служба внешней разведки, пограничные войска — все эти институты не просто являются атрибутами современного государства, а гарантируют целостность, внешнюю и внутреннюю безопасность государства, а следовательно, и государственный суверенитет. Деятельность армии и органов безопасности направлена на охрану, защиту и укрепление государственного суверенитета.


В-третьих, обеспечение и защита прав человека и гражданина. Возникновение демократического Российского государства потребовало изменения концепции правового положения человека и гражданина в обществе и государстве, так как с изменением государственного строя изменилась и господствовавшая в обществе система ценностей. Провозглашение демократических ценностей потребовало и создания новой правовой базы для их реализации. В то же время следует подчеркнуть, что это были лишь отдельные правовые нормы, в то время как системной проработки в указанной сфере законодателем проведено не было[46]. В дальнейшем многое было учтено в нормах Конституции РФ 1993 г.

Отправной точкой является момент принятия первой российской Конституции в 1993 году. Так как все принимаемые до этого Конституции, в большей мере декларировали права и свободы граждан, но имели минимальное практическое применение.

Конституция Российской Федерации в 1 пункте статьи 1 утверждает: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[47]. Для того, чтобы лучше разобраться что же означает термин правовое государство, можно обратиться к комментарию данной статьи под общей редакцией Ю.В. Кудрявцевой: «Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем»[48].

Сущность идеи правового государства заключается в его демократизме. Демократия — это система, при которой политическая власть осуществляется большинством граждан, свободно выражающим свою волю. Данная система является немаловажным свойством правового государства.

31 декабря 1999 г. первый Президент России Б.Н. Ельцин в предновогоднем обращении к гражданам страны сообщил о своем решении досрочно уйти в отставку. Досрочные выборы Президента России были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обязанности Президента стал Владимир Путин. Ельцин не зря назвал его человеком, с которым практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее. На выборах 18 марта 2018 года В.В. Путин получил доверие 76,69 % (56 430 712 голосов) избирателей.[49]


При участии В. В. Путина в России были проведены масштабные реформы в налоговой, судебной, военной, земельной, финансовой, пенсионной, таможенной, политической и других сферах. Таким образом, данный этап становления правового государства был значимым для России.

Для полноценного существования правового государства необходимо добиться, неуклонного исполнения закона всеми гражданами. Иными словами, необходимо не допустить произвол, своеволие, вседозволенность в нашем государстве. Так же имеет большое значение правовая активность, как фактор возникновения и развития правового государства.

Как известно, в нашем обществе многие к закону относятся пренебрежительно, что пагубно влияет на нравственную атмосферу в обществе. Формально провозглашенный принцип обязательности закона нарушался на протяжении многих лет, и это зависело от множества факторов: от занимаемой должности, на которые не распространяются общие правила приема на работу и увольнения; от давления лиц, пользующихся служебным положением, на судебные и правоохранительные органы. Такой подход порождает безнаказанность, открывает дорогу злоупотреблениям, а подчас и преступлениям.

Проблемы становления правового государства в России появились в связи с отсутствием достаточного исторического опыта. В начале 90-х годов произошел резкий скачек в сторону развития правового государства, в то время граждане нашего государства были не готовы к таким изменениям режима и сочли это как вседозволенность, и в силу того, что законодательная база правового государства была недостаточно развита многие проблемы оставались не решенными.

На сегодняшний день существует несколько мнений о том, по какому пути следует развиваться теории правового государства в России. Некоторые полагают, что Россия должна следовать за западными странами англо-саксонского типа, и опираться на их теорию и практику. Другие же, считают это невозможным, так как на протяжении всего времени Россия шла по своему пути, и принципы других стран просто не приживутся в нашем обществе.

На данном этапе о России нельзя сказать как о полноценном правовом государстве, поскольку граждане нашей страны не знают своих прав и обязанностей, чиновники наживаются за счет обычных граждан, они грубо нарушают закон и все сходит им с рук, в государстве не существует равноправия — общество условно делится на бедных и богатых. Первые практически бесправны в сравнении со вторыми. И сейчас достаточно актуально звучат слова С.А. Ковалёва: «Ни о какой федеральной программе, ни о каком прогрессе в области прав человека не приходится говорить, если между властью и обществом по-прежнему будет стоять стеной отчужденная от общества бюрократия, озабоченная лишь удержанием в своих руках рычагов власти, Россия никогда не станет ни правовой, ни демократической, если власть по-прежнему останется неким таинством, а не понятного для каждого рабочим механизмом решения общих задач»[50].


ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

2.1 Понятие и признаки правового государства

Правовое государство – бесспорно представляет собой как многомерное, постоянно развивающееся явление. Со времени появления первых идей и условий формирования оно приобретает все новые признаки, наполняется новой конструкцией и содержанием.

Представления о государстве, как особой формы организации общества, всецело основанной на законе, появляются уже в эпоху античности. Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон в своих трудах предпринимали попытки взаимодействия между правом и государственной властью с целью гармоничного функционирования общества. Появление идей о правовом государстве способствовали поиску более совершенных и справедливых форм жизни. Именно государственная власть, признающая право, ставящая право надстройкой функционирования всей системы, ограниченная правом и считалась древними учеными справедливой формой государственности. Для Аристотеля «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя»[51]. Цицерон пишет о государстве как о «деле народа, правовом общении и общем правопорядке»[52]. В дальнейшем государственно-правовые идеи, заложенные в Древнем Риме и Греции, повлияли на дальнейшее развитие политическо-правовой мысли и формирование новых концепций правового государства.

Современная наука представляет правовое государство как продукт нового времени, отмечая, что страны древности и периода средневековья его не знали. Некая логичность подобного утверждения есть. История государства и права этого времени представляла большей степени авторитарные режимы, связанные с деятельностью и волей определенной личности и не развитостью естественных прав большинства населения. Однако и здесь есть предположения некоторых юристов о развитии идей правового государства. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724- 1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг. ) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо[53].