Файл: Понятие и признаки правового государства (Зарождение и развитие взглядов о правовом государстве)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проанализировав ряд работ можно сказать, что все они выделяют общие черты правового государства отмечая, что оно приходит на смену «полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), и в его основе заложена идея автономной независимой от государства личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами»[54]. Это приводит к появлению новых взаимоотношений между личностью и государственной властью, представляющих принципиально отличных, нежели в абсолютистском государстве. Ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом, характерные черты правового государства.

Концептуальный характер правового государства у И. Канта представлен рядом тезисов: «практический разум выступает источником нравственных и правовых законов, действует свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или «государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «с чистыми принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах [55]суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой «дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания»[56]. Монтескье, как впрочем и большинство просветителей активно проповедует уважение к закону, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.


Таким образом теоретическая основа правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает принцип разделения власти, верховенство закона, взаимную ответственность личности и государства, приоритет обще дозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Современные положения и выводы, имеющие отношение к правовому государству позволяют объединить весь ценный результат, накопленный учеными на протяжении длительного периода времени. В связи с этим, правовое государство определяется как форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение власти, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

Представления о создании правового государства зародилась еще[57] в античном обществе. Прототипом правового государства можно считать государство публично – властной силы, основанной на законе.

Сократ, Платон, Цицерон, Аристотель и другие мыслители античности делали попытки по выявлению различных связей между правом и государственной властью, что обеспечивало бы, по их мнению, гармоничное развитие общества. Наиболее справедливой и разумной они считали ту форму общежития людей, где закон является обязательным и для государства и для граждан. Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой – либо) форме государственного строя»[58].

К идеям древнегреческих философов примыкают гуманистические воззрения древнеримских мыслителей. Государство трактуется ими как публично – правовая общность людей. Государство, по мнению Цицерона, есть «достояние народа», а народ в свою очередь представляет собой «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»[59].

Идеи античных мыслителей оказали огромное влияние на развитие учений о конституционализме, правах и свободах личности в эпоху Нового времени. Представления о свободе и достоинстве личности требовали совершенствования в новом юридическом мировоззрении. Обеспечить политическую свободу личности было возможно лишь на основе принципа разделения власти.


В основу современной концепции правового государства легли идеи Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, и других просветителей Европы эпохи Нового времени.

Перечисленные ученые считали, что бюрократическое государство эпохи абсолютизма должно сменить государство, в основу которого лягут идеи автономной личности, и присущими ей правами и свободами.

Вместе с этим идея правового государства неразрывно связана с концепцией разделения власти. Правовое государство должно стремиться к ослаблению власти государственной, разделяя ее при этом на три ветви (законодательную, исполнительную, судебную).

Это объясняется тем, что власть в одних руках правителя (или органа) практически всегда порождает произвол. Но в случае, если власть ограничена правом, уже можно говорить о свободе как таковой. Вследствие этого следует различать законодательную, исполнительную, судебную ветви власти. Следовательно, идея правового государства основана на признании принципа разделения власти и незыблемости прав и свобод человека и гражданина.

Стоит отметить, что впервые термин «правовое государство» был применен в трудах ученых К. Т. Велькера, Р. Фон Моля.

Что же составляет основу правового государства?

Экономическую основу правового государства составляют производственные отношения, которые базируются на различных формах собственности (частной, коллективной, государственной) как равноправных и защищенных правом одинаково. Собственность в правовом государстве принадлежит напрямую потребителям и производителям материальных благ: собственником продуктов труда выступает индивидуальный производитель. Равенство участников отношений в сфере производства, постоянный рост общественного благосостояния реализуется только при наличии самостоятельности, обеспеченной правовым началом государственности.

Гражданское общество представляет собой социальную основу гражданского общества. В гражданское общество объединяются свободные граждане – носители общественного прогресса. В центре внимания правового государства находится гражданин и его интересы. Через систему различных социальных институтов и общественных связей реализуются необходимые для каждого человека его личные права и свободы, трудовые и творческие возможности, поддерживается и обеспечивается плюрализм мнений. Переход к правовому государству от тоталитарных методов связан с резкой и интенсивной переориентацией социальной деятельности государственной власти. Крепкая социальная основа государства обеспечивает незыблемость его правовых устоев[60].


К нравственной основе правового государства относятся общечеловеческие принципы справедливости и гуманизма, равенства прав и свобод личности. Это содержится в демократических методах государственного правления, справедливости и правосудия, в признании приоритета прав и свобод личности во взаимосвязи с государством, защите прав меньшинства, а так же терпимости к разным религиям и мировоззрениям.

Правовое государство является суверенным государством, которое объединяет в себе суверенитет народа, населяющего страну. Такое государство, осуществляя верховенство власти, ее полноту и исключительность реализует полноценное обеспечение свободы общественных отношений, основанных для всех граждан на началах равенства и справедливости.

В правовом государстве принуждение может осуществляться только на основе праве, а так же должно им ограничиваться, во избежание беззакония и произвола. Государство применяет силу исключительно в рамках права рамках и случаях, когда нарушается государственный суверенитет, интересы граждан. Принуждение может ограничивать свободу отдельного человека в случае, если его поведение ставит под угрозу свободу других людей.

Правовому государству присущи определенные черты, такие как, подотчетность и подконтрольность государства гражданскому обществу; наличие основного документа, регулирующего деятельность гражданского общества (Конституции), которая определяет все полномочия государственной власти. Правовое государство должно признавать, а так же обеспечивать права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией. Конституция должна предусмотреть и гарантировать деятельность государственной власти в порядке ее разделения на три самостоятельные и сдерживающие друг друга ветви. Сюда можно отнести и требования к легитимности законов, к их верховенству в общественной жизни, требования к объективности и эффективности судебной ветви власти и некоторые другие[61].

В первую очередь, правовое государство является демократическим государством. Оно, сохранив в себе все сущностные признаки государства (территорию, суверенитет, аппарат управления, налоги), предстает государством гуманным, отвергающим жестокость как таковую. В правовом государстве всеобъемлющее признание получили права и свободы человека и гражданина, являющиеся фундаментом в построении отношений между властью и человеком.

Отнести государство к числу правовых позволяет наличие ряда существенных признаков. Главным является – господство права. Конкретизируется такой признак верховенством закона, именно закон регулирует важнейшие отношения в обществе. В свою очередь, всеми ветвями власти должно быть признано верховенство закона. Это означает и равенство всех перед законом и судом, о чем сказано в ст. 19 Конституции РФ.


Равенство всех перед законом означает, что именно государство выступает гарантом равенства, используя все необходимые средства для достижения данной цели.

Принцип законности основывается на верховенстве закона, и является одним из основных в деятельности всех органов власти, выраженный в требовании точного исполнения закона.

Перечисленные признаки означают, что система отношений, деятельность властных органов, должностных лиц должны быть основаны на правовых началах, следовательно, сам закон должен быть правовым. Правовой закон принимается легитимными органами власти, соответствует международным стандартам в области права, не имеет противоречий с конституционными положениями.

Взаимная ответственность гражданина и государства – не менее важный признак правового государства. Это означает, что государство определяет и допускает меру свободы граждан, а так же меру своей ответственности, пределы вмешательства в частную жизнь граждан, определяя границы их личной автономии. Одна сторона посредством предоставленных прав и обязанностей, правомочна настолько, насколько обязана другая. Государство несет полную ответственность за свои действия, а граждане отвечают за свои дела и поступки.

Только в демократическом обществе, закон является обязательным для всех его законодательных, исполнительных, судебных органов, а так же должностных лиц. Индивид выступает не только обязанной стороной, но и носителем прав, которым соответствуют обязанности государства и его должностных лиц[62]. Одним из самых главных является признак (принцип) разделения власти. В.С. Нерсесянц считает этот признак показателем развитости права и государства, организованным выражением правового характера государства, необходимой предпосылкой для режима господства права и правовой законности[63].

Итог и практика исторического развития и существования в настоящем множества государств – разделение власти.

Разделение власти было реализовано в первой в мире конституции – Конституции США 1787 года.

Этот признак имеет глубокий практический смысл, так как не позволяет ни одной ветви власти быть господствующей. Разделение государственных органов на законодательные, исполнительные, судебные позволяет пресечь их произвол, сосредоточить внимание государственной власти на решении общегосударственных проблем, удовлетворении интересов граждан. Именно система сдержек и противовесов позволяет контролировать действия каждой из ветвей власти.