Файл: Понятие и классификация функций государства (Теоретические основы государственного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве;

4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

Внешние функции:

1) экономическое сотрудничество с другими странами;

2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;

4) борьба за мир и мирное существование;

5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;

6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

Внутренние функции государства делятся на:

  • основные;
  • неосновные.

Основными называют функции, которые может осуществлять только государство.

Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан, в том числе:

  • борьба с преступностью;
  • учет и регистрация населения;
  • предотвращение различных катастроф;
  • меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).
  • Валютно-финансовое регулирование (особо выделяется эмиссия — выпуск денег).
  • Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.

Неосновные функции можно подразделить на традиционные (исторически сложившиеся) и «новые», возникшие в XX веке.

Традиционные функции выполняют не все государства. Они неодинаковы, каждое государство имеет свои исторически сложившиеся функции.

  • В России к традиционным функциям можно отнести:
  • управление транспортом и связью;
  • управление образованием и здравоохранением;
  • зашита неполноценных лиц и помощь им;
  • управление средствами массовой информации.

Иногда некоторые традиционные функции становятся избыточными, и государство отказывается их выполнять. В частности, так произошло с управлением средствами массовой информации, в России они были приватизированы, и сейчас государство номинально управляет на телевидении только двумя каналами: Первым — как акционер — и 2-м (канал «Россия»).


В число «новых» функций входят следующие.

  • Государственное предпринимательство. Государство непосредственно занимается производством в оборонной сфере и в других сферах, где оно от имени общества должно осуществлять контроль за производством. Данная функция была основной в социалистических странах, там государство было и собственником, и предпринимателем.
  • Влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства. Государство осуществляет данную функцию как экономическими, так и административными мерами.
  • Социальные услуги. Под влиянием борьбы трудящихся государство занимается социальным обеспечением, то есть выплачивает различные пенсии, пособия многодетным семьям, по безработице, жилищное пособие малоимущим и т. д.

Внешние функции государства[34]:

  • Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.
  • Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).
  • Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.
  • Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).

Таким образом, государство с давних пор выполняло главенствующие функции, играло роль защитника граждан, гарантом соблюдения их прав и свобод, а в последующем было и гарантом соблюдения Конституции.

В современной юридической литературе вопрос о функционале госаппарата, понятии и структуре государства, значении государственного аппарата и механизма государства является достаточно дискуссионным. Примечательно то, что данная дискуссия ведется не только на научном уровне, но и вошла в концепцию современных учебников по теории государства и права.

Функциигосударства‑его главенствующие, базовые пути функционирования, включающие в себя как внутренние, так и внешние направления, по своей направленности имеющие социальнуюэкономическую, политическую, экологическуюподоплеку, подзадачи[35], объемлющие жизненно важную проблематику.

Функционал и задачи по своей природе раскрывают социальное предназначение государства.


Необходимо отметить, что со временем, с течением эволюции функции государства меняются, претерпевают корректировки, изменения под воздействием изменчивых внутренних и внешних факторов, появляется потребность в новых функциях и задачах госаппарата.

Глава 3.Проблемы государственной власти в РФ

Большинство исследователей- правоведов современности посвящают свои труды анализ проблематики государства и государственного аппарат, ищут ответы на возникающие вопросы и сложности, выявляют проблемы государственной власти и предлагают пути их решения, а также реформирования законодательства РФ.

Приведем в начале основные проблемы российского государства и государственной власти в РФ[36]:

  • наличие коррумпированной, коррупционной составляющей;
  • отсутствие прозрачности, гласности, в том числе в самой системе;
  • сложность в управлении, отсутствие грамотных рычагов управления и непрозрачность всей системы управления в целом;
  • прочие проблемы, связанные со структурой управления и т.д.

Необходимо отметить, что к главнейшим проблемам функционирования государства большинство исследователей относят проблему коррумпированности. Действительно, проблема коррупции является одной из самых актуальных проблем ХХI века, которая систематически подвергается анализу, и вырабатываются концепции борьбы с данным явлением в ведущих странах мирового сообщества[37].

Следовательно, основной проблемой государтсва в целом и госаппарата в частности является борьба с коррупционной составляющей[38].

В современной России участие граждан в противодействии коррупции, прежде всего, зависит от уровня их правового просвещения, доступа к информации и возможности обсуждения актуальных вопросов. От уровня активности участия граждан и общественных структур во взаимодействии с государством зависит реализация интересов всего общества[39].

Для этого необходимо создание четких механизмов взаимодействия органов государственной власти с гражданами и институтами гражданского общества.

Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений и взглядов в сознание граждан является предпосылкой укрепления правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.


Для реализации этой цели в РФ введена система оценки нормативно- правовых документов через Единый портал, где население может высказывать свое мнение по находящимся в разработке проектам законодательства, а также давать свои замечания по действующим нормативно-правовым актам. В дальнейшем органы государственной власти рассматривают их и принимают решения.

Устранение факторов, вызывающих коррупцию начинается с безусловного выполнения законов на всех уровнях, что в свою очередь дает возможность реализовать имеющийся потенциал не только государственных институтов, но и всего общества в целом. Создаются возможности для ускоренного развития малого бизнеса и предпринимательства, формируется благоприятная деловая среда, в итоге формируется средний класс и условия для развития конкурентоспособной экономики[40].

Защита прав и интересов частных собственников, в том числе и интеллектуальной собственности, снимает препятствия для внедрения инноваций, формирования наукоемких технологий и отраслей производства.

Контроль за исполнением законов в демократическом обществе берут на себя институты гражданского общества: средства массовой информации, партии, общественные организации, которые не только способствуют повышению информированности общества, но и обеспечивают прозрачность деятельности государственных структур.

В современном обществе информация обеспечивает поступательное и ускоренное развитие общества и власти. Повышается ответственность властных органов и за реализацию принятых решений, создаются условия для дальнейшего развития экономики и развития гражданского общества. Общественный контроль обеспечивается за счет открытости, информационной прозрачности в деятельности государственных институтов и их подотчетности гражданскому обществу.

Таким образом, противодействовать коррупции, опираясь только на правоохранительные структуры, как показывает международный опыт невозможно. Необходимо максимальное расширение участия гражданского общества в противодействии коррупции, проведение институциональных реформ, совершенствование законотворчества – все это способствует устранению причин коррупции[41].

Тенденции социально – управленческой организации общества, политической активности, которая на сегодняшний день существует в России, это показатель качественного состояния правовой жизни и правовой политики государства. Сегодня возникает потребность в новом типе, форме, содержании и свойстве законности, которая бы отвечала потребностям (стремлениям) общества и государства ХХI века[42].


Также в современном мире актуальной представляется постановка задачи - повысить эффективность государственной службы на основе правовых и демократических принципов, гарантирующих государственный аппарат от коррупции и произвола; безусловности исполнения законов и других правовых актов и др. Исходя из этого первостепенными в государственном управлении становятся вопросы реформирования государственной службы.

Одним из направлений совершенствования государственного аппарата и повышения эффективности госслужбы становится «открытость» госаппарата как подтверждение реальности конституционных принципов, заложенных в ст. 33 Конституции РФ (права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления). И, как следствие, повышение доверия граждан к органам государственной власти. В последнее время все чаще говорится об улучшении качества государственных услуг и повышении ответственности государственных органов, что прямо указывает на реализацию права граждан на обжалование решений и действий (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ)[43].

Принцип открытости с подвиг создание электронного правительства, общения через онлайн формы, социальные сети с представителями власти, и пр.

В настоящее время ярким примером является сайт президента В. В. Путина, через который любой желающий может обратиться лично к главе государства, правда оговоримся, если будет соблюдать некоторые правила обращения, такие как количество символов в обращении, грамотность и т. д. Авторы отмечают, что большую роль в возможности электронного обращения граждан к государственным деятелям сыграл бывший президент РФ Д. А. Медведев, он был одним из тех людей, который на личном примере пропагандировал доступность и открытость госслужбы для граждан России через электронные средства[44].

Более чем двадцатилетняя история действия современной российской Конституции подтвердила приоритетность выбранных конституционных принципов.

Развитие основных постулатов демократизма, нашедших свое реальное воплощение в деятельности органов государственной власти, способствовало совершенствованию деятельности государственных органов и усилению принципов демократизма в Российской Федерации. Формирование и совершенствование системы государственных органов на основе конституционных принципов реализуются в каждодневной практической деятельности органов государственной власти.