Файл: Понятие и классификация функций государства (Теоретические основы государственного управления).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве;
4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.
Внешние функции:
1) экономическое сотрудничество с другими странами;
2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;
3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;
4) борьба за мир и мирное существование;
5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;
6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.
Внутренние функции государства делятся на:
- основные;
- неосновные.
Основными называют функции, которые может осуществлять только государство.
Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан, в том числе:
- борьба с преступностью;
- учет и регистрация населения;
- предотвращение различных катастроф;
- меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).
- Валютно-финансовое регулирование (особо выделяется эмиссия — выпуск денег).
- Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.
Неосновные функции можно подразделить на традиционные (исторически сложившиеся) и «новые», возникшие в XX веке.
Традиционные функции выполняют не все государства. Они неодинаковы, каждое государство имеет свои исторически сложившиеся функции.
- В России к традиционным функциям можно отнести:
- управление транспортом и связью;
- управление образованием и здравоохранением;
- зашита неполноценных лиц и помощь им;
- управление средствами массовой информации.
Иногда некоторые традиционные функции становятся избыточными, и государство отказывается их выполнять. В частности, так произошло с управлением средствами массовой информации, в России они были приватизированы, и сейчас государство номинально управляет на телевидении только двумя каналами: Первым — как акционер — и 2-м (канал «Россия»).
В число «новых» функций входят следующие.
- Государственное предпринимательство. Государство непосредственно занимается производством в оборонной сфере и в других сферах, где оно от имени общества должно осуществлять контроль за производством. Данная функция была основной в социалистических странах, там государство было и собственником, и предпринимателем.
- Влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства. Государство осуществляет данную функцию как экономическими, так и административными мерами.
- Социальные услуги. Под влиянием борьбы трудящихся государство занимается социальным обеспечением, то есть выплачивает различные пенсии, пособия многодетным семьям, по безработице, жилищное пособие малоимущим и т. д.
Внешние функции государства[34]:
- Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.
- Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).
- Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.
- Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).
Таким образом, государство с давних пор выполняло главенствующие функции, играло роль защитника граждан, гарантом соблюдения их прав и свобод, а в последующем было и гарантом соблюдения Конституции.
В современной юридической литературе вопрос о функционале госаппарата, понятии и структуре государства, значении государственного аппарата и механизма государства является достаточно дискуссионным. Примечательно то, что данная дискуссия ведется не только на научном уровне, но и вошла в концепцию современных учебников по теории государства и права.
Функциигосударства‑его главенствующие, базовые пути функционирования, включающие в себя как внутренние, так и внешние направления, по своей направленности имеющие социальнуюэкономическую, политическую, экологическуюподоплеку, подзадачи[35], объемлющие жизненно важную проблематику.
Функционал и задачи по своей природе раскрывают социальное предназначение государства.
Необходимо отметить, что со временем, с течением эволюции функции государства меняются, претерпевают корректировки, изменения под воздействием изменчивых внутренних и внешних факторов, появляется потребность в новых функциях и задачах госаппарата.
Глава 3.Проблемы государственной власти в РФ
Большинство исследователей- правоведов современности посвящают свои труды анализ проблематики государства и государственного аппарат, ищут ответы на возникающие вопросы и сложности, выявляют проблемы государственной власти и предлагают пути их решения, а также реформирования законодательства РФ.
Приведем в начале основные проблемы российского государства и государственной власти в РФ[36]:
- наличие коррумпированной, коррупционной составляющей;
- отсутствие прозрачности, гласности, в том числе в самой системе;
- сложность в управлении, отсутствие грамотных рычагов управления и непрозрачность всей системы управления в целом;
- прочие проблемы, связанные со структурой управления и т.д.
Необходимо отметить, что к главнейшим проблемам функционирования государства большинство исследователей относят проблему коррумпированности. Действительно, проблема коррупции является одной из самых актуальных проблем ХХI века, которая систематически подвергается анализу, и вырабатываются концепции борьбы с данным явлением в ведущих странах мирового сообщества[37].
Следовательно, основной проблемой государтсва в целом и госаппарата в частности является борьба с коррупционной составляющей[38].
В современной России участие граждан в противодействии коррупции, прежде всего, зависит от уровня их правового просвещения, доступа к информации и возможности обсуждения актуальных вопросов. От уровня активности участия граждан и общественных структур во взаимодействии с государством зависит реализация интересов всего общества[39].
Для этого необходимо создание четких механизмов взаимодействия органов государственной власти с гражданами и институтами гражданского общества.
Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений и взглядов в сознание граждан является предпосылкой укрепления правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
Для реализации этой цели в РФ введена система оценки нормативно- правовых документов через Единый портал, где население может высказывать свое мнение по находящимся в разработке проектам законодательства, а также давать свои замечания по действующим нормативно-правовым актам. В дальнейшем органы государственной власти рассматривают их и принимают решения.
Устранение факторов, вызывающих коррупцию начинается с безусловного выполнения законов на всех уровнях, что в свою очередь дает возможность реализовать имеющийся потенциал не только государственных институтов, но и всего общества в целом. Создаются возможности для ускоренного развития малого бизнеса и предпринимательства, формируется благоприятная деловая среда, в итоге формируется средний класс и условия для развития конкурентоспособной экономики[40].
Защита прав и интересов частных собственников, в том числе и интеллектуальной собственности, снимает препятствия для внедрения инноваций, формирования наукоемких технологий и отраслей производства.
Контроль за исполнением законов в демократическом обществе берут на себя институты гражданского общества: средства массовой информации, партии, общественные организации, которые не только способствуют повышению информированности общества, но и обеспечивают прозрачность деятельности государственных структур.
В современном обществе информация обеспечивает поступательное и ускоренное развитие общества и власти. Повышается ответственность властных органов и за реализацию принятых решений, создаются условия для дальнейшего развития экономики и развития гражданского общества. Общественный контроль обеспечивается за счет открытости, информационной прозрачности в деятельности государственных институтов и их подотчетности гражданскому обществу.
Таким образом, противодействовать коррупции, опираясь только на правоохранительные структуры, как показывает международный опыт невозможно. Необходимо максимальное расширение участия гражданского общества в противодействии коррупции, проведение институциональных реформ, совершенствование законотворчества – все это способствует устранению причин коррупции[41].
Тенденции социально – управленческой организации общества, политической активности, которая на сегодняшний день существует в России, это показатель качественного состояния правовой жизни и правовой политики государства. Сегодня возникает потребность в новом типе, форме, содержании и свойстве законности, которая бы отвечала потребностям (стремлениям) общества и государства ХХI века[42].
Также в современном мире актуальной представляется постановка задачи - повысить эффективность государственной службы на основе правовых и демократических принципов, гарантирующих государственный аппарат от коррупции и произвола; безусловности исполнения законов и других правовых актов и др. Исходя из этого первостепенными в государственном управлении становятся вопросы реформирования государственной службы.
Одним из направлений совершенствования государственного аппарата и повышения эффективности госслужбы становится «открытость» госаппарата как подтверждение реальности конституционных принципов, заложенных в ст. 33 Конституции РФ (права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления). И, как следствие, повышение доверия граждан к органам государственной власти. В последнее время все чаще говорится об улучшении качества государственных услуг и повышении ответственности государственных органов, что прямо указывает на реализацию права граждан на обжалование решений и действий (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ)[43].
Принцип открытости с подвиг создание электронного правительства, общения через онлайн формы, социальные сети с представителями власти, и пр.
В настоящее время ярким примером является сайт президента В. В. Путина, через который любой желающий может обратиться лично к главе государства, правда оговоримся, если будет соблюдать некоторые правила обращения, такие как количество символов в обращении, грамотность и т. д. Авторы отмечают, что большую роль в возможности электронного обращения граждан к государственным деятелям сыграл бывший президент РФ Д. А. Медведев, он был одним из тех людей, который на личном примере пропагандировал доступность и открытость госслужбы для граждан России через электронные средства[44].
Более чем двадцатилетняя история действия современной российской Конституции подтвердила приоритетность выбранных конституционных принципов.
Развитие основных постулатов демократизма, нашедших свое реальное воплощение в деятельности органов государственной власти, способствовало совершенствованию деятельности государственных органов и усилению принципов демократизма в Российской Федерации. Формирование и совершенствование системы государственных органов на основе конституционных принципов реализуются в каждодневной практической деятельности органов государственной власти.