Файл: Эффективность менеджмента организации (Эффективности менеджмента организации: понятие, виды, критерии).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы эффективности менеджмента организации
1.1. Эффективности менеджмента организации: понятие, виды, критерии
1.2. Современные методики оценки эффективности менеджмента организации
2. Анализ эффективности менеджмента на примере ООО «Трест ЛРМ»
2.1. Общая характеристика ООО «Трест ЛРМ»
2.2. Анализ хозяйственно-экономической деятельности ООО «Трест ЛРМ»
2.3. Анализ показателей эффективности менеджмента организации ООО «Трест ЛРМ»
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день оценка эффективности деятельности и поисков пути её повышения является неотъемлемой частью успешной стратегии существования любого предприятия. Формирование современной модели, позволяющей как рассчитывать значения ключевых показателей бизнеса, так и контролировать и влиять на них, обеспечивает стабильное финансовое положение компании в условиях рыночной экономики и жёсткой конкурентной среды, а также способствует улучшению показателей прибыльности деятельности предприятия и уровня его рентабельности.
Таким образом, на современном этапе становления экономики для руководителей бизнеса становится всё более актуально владение современными и эффективными методами управления эффективностью компании, что делает тему работы особенно актуальной.
Построение эффективной и современной системы управления эффективностью предприятия предусматривает использование в рамках управления компанией специальных организационных систем и подсистем, а также знание современных методов учёта ключевых показателей эффективности, их планирования и контроля.
Высокий уровень конкуренции, попытки руководства обеспечить резервы снижения себестоимости на основные услуги и товары компании с целью роста рентабельности производства требуют наличия своевременной и достоверной информации не только о реальном уровне затрат, но и о рациональности использования ресурсов, находящихся во владении компании.
Целью работы является анализ эффективности менеджмента организации.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы эффективности менеджмента организации
- рассмотреть современные методики оценки эффективности менеджмента организации
- провести анализ эффективности менеджмента ООО «Трест ЛРМ».
Предметом работы является эффективность менеджмента организации.
Объектом работы является ООО «Трест ЛРМ».
При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные интернет – ресурсов. Применены такие методы и приемы исследования как анализ, синтез, сравнение.
1. Теоретические основы эффективности менеджмента организации
1.1. Эффективности менеджмента организации: понятие, виды, критерии
Компания как объект управления может быть рассмотрена как сложная и динамичная система, содержащая социально-экономические, технические, организационные элементы и подлежащая постоянному влиянию внешней среды, по большей части агрессивному и негативному. В процессе производства товаров и услуг компания объединяет в единый комплекс множество разнообразных ресурсов, таких как материальные ресурсы, человеческий капитал, результаты интеллектуального труда и т.д. Таким образом, любая компания представляет собой многоэлементную систему, которая разделяется на конкретные подсистемы в зависимости от целей деятельности и направления развития [4, с. 117].
Эффективность деятельности компании в условиях современного рынка – понятие комплексное, и может быть рассмотрено со стороны ключевых аспектов деятельности организации. Так, в зависимости от целей руководства, может быть оценена эффективность торговой или производственной деятельности, эффективность управления финансами, маркетинговой и рекламной деятельности, хозяйственной деятельности, технологических процессов, трудового коллектива, использования заёмных и собственных средств.
По одному из определений, эффективность – максимально выгодное соотношение между всем объёмом затрат компании и совокупным экономическим результатом [1, с. 45].
По другому определению, эффективность – конечная результативность рабочего процесса, инвестиционного проекта, технологической операции, находящая выражении в соотношении конечного эффекта к объёму затрат, потребовавшихся для достижения результата [12, с. 39].
В конечном итоге эффективность деятельности компании может быть определена как итоговый финансовый результат деятельности в виде чистой либо операционной прибыли [4, с. 119].
Конкурентоспособность как показатель относительной эффективности, в свою очередь, позволяет определить положение компании на рынке, сравнить уровень цен и качество продукции и услуг. Если компания не выдерживает конкурентной борьбы, то теряет рыночные позиции и вынуждена либо покинуть рынок, либо пересмотреть стратегию развития, деятельности, модернизации [1, с. 47].
С целью определения эффективности при этом важно учитывать как текущие результаты деятельности, так и результаты будущих периодов, так как единовременная отдача не может быть достоверным индикатором устойчивости положения организации [12, с. 41].
Таким образом, любая компания в рамках здоровой рыночной конкуренции должна направлять свои усилия на совершенствование деятельности, с целью максимизации итоговых показателей прибыли, улучшения имиджа, как перед клиентами, так и перед контрагентами, эффективное сотрудничество с которыми во многом влияет на итоговые результаты.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что эффективность компании в целом является способностью так наладить торговый либо производственный процесс, что показатели прибыли и рентабельности будут увеличиваться и опережать темпы роста конкурентов, либо соответствовать им.
Так как плановые показатели прибыли на будущие периоды являются условной величиной, не могут быть определены с точностью, современный менеджмент предлагает рассматривать в рамках оценки эффективности также нефинансовые показатели деятельности, оказывающие косвенное влияние в долгосрочной перспективе на итоговые результаты. В связи с этим у современных исследователей и практиков существует множественное понятие эффективности.
Так, под эффективностью можно подразумевать уровень достижения оперативных и стратегических целей организации [14, с. 99]. При этом цели должны рассматриваться как динамическое явление, требующее корректировки в зависимости от рыночной, политической, социальной ситуации.
Эффективность можно определить, как степень способности компании использовать внешнюю среду в качестве источника уникальных ресурсов, что позволяет завладеть конкурентным преимуществом, проявляя инновационные подходы, как в управленческом, так и в технологическом аспекте. В данной ситуации компания выступает элементом системы взаимосвязи внутренней и внешней среды, вступая с последней в активное взаимодействие.
Эффективность деятельности может быть определена и с финансовой точки зрения, когда оценке подвергается способность компании получать максимальную прибыль при сохранении существующего объёма затрат, либо минимизировать затраты с целью роста итоговых показателей [25, с. 37].
Эффективность как элемент менеджмента определяет рационализацию построения организационной структуры и взаимосвязи её элементов с целью усилить удовлетворённость персонала, уровень контроля, степень выполнения обязательств перед партнёрами, поставщиками, социумом и государством.
Также эффективность можно оценить с позиции клиентов и заказчиков, когда на первое место выступают уровень их удовлетворённости. Данный подход целесообразно применять в том случае, когда заказчики могут оказать существенное влияние на деятельность компании в целом.
Все цели управления эффективностью принято разделять в зависимости общей целевой политики компании, которая может быть представлена в виде схемы (Рисунок 1) [3, с. 124].
Рисунок 1 - Управление эффективностью в зависимости от целей бизнеса
По мнению экономиста Д. Синка, [5, с. 29] эффективность компании составляют семь ключевых показателей:
- действенность как способность достигать максимального эффекта от поставленной цели;
- экономичность как степень эффективности использования собственных и заёмных средств и ресурсов;
- качество как уровень соответствия продукции и услуг стандартам качества и целевому назначению;
- уровень доходности как соотношение между валовым доходом компании и объёмом затрат;
- производительность как соотношение объёма выпуска продукции и услуг к объёму затраченных в процессе производства ресурсов;
- качество трудовой деятельности сотрудников как степень удовлетворённости членов трудового коллектива условиями труда, а также возможность реализации личных потребностей и запросов;
- использование новых технологий менеджмента, маркетинга, производства как характеристика совершенствования научно-технического потенциала компании.
По мнению другой группы исследователей, основные условия, необходимые для признания компании эффективной, следующие [9, с. 117]:
- цели компании рассматриваются в динамике времени и не являются окончательными, определяются в зависимости от требований и тенденций внешней среды, а также самой организации;
- ключевое содержание стратегических и оперативных целей в целом отражают как внутриорганизационные процессы, так и внешние условия деятельности компании;
- цели, поставленные как основополагающие, успешно выполняются и достигаются в полном объёме. Затраты, требуемые на их достижение, соразмерно соотносятся с конечным финансовым либо социальным результатом деятельности;
- в качестве инструментов достижения целей компания использует средства, отвечающие требованиям рынка и обществ, что позволяет избежать дополнительных затрат на социальную реабилитацию и адаптацию выполняемых услуг и производимых работ.
Таким образом, эффективность деятельности компании – это способность руководящего звена формулировать и реализовать как стратегические, так и оперативные цели и задачи с учётом как внутренних, так и внешних факторов, а также достигать плановых результатов путём использования традиционных методов, не идущих в разрез с общепринятыми ценностями и правилами.
Взаимосвязь всего разнообразия критериев эффективности позволяет создать модель эффективности компании в зависимости от временного интервала. Наглядно такая модель может быть представлена в виде рисунка (см. рис. 2) [5, с. 37].
Рисунок 2 - Модель эффективности в зависимости от временного интервала
Таким образом, в краткосрочном периоде подлежат оценке критерии, позволяющие обозначить положение дел компании за достаточно короткий промежуток времени. К ним принято относить продуктивность, качество, гибкость, удовлетворённость.
Под продуктивностью понимают способность компании выпустить необходимое количество продукции и услуг в зависимости от потребностей внешней среды [5, с. 39].
Под качеством понимают способность компании удовлетворять запросы покупателей и заказчиков со стороны функциональных и потребительских свойств товаров и услуг. При этом показатели оценки предоставляются непосредственно клиентами фирмы и выражаются в количестве возвратов, жалоб и т.п.
Под гибкостью понимают способность компании перераспределять имеющиеся ресурсы с целью организации выпуска более рентабельных видов продукции и услуг, что подразумевает способность руководства адекватно реагировать на изменения поведения конкурентов, покупателей, поставщиков. Помимо этого, в задачи менеджмента входит обязанность уметь проводить грамотную адаптацию методов и средств в сфере планирования с учётом данных изменений.
Под удовлетворённостью понимают чувство удовлетворения у работников от выполненной работы, осознания своей роли в организации, своего места в организации как комфортного и удовлетворяющего их запросы.
Все критерии краткосрочного периода тесно взаимосвязаны между собой, что заставляет руководства взвешенно подходить к влиянию на каждый из них. Так, например, более жёсткая дисциплина труда с целью повышения производительности может негативно отразиться на уровне удовлетворённости персонала, что в итоге приведёт к снижению общей эффективности управленческой деятельности в компании.