Файл: Понятие и классификация функций государства (Теоретические основы государственного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Силовые же структуры, в том числе органы внутренних дел, целесообразно относить к органам исполнительной власти, поскольку основная их функция состоит в охране и защите личности, ее прав и свобод от нарушений, обеспечении правопорядка и безопасности в обществе.

Еще один аспект понимания механизма государства – функциональный. Так, исследователи отмечают, что под механизмом государства в динамике необходимо понимать функционирование государства, который включает в себя совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости. В связи с этим весьма близким по содержанию к понятию «механизм государства» является понятие «механизм осуществления функций государства».

Керимов Д.А. указывает, что научный интерес вызывает проблематика субъектного состава механизма реализации правоохранительной функции государства и предлагает следующую классификацию его субъектов[15]:

– правоохранительные органы как специальные субъекты реализации данной функции;

– органы государственной власти участвующие в реализации правоохранительной функции;

– институты гражданского общества, содействующие реализации данной функции.

Вопрос о том, какие органы относятся к правоохранительным, и каково их место в механизме государства в юридической литературе является дискуссионным.

Представляется, что таковыми являются специальные государственные органы, деятельность которых направлена непосредственно на реализацию правоохранительной функции и которые для этого наделены государственно - властными полномочиями.

В связи с этим целесообразно к правоохранительным органам относить органы правосудия, органы прокуратуры, а также органы защиты конституционных прав граждан и охраны правопорядка. При этом важно заметить, что в контексте разделения властей правоохранительные органы в механизме государства занимают особое место. Органы правосудия осуществляют судебную власть, остальные правоохранительные органы, как правило, относят к органам исполнительной власти, подчеркивая при этом особое место прокурорского контроля и надзора.

Таким образом, механизм государства – сложное и системное понятие, не являющееся тождественным понятиям государственного аппарата и механизма осуществления функций государства. В целом же, государство с давних пор выполняло главенствующие функции, играло роль защитника граждан, гарантом соблюдения их прав и свобод, а в последующем было и гарантом соблюдения Конституции. Универсальным, по мнению автора курсовой работы определением, является то, что государство — форма организации общества, располагающая механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории и обладающая суверенитетом[16].


Глава 2. Классификация функций государства

2.1. Понятие функций государства

Государство с давних пор выполняло главенствующие функции, играло роль защитника граждан, гарантом соблюдения их прав и свобод, а в последующем было и гарантом соблюдения Конституции. Поэтому, изучение функционала государства является востребованной во все времена.

В современной юридической литературе вопрос о функционале госаппарата, понятии и структуре государства, значении государственного аппарата и механизма государства является достаточно дискуссионным. Примечательно то, что данная дискуссия ведется не только на научном уровне, но и вошла в концепцию современных учебников по теории государства и права[17].

Функциигосударства‑его главенствующие, базовые пути функционирования, включающие в себя как внутренние, так и внешние направления, по своей направленности имеющие социальную экономическую, политическую, экологическуюподоплеку, подзадачи[18], объемлющие жизненно важную проблематику.

Функционал и задачи по своей природе раскрывают социальное предназначение государства.

Необходимо отметить, что со временем, с течением эволюции функции государства меняются, претерпевают корректировки, изменения под воздействием изменчивых внутренних и внешних факторов, появляется потребность в новых функциях и задачах госаппарата[19].

«Функция государства» – одна из фундаментальных категорий современного государствоведения[20]. Проблемы, связанные с ней, относятся к числу наиболее важных и сложных в науке о государстве. Характеристика функций государства вообще, государства разных типов и конкретных государств часто не следует логике общего, особенного и единичного. Функции государства и его органов не описываются в их органическом единстве. Теория функции государства оторвана от проблем совершенствования структуры государственного аппарата и потому в исследованиях в достаточной степени слабо прослеживается прикладной момент. Это лишь незначительная часть проблем, связанных с исследованием категории «функция государства».


Но прежде чем перейти собственно к проблеме формулировки определения, необходимо исследовать более широкий аспект – вопрос о научных подходах в понимании феномена «функция государственного аппарата», т. е. о различных его понятиях.

Необходимость в такой последовательности исследования обусловлена, прежде всего, тем, что понятие представляет собой мысль, отражающую в обобщенной форме явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства явлений и отношения между ними. Представляется, что именно такая логическая схема (от исследования различных теоретических понятий к формулировке определения) может обеспечить наиболее всестороннее и объективное исследование такого сложного государственно-правового явления как функции государственного аппарата.

Термин «функция» употребляется применительно к биологическим явлениям (работа, производимая органом, организмом, как проявлении его жизнедеятельности). Функция также рассматривается как обязанность, круг деятельности. Функция – это значение, назначение, роль.В широком смысле – это обязанность, роль, которую выполняет соответствующий институт, или процесс в отношении целого, характеристика направления или аспекта деятельности и т.д[21].

В теоретическом ведении предпринимались попытки включения в понятие функции государственного аппаратафактическую, реально осуществляемую государственную деятельность. Функция государственного аппаратане представляет собой нечто неделимое, а является сложным, богатым по содержанию, внутренне противоречивым явлением, включающим определенный набор элементов и связей.

Понятие «функции государства» является одним из важных объектов познания теории государства и права. Вокруг него высказываются различные суждения исследователей, так как функции государственного аппаратавыражают ту или иную сущность государства.

Однако и здесь у авторов нет единого мнения. Одни авторы утверждают, что функции государственного аппарата – это основные (главные) направления его деятельности[22], по мнению других, функции – это любые направления деятельности, характеризующиеся определенностью[23]. Третья группа авторов полагает, что функции государственного аппарата – это деятельность государства в определенном направлении[24].


Приведем точки зрения различных авторов на функции государства, а также функции госаппарата.

Исследователи под функцией государственного аппаратапредлагают понимать основные направления государственной деятельности, без которых существование государства практически невозможно[25]. В функциях государственного аппаратавыражается его назначение, сущность в решении основных вопросов общественного развития.

Матузов Н.И. определил функциюгосударственного аппаратакак объективно необходимое, целенаправленное, основное направление (сторону) деятельности государственного аппарата, осуществляемое в жизненно важной сфере общественных отношений, выражающее его сущность и социальное назначение в обществе и имеющее законодательную подоплёку[26].

По мнению Григониса Э.П., Харченко О.В., функции государственного аппарата– объективно необходимые, основные, наиболее общие и стабильные направления его деятельности, подчиненные решению главных задач государственного аппарата, осуществляемые в специальных формах и с помощью специфических методов[27].

Функция государственного аппарата‑есть устойчиво сложившееся направление деятельности, которое может претерпевать изменение в связи с трансформацией целевых ориентиров государства и без воздействия существенных объективных факторов исчезнуть не может[28].

Другие авторы выделяют четыре методологические составляющие (компонента) теории функций государственного аппарата: онтология и гносеология функций, аксиология функций, телеология функций и праксиология функций[29].

Функциигосударственного аппарата‑его базовые пути функционирования, направленные на выполнение экономических, политических, социальных, экологических и других задач[30].

Что касается задач государственного аппарата, то они охватывают жизненно важные, требующие решения вопросы и проблемы, которые проявляются в различных направлениях (экономических, социальных, культурных и других) деятельности государственного аппарата, в определённые исторические этапы стоят перед государственным аппаратом.

Авторы определяют функции государственного аппарата как то в его деятельности, что характеризует его «предметно-политически» и отражает ту или иную сторону сущности государственного аппарата в каждый период его развития[31]. Иными словами, функции государственного аппарата есть не что иное, как содержание государственной деятельности.


Таким образом, в современной юридической литературе вопрос о функционале госаппарата, понятии и структуре государства, значении государственного аппарата и механизма государства является достаточно дискуссионным. Примечательно то, что данная дискуссия ведется не только на научном уровне, но и вошла в концепцию современных учебников по теории государства и права.Функциигосударства‑его главенствующие, базовые пути функционирования, включающие в себя как внутренние, так и внешние направления, по своей направленности имеющие социальную экономическую, политическую, экологическуюподоплеку, подзадачи[32], объемлющие жизненно важную проблематику. Функционал и задачи по своей природе раскрывают социальное предназначение государства.

Необходимо отметить, что со временем, с течением эволюции функции государства меняются, претерпевают корректировки, изменения под воздействием изменчивых внутренних и внешних факторов, появляется потребность в новых функциях и задачах госаппарата.

2.2. Классификация функций государства

Перейдем непосредственно к классификации функции государства.

Множество авторов предлагают разнообразные классификации функций государства, до сих пор единая точка зрения по данному вопросу отсутствует. Большинство авторов в зависимости от типа государства выделяют внутренние и внешние функции (рисунок 3).

Рисунок 3 –Классификация функций в зависимости от типа государства

Таким образом, с течение времени и в зависимости от политического строя функции государства меняются, что наглядно отражено на рисунке.

На рисунке 4 отражены различные классификации функций государства по различным признакам.

Рисунок 4 - Различные классификации функций государства по различным признакам

В целом, как правило, функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции[33]:

1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.;

2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;