Файл: Понятие и классификация функций государства (Теоретические основы государственного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.Государство с давних пор выполняло главенствующие функции, играло роль защитника граждан, гарантом соблюдения их прав и свобод, а в последующем было и гарантом соблюдения Конституции. Поэтому, изучение функционала государства является актуальной темой курсовой работы.

В современной юридической литературе вопрос о функционале госаппарата, понятии и структуре государства, значении государственного аппарата и механизма государства является достаточно дискуссионным. Примечательно то, что данная дискуссия ведется не только на научном уровне, но и вошла в концепцию современных учебников по теории государства и права.

Функциигосударства‑его главенствующие, базовые пути функционирования, включающие в себя как внутренние, так и внешние направления, по своей направленности имеющие социальную экономическую, политическую, экологическуюподоплеку, подзадачи[1], объемлющие жизненно важную проблематику[2].

Функционал и задачи по своей природе раскрывают социальное предназначение государства.

Необходимо отметить, что со временем, с течением эволюции функции государства меняются, претерпевают корректировки, изменения под воздействием изменчивых внутренних и внешних факторов, появляется потребность в новых функциях и задачах госаппарата.

В целом, существует множество определений государства, госаппарата, до сих пор единой точки зрения по понятийному аппарату не существует. Одни авторы отмечают, что государство – это организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией[3]. Другие авторы отмечают, что государство — форма организации общества, располагающая механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории и обладающая суверенитетом[4].

Цель курсовой работы – проанализировать функции современного государства, а также привести их классификацию.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы государственного управления в России;

-изучить понятия государства и государственного управления ;

-рассмотреть природу механизма государства в РФ;


- изучить понятие функций государства;

- привести классификацию функций государства;

- выявить проблемы государственной власти в РФ.

Объект исследования курсовой работы - государственный аппарат РФ.

Предмет исследования – функции и значение государства, классификация функций государства.

Глава 1. Теоретические основы государственного управления

1.1. Понятия государства и государственного управления

Государство издавна имело особое предназначение, выполняло главенствующие функции, играло роль защитника граждан, гарантом соблюдения их прав и свобод, а в последующем было и гарантом соблюдения Конституции[5].

Рассмотрим вначале базовые понятия государства. Существует множество определений государства, госаппарата, до сих пор единой точки зрения по понятийному аппарату не существует. Одни авторы отмечают, что государство – это организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией[6].

Другие авторы отмечают, что государство — форма организации общества, располагающая механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории и обладающая суверенитетом[7]. Термин «страна» хотя и используется в значении «государство», тем не менее, их необходимо различать, поскольку не все страны являются государствами.

Также различные авторы выделяют разнообразные признаки государства, основные из которых отражены на рисунке 1.

Рисунок1 - Основные признаки государства[8]

В частности, авторы- политологи по международному праву выделяют 4 основных, главенствующих признака суверенного государства. Среди них:

Народ. Данное понятие не имеет общепризнанного определения. По мнению тех же специалистов, некоторое население можно считать единым народом при наличии единства мнения о принадлежности к таковому.


Территория. Определённое пространство с ясно очерченными границами, на которое распространяется суверенитет данного государства.

Правительство. Должно быть устойчивым и эффективным.

Независимость. Способность вступать в двусторонние или многосторонние отношения с другими государствами по собственному усмотрению, а не под влиянием или принуждением другого государства[9].

Необходимо отметить, что для формирования и функционирования управленческого механизма, его институтов имеют принципиальное значение состав и особенности объектов государственного управления.

Совокупность объектов государственного управления, их пространственное сосредоточение, уровень развития, степень интеграции, формы собственности, установленная правовыми нормами степень автономии и другие существенные особенности влияют на содержание управления, его институты и в конечном итоге обусловливают организационную структуру управляющей подсистемы.

Следует отметить принципиальную неоднородность и динамику объектов управления, что обусловлено сложностью и неравновесностью социальной системы, многообразием ее форм: организационных структур и процессов. Названные составляющие дополняют друг друга и вместе с нормами поведения (формальными и неформальными) и механизмами взаимодействия составляют понятие институтов управления. В этом смысле система государственного управления представляет собой сложный социальный институт, представленный прежде всего разнообразными компонентами.

Что касается непосредственно управляемых объектов, то их также можно охарактеризовать с помощью понятия "структура". Управляемые структуры могут включать комплексные и единичные объекты. Комплексными объектами выступают территориальные (региональные) комплексы - экономические макрорегионы и федеральные и иные административные округа (районы, бассейны, дороги), субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, административно-территориальные образования (районы, города, поселки), отрасли.

В целом, непосредственно сам процесс госуправления можно подразделить на несколько подэтапов[10]:

- получение и сбор информации об объектах государственного управления, ее анализ и обобщение с участием заинтересованных субъектов;

- выбор целей и приоритетов развития, методов управления, разработка и принятие стратегических решений, принятие соответствующих правовых актов и внесение изменений в существующие, построение организационных структур и форм управления;


- исполнение принятых решений, реализация избранных методов управления;

- контроль, координация взаимодействия разных структур, оценка эффективности принятых решений и качества их реализации, обратная связь с объектами управления;

- корректировка управленческого механизма (структур, методов, форм), поддержание его в работоспособном состоянии.

В зависимости от функционально-юридического критерия система государственного управления включает: административную, юрисдикционную и нормотворческую сферы деятельности.

Тем самым проявляется специализация функций управления, схожая с принципом разделения властей в государственном механизме.Выделение административной функции условно, поскольку все функции управления являются административными.

Вместе с тем специализация государственного управления строится на основе данного разделения основных функциональных сфер. При этом администрирование, как было отмечено выше, разделяется на политико-административную и исполнительную (правоприменительную) деятельность.

Таким образом, государство с давних пор выполняло главенствующие функции, играло роль защитника граждан, гарантом соблюдения их прав и свобод, а в последующем было и гарантом соблюдения Конституции. Универсальным, по мнению автора курсовой работы определением, является то, что государство — форма организации общества, располагающая механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории и обладающая суверенитетом[11].

1.2Механизм государства

Приведем понятие механизма государства. На рисунке 2 отображено понятие механизма государства в его упрощенном виде.

Рисунок 2 – Механизм государства[12]

Рассмотрим трактовку, определение данного механизма. Многие исследователи – политологи, юристы, правоведы понятия «механизма государства» и «государственного аппарата» в некоторых случаях употребляют как тождественные, что обуславливает необходимость более подробного анализа данного аспекта. В современной юридической литературе вопрос о понятии и понятии, структуре, значении государственного аппарата и механизма государства является достаточно дискуссионным.

Примечательно то, что данная дискуссия ведется не только на научном уровне, но и вошла в концепцию современных учебников по теории государства и права. В одних случаях понятия механизма государства и государственного аппарата употребляются как тождественные[13].


Чаще всего исследуемые понятия разграничиваются другими исследователями, при этом авторы подчеркивают их существенные различия. Одним их самых распространенных аспектов разграничения данных понятий ученые указывают структуру механизма государства и государственного аппарата.

Так под государственным аппаратом понимается исключительно система государственных органов, наделенных государственно-властными полномочиями в отдельных сферах общественной жизни. Механизм же государства понимается как понятие, более широкое по объему, которое наряду с государственными органами включает в себя также государственные учреждения и предприятия, фактически принимающие участие в осуществлении функций государства. Существует достаточно широкая трактовка механизма государства.

Одни исследователи отмечают, что структура механизма государства включает в себя государственные органы, администрации государственных предприятий, учреждений, организаций, государственных служащих (чиновников) и организационные, финансовые и иные средства[14]. В данной точке зрения необходимо акцентировать внимание на следующих моментах. Во-первых, в структуру механизма государства в качестве самостоятельных элементов включаются государственные служащие.

Во-вторых, особо подчеркивается, что в структуру механизма государства включаются именно администрации государственных учреждений, предприятий и организаций. Такой подход также видится достаточно обоснованным, поскольку именно администрации данных организаций принимают участие в осуществлении задач и функций государства.

В третьих, в качестве структурного компонента механизма государства выделяются организационные, финансовые и иные средства. Такая точка зрения, на наш взгляд, не является бесспорной, поскольку данные средства не могут выступать в качестве самостоятельного звена или элемента механизма государства и тем самым участвовать в осуществлении его функций.

Другой подход к анализу структуры механизма государства заслуживает весьма пристального внимания, поскольку в отдельный структурный компонент механизма государства выделяются государственные организации. Дискуссии о так называемых «материальных придатках» механизма государства не прекращаются в современной юридической литературе. К таковым часто относят силовые структуры – армию, полицию, исправительные учреждения и др.

Однако существует точка зрения, согласно которой «материальными придатками» механизма государства являются те средства, которые обеспечивают деятельность государственного аппарата (бюджетные средства, предприятия, учреждения, помещения и т. п.).