Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие функций менеджмента и системы менеджмента).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.
В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают три вида планирования:
- стратегическое или перспективное;
- среднесрочное;
- тактическое или текущее.
Стратегическое планирование направлено на долгосрочное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, обусловливает программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению установленных целей с учетом средств и снабжения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен аргументироваться обширными исследованиями и фактическими данными. Для эффективной конкуренции в современном мире бизнеса, фирме необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Так как в условиях стихийного развития рынка формулирование планов в количественных показателях невозможно, соответственно, планы выражаются в качественных показателях, а именно в виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется координация перспективных направлений развития фирмы, учитывая потребности и ресурсы.
Стратегическое планирование реализовывается в виде:
- долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по принципу «будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.
- стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться фирма. Здесь перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии.
Для того, чтобы при необходимости можно было осуществить модификацию и переориентацию стратегических планов, они должны быть разработаны таким образом, чтобы в течении продолжительных периодов оставаться целостными, а также быть достаточно гибкими.
Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Кроме того, стратегическое планирование само по себе не дает гарантий успеха.
Для стратегического планирования присущи следующие положения:
- Небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.
- Возраст функции планирования даже в наиболее крупных корпорациях насчитывается менее десяти лет.
- Стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства корпорации, которые проводятся ежегодно.
- Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.
- В большем количестве организаций считают, что функция планирования может быть усовершенствована.
Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, так как именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах выражаются основные задачи на установленный период, например,
- производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения;
- стратегия сбыта;
- финансовая стратегия;
- кадровая политика;
- определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации, и кооперирования производства.
Среднесрочные планы предусматривают разработку в установленной последовательности мероприятий, которые в свою очередь направлены на достижение целей, намеченные долгосрочной программой развития. План в своем большинстве содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов.
Текущее, или оперативное, планирование содержится в определении промежуточных целей и задач. При этом подробно разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов и внедрения новых технологий. Как правило данное планирование осуществляется на год. Планы представляют собой доскональную конкретизацию целей и задач, определенных перспективным и среднесрочным планами.
Текущее планирование воплощается в жизнь путем детализированной разработки оперативных планов для фирмы и её подразделений, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству и материально-техническому снабжению. Центральными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), представляющие собой детальную конкретизацию целей и задач, которые поставлены перспективным и среднесрочным планами.
Календарные планы составляются на основе сведений о наличии заказов, степени загруженности мощностей и их применений с учетом сроков исполнения каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения, состояния конъюнктуры рынка. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию и замену оборудования, сооружения новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
1.2.2. Организация
Значительной функцией управления является функция организации, заключающаяся в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.
Функция организации осуществится двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.
Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов и результатами с намеченным планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
- Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
- Делегирование полномочий.
Делегирование, как термин, применяемый в теории управления, означающий передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, определяющиеся поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает разделение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.
Основные проблемы, которые возникают при разработке структур управления:
- установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями;
- распределение ответственности между руководителями;
- выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;
- организация информационных потоков;
- выбор соответствующих технических средств.
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.
Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач. Существует два основных аспекта организационного процесса:
- Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
- Делегирование полномочий.
1.2.3. Контроль
Контроль – это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и итогами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии необходим учет и контроль. Контроль как существенная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, которые связаны с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения установленных целей.
Процесс контроля заключается в установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты значительно отличаются от установленных стандартов. С помощью контроля менеджер обнаруживает проблемы, причины их возникновения и принимает меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.
Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль, как правило, осуществится в форме определенной политики, процедур и правил. В первую очередь, он используется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.
Текущий контроль реализовывается в тот момент, когда работа уже идет и обычно совершается в виде контроля, подчиненного его непосредственным начальником.
Заключительный контроль выполняется после того, как работа закончена или истекло выделенное для нее время.
Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.
В процессе контроля есть три четко различимых этапа:
Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, то есть конкретных, которые поддаются измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей эффективности объекта управления для всех его ключевых областей, которые обусловливаются при планировании.
На втором этапе происходит сравнение показателей функционирования с заданными стандартами, определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, исключительно существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.
На третьем этапе - измерение результатов. Это является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.
Если контроль имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен, то в данном случае контроль является эффективным.
1.2.4. Мотивация
При планировании и организации работы руководитель устанавливает, что именно должна реализовать данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель приобретает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике главные принципы мотивации.
Мотив – это побудительная причина, повод к деятельности. Побудить к деятельности можно обогатив идеями, волей, знаниями, определив величину вознаграждения, связав его с результатом деятельности, а также выявив систему ценностей человека, удовлетворяя потребность власти в зависимости от способности человека влиять на других людей.
Различные теории мотивации делят на две категории: содержательные и процессуальные.
В первую очередь, содержательные теории мотивации стремятся определить потребности, которые побуждают людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Для того, чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, необходимо сначала усвоить смысл стержневых понятий: потребности и вознаграждения.
Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, которое вызывает побуждение к действию. Потребности служат мотивом к действию. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.
Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры применяют внешние вознаграждения (например, денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), которые получаются посредством самой работы.
Содержательные теории мотивации прежде всего стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, в особенности при определении объема и содержания работы.
Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей: физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения.
Процессуальные теории рассматривают мотивацию в другом плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими.