Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Понятие и виды ненадлежащей рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридические признаки рекламы:

  • содержание информации (о товарах, работах, услугах, их изготовителях или продавцах, средствах индивидуализации, результатах интеллектуальной деятельности, мероприятиях).
  • Распространение информации любым способом, в любой форме, с использованием любых средств;
  • направленность на неопределенный круг лиц;
  • цель распространения информации - привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, его продвижение на рынке.

Российское законодательство предъявляет к рекламе ряд общих требований, т.е. требований, которые распространяются на любую рекламу вне зависимости от каких-либо мерок.

Перечень общих требований к рекламе:

  • Распознаваемость рекламы - информация воспринимается именно как реклама независимо от формы, способа ее распространения и независимо от наличия или отсутствия специальных знаний у потребителей. Законом о рекламе установлено правило об обязательном предварительном уведомлении о том, что предлагаемая информация носит рекламный характер. Один из вариантов такого сообщения - пометка «на правах рекламы».
  • Рекламная продукция должна распространяться на русском языке. Исключение составляют случаи, когда радио- и телевещание, распространение печатных изданий ведутся исключительно на государственных языках республик, родных языках народов России и иностранных языках.
  • Если деятельность подлежит лицензированию, рекламодатель должен указать в рекламной информации номер лицензии и наименование органа, ее выдавшего.
  • При рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, обязательной является пометка «подлежит обязательной сертификации». В Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 указаны товары, подлежащие обязательной сертификации, например, мясо, чай, кофе, пряности, сахар.[5]
  • Закон запрещает распространение недобросовестной рекламной продукции - рекламы, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения товара с другими аналогичными товарами; содержит высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара.
  • Любая реклама должна быть достоверной. Не допускается недостоверная реклама.
  • Этичность рекламы является также общим требованием, предъявляемым к рекламной продукции. Запрещается распространение неэтичной рекламы.

Как видим, реклама является информацией, которая направлена на привлечение внимания к товару, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Выделяют общие и специальные признаки рекламы. Предпринятую попытку реформирования рекламного законодательства нельзя признать неудачной, ведь в законотворческой практике не может быть примеров создания идеального нормативного правового акта, устраивающего представителей всех слоев общества.

Глава 2. Специальные требования к рекламе

В первой главе курсовой работы я рассмотрела общие требования, предъявляемые российским законодательством к рекламе. Однако, помимо них, существуют специальные требования, которые выдвигаются к отдельным видам рекламы (политическая, социальная, реклама для несовершеннолетних), рекламе отдельных категорий товаров и услуг, к рекламе в зависимости от способа ее распространения.

Для чего нужна политическая реклама? Я считаю, что она призвана привлекать внимание к политической фигуре, становлению или поддержанию интереса и ее продвижению на различных уровнях власти.

Законодательством тщательно регулируется такой вид политической рекламы как предвыборная агитация, устанавливаются общие и специальные правила ее проведения. Общими правилами предвыборной агитации являются:

  • запрет на привлечение к агитации лиц моложе 18 лет;
  • запрет проведения агитации органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими, представителям средств массовой информации;
  • запрет агитации в день выборов и в предшествующий день и др.

Специальные правила проведения агитации на телевидении и радио заключаются в:

  • предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией теле-, радиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
  • общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций теле-, радиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням;
  • не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено для проведения дискуссий, «круглых столов» и иных агитационных мероприятий; запрещается «перекрывать» передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм и др.

Изучив литературу по данной теме, я выяснила, что особенностью социальной рекламы считается направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а так же обеспечение интересов государства. Можно сказать, что именно цели распространения позволяют отличить социальную рекламу от иных видов рекламы.

Для рекламораспространителей, в целях стимулирования распространения социальной рекламы, закон установил обязательность заключения договора на распространение такой рекламы в пределах пяти процентов годового объема распространяемой ими рекламы.

Для социальной рекламы количество установленных законом правил невелико. При многообразии конкурсов, выставок, эффективном использовании социальной рекламы в отдельных сферах государственной и общественной жизни в целом в России пока чувствуется недостаток координации, объединенной деятельности в этой сфере. Необходим орган, который будет определять тематику, оценивающий нужность и эффективность социальной рекламы. Проекты распространения социальной рекламы различных органов власти (федеральных, субъектов Федерации, местных), некоммерческих организаций часто не скоординированы.

В наше время очень важно оградить несовершеннолетних от отрицательного влияния рекламы, поэтому на законодательном уровне поставлена задача. Данный вопрос решается путем установления специальных требований к рекламе в целях защиты несовершеннолетних. В частности, согласно статье 6 ФЗ «О рекламе» не допускаются:[6]

  • дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
  • побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
  • создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
  • создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками;
  • формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;
  • формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Все перечисленные требования очень важны, но существует особое правовое регулирование рекламы в зависимости от способа ее распространения. По данному признаку реклама подразделяется на рекламу в теле-, радиопрограммах и передачах, в периодических печатных изданиях, на транспортных средствах, рекламу, распространяемую по сетям электросвязи и наружную рекламу.


Правовое регулирование рекламы в телепрограммах и телепередачах направлено, с одной стороны, на защиту телезрителя от чрезмерного количества рекламы, а с другой - на обеспечение интересов телекомпаний, для которых доходы от рекламы являются важнейшим условием стабильной работы.

Действующий Закон выделяет два способа телерекламы: прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой - остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы и совмещение рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы.

К общим правилам распространения рекламы на телевидении можно отнести следующие:

  • совокупная продолжительность любой рекламы в телепрограмме не может превышать 15% времени вещания в течение часа.
  • не допускается прерывание рекламой и совмещение с рекламой религиозных телепередач и любых других телепередач продолжительностью менее 15 минут;
  • не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

Для рекламы способом прерывания телепрограммы или телепередачи установлены следующие правила:

1) прерывание телепередачи или телепрограммы рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;

2) не допускается прерывать рекламой трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдуме;

3) при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.

Для рекламы, распространяемой способом наложения на кадр транслируемой телепрограммы, установлены следующие запреты: реклама не должна занимать более чем 7% площади кадра и накладываться на субтитры и надписи разъясняющего характера.

Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования может прерываться рекламой, в том числе спонсорской, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок; трансляция спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки. Может прерываться рекламой так, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о соревновании. Общая продолжительность такой рекламы не может превышать 20% фактического времени трансляции.


Продолжительность каждого прерывания иных телепередач, в том числе художественных фильмов, рекламой не должна превышать четыре минуты.

Тем не менее, перечисленные выше правила не распространяются на размещаемую в кадре информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу, логотип телепрограммы и информацию о телепрограмме.

Правовое регулирование радиорекламы во многом совпадает с правовым регулированием рекламы на телевидении. На радио возможно распространение рекламы одним способом - это прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой.

Прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно уведомляться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания передачи спонсорской рекламой.

В радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать 20% времени вещания в течение суток.

Не допускается прерывать рекламой религиозные радиопередачи и радиопередачи продолжительностью менее 15 минут. Исключение сделано для спонсорской рекламы, которая может распространяться в начале и/или в конце радиопередачи общей продолжительностью не более 30 секунд.

Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской, трансляцию агитационных материалов.

Не допускается распространять рекламу в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

Реклама в детских и образовательных радиопередачах может распространяться непосредственно в начале и перед окончанием радиопередачи, а ее разрешенная продолжительность зависит от продолжительности радиопередачи и совпадает с продолжительностью, установленной для телерекламы в аналогичных передачах.

Периодическим печатным изданием в соответствии с законодательством является газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Иные печатные издания не являются периодическими, и специальные требования к рекламе в них законом не установлены.

К рекламе в периодических печатных изданиях установлены два общих условия:

1) размещение рекламы должно сопровождаться пометками «реклама» или «на правах рекламы» (до вступления в силу нового закона рекламные материалы могли обозначаться различно: «бизнес-пресс», «это интересно», «советы доктора» и другими вводящими потребителя в заблуждение и заголовками, а на последней странице газеты мелким шрифтом указывалось, что такие сообщения являются рекламой);