Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Понятие и виды ненадлежащей рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) объем рекламы в неспециализированных изданиях должен составлять не более 40 процентов объема одного номера периодических печатных изданий.

Развитие современных информационных и цифровых технологий предоставило рекламодателям и рекламораспространителям новые средства для доведения своей рекламы до потребителей: телефонную (мобильную), электронную почту, Интернет. Но законодательство долгое время отставало от развития технологий, и до принятия закона 2006 года такая реклама практически не ограничивалась. В Законе о рекламе (статья 18) установлены следующие общие требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи[7]:

1) распространение рекламы допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы;

2) не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора или набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание, автоматическая рассылка).

К сожалению, в законе отсутствует подробное регулирование рекламы, распространяемой в Интернете.

Еще одним видом рекламы является наружная реклама. Согласно закону к ней относится реклама, распространяемая с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Наружная реклама не должна вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным. Ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства. Иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта; издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги лицами с нормальным слухом.

Закон о рекламе в статье 20 устанавливает требования к размещению рекламы на транспортных средствах:[8]

- запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций;


- запрет на создание угрозы безопасности движения, в том числе ограничение обзора управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения;

- соответствие иным требованиям технических регламентов;

- запрет на распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств и др.

Порядок данной статьи распространяется только на рекламу, размещаемую снаружи транспортных средств. В салоне любых транспортных средств реклама не имеет специального правового регулирования.

Регулирование размещения рекламы на транспортных средствах находится в сфере федерального надзора. В связи с этим, органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не вправе принимать свои условия, касающиеся рекламы на транспортных средствах.

Кроме всего выше перечисленного, российское законодательство устанавливает перечень требований к отдельным видам товаров и услуг (алкогольной продукции, пива, табачных изделий, лекарственных препаратов и т.д.). Данные требования приведены в Приложении 1.

В этой главе мною были рассмотрены специальные требования к отдельным видам рекламы. В целом можно сказать о том, что нормы российского законодательства в достаточной степени регулируют рекламную деятельность и позволяют, на сколько это возможно, избежать негативных последствий рекламы.

Глава 3. Понятие и виды ненадлежащей рекламы

Во второй главе мною были рассмотрены общие и специальные требования, предъявляемые законом к рекламе в Российской Федерации. Мне кажется, необходимо уделить внимание ненадлежащей рекламе, то есть рекламе, в которой имеют место отступление от ее содержания, времени, места, способа распространения. ФЗ «О рекламе» включает перечень видов ненадлежащей рекламы[9]. Нужно отметить, что данный перечень не является секретным. Подобная реклама запрещена и не должна допускаться к распространению, однако, как показывает практика, постоянно наблюдаются многочисленные нарушения.

3.1 Недобросовестная реклама

Реклама, порочащая имя и репутацию предприни­мателя, признается статьей 6 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной. Такая реклама, в ко­торой используются некорректные сравнения в отно­шении конкурентов (их товаров) или содержатся вы­сказывания (образы), порочащие честь, достоинство и деловую репутацию конкурентов, не допускается. Та­ким образом, Закон содержит ограничения по распро­странению так называемой сравнительной рекламы, а также утверждений, дискредитирующих конкурента. Реклама будет считаться недостоверной, если в ней использованы слова в превосходной степени («самый», «только», «лучший», «единственный»), которые не могут быть засвидетельствованы документально.


В соответствии со ст.5 Закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая:

- содержит некорректную аналогию рекламируемого товара с находящейся в обороте продукцией, которая произведена другими изготовителями или реализуется другими продавцами;

- порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

- представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождественен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

- является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Я приведу примеры недобросовестной рекламы:

1. Одним из ярких примеров прошлого года недобросовестной рекламы являлась наружная реклама сухариков «Кириешки». Суть рекламы – плакат, на белом фоне которого находились засохшие хлебные корки и кожура от банана или от апельсина, а слоган гласил: «Настоящие сухарики корочками не назовут». Данное заявление порочило честь, достоинство и деловую репутацию конкурента «3 корочки» и было снято с мест распространения буквально через месяц.

2. За последние несколько лет у ФАС неоднократно возникали претензии к рекламе «Мегафона». В октябре 2014 года регулятор возбудил административное дело из-за серии рекламных роликов, где школьник накануне Дня знаний просит родителей купить ему планшет Megafon Login 3. ФАС возмутило то, что в роликах представлено несоответствие заявленной и фактической розничной цены: в рекламе крупным шрифтом указывается (и голос за кадром это дублирует), что планшет можно приобрести за 1990 рублей. Однако ниже следует примечание: цена действует только при одновременном подключении определенного тарифного плана и внесении абонентской платы. Также в примечании сообщается, что розничная стоимость устройства без подключения дополнительных опций составляет 3790 рублей, однако по данным ФАС, приобрести планшет по указанной цене не представляется возможным, «поскольку данный товар реализуется исключительно в комплекте с дополнительной опцией». Регулятор определил, что ролики нарушают несколько статей Федерального закона «О рекламе»: вводят потребителей в заблуждение о конечной стоимости планшета, манипулируют несовершеннолетними, чтобы они убеждали родителей в необходимости покупки рекламируемого товара, а также создают искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка. В результате ФАС направила мобильному оператору предписание об устранении нарушений, а также штраф, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — от 100 до 500 тысяч рублей. В сентябре 2015 года использование мелкого шрифта в рекламе мобильного оператора снова привлекло внимание ФАС, причем по наводке дочерней компании МТС «Сибинтертелеком». В ролике с участием Дмитрия Дюжева покупателю предлагалось купить в офисе «Мегафона» смартфон MegaFon Login+ по цене 4 990 рублей. Однако для этого пользователю требовалось дополнительно подключить тарифный план «Все включено М» или опцию «Интернет S», а также внести абонентскую плату за определенный период. ФАС вынесла предписание заблокировать ролик.[10]


3.2 Недостоверная реклама

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

- о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

- об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

- о стоимости или ценен товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

- об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

- о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

- об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

- о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

- об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

- о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

- о результатах исследований и испытаний;

- о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

- о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

- об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

- о правилах и сроках проведения стимулирующей лотореи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в то числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

- о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;


- об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

- о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

- об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.[11]

В качестве примера можно привести статью с электронной страницы Федеральной антимонопольной службы[12]. «26 февраля 2015 года ФАС России приняла решение о наложении штрафа в 100 тысяч рублей на ЗАО МПБК «Очаково» за ненадлежащую рекламу своей продукции (кваса).

Ранее Комиссия ФАС России установила, что в нарушение требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама кваса «Очаковский» содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществе этого кваса и некорректное сравнение с товарами конкурентов, поскольку основано на недостоверных сведениях о месте их производства».

Недостоверная реклама по своим признакам схожа с рекламой недобросовестной, однако их выделение в самостоятельные виды рекламы вполне обоснованно. Недостоверная реклама есть сообще­ние лжи, а недобросовестная — лишь умолчание.

3.3 Неэтичная реклама

Этичность рекламы является также общим требованием, предъявляемым к рекламной продукции. Несмотря на то, что само понятие «неэтичная реклама» не содержится в Законе о рекламе (в отличие от Федерального закона от 18.07.1995 г. №108-ФЗ «О рекламе») его использование значительным является до сих пор.

Так, согласно ч.6 ст.5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении:

- пола;

- расы;

- национальности;

- профессии;

- социальной категории;

- возраста;

- языка человека и гражданина;

- официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов);

- религиозных символов;

- объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- объектов культурного наследия включенных в Список всемирного наследия.

Итак, рассматривая неэтичную рекламу, можно выделить две категории: средство воздействия и объект воздействия. Особенность требования к рекламе, запрещающего неэтичную рекламу, в частности, состоит в том, что не имеет значения направленность средства воздействия для признания рекламы не соответствующей закону. Однако законом выделяет ряд объектов воздействия, которые в силу своей специфики представляются очень важными, и восприятие которых при неэтичной рекламе может очень негативно отразиться как на воспринимающих субъектах, так и на самих объектах воздействия.