Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Понятие и виды ненадлежащей рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В адрес Самарского УФАС России поступило обращение гр. И. Н., перенаправленное Администрацией г.о. Новокуйбышевск, в котором сообщается, что на территории г.о. Новокуйбышевск на рекламном щите в районе д. 7 по ул. Молодогвардейская размещена реклама следующего содержания: «Строительная компания. John Welder. т.892... Сварочно-монтажные работы», где в слове «строительная» зачеркнут слог «стро» и над ним написан «оху», которая содержит признаки нарушения рекламного законодательства, а именно, использование в рекламе бранных слов, что является нарушением части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 настоящего закона.

Руководствуясь статьями 4.1- 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, а так же учитывая все обстоятельства данного дела и характер нарушения, суд постановил признать гр. С. Е. Н. виновной в совершении административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Применить к гр. С. Е. Н. меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 2500 (двух тысяч пятисот) рублей.[13].

В реальной жизни изучение конфликтов, возникающих на фоне нарушения Закона «О рекламе», достаточно парадоксально и непредвиденно. Значительное место занимает процессуальная активность сторон конфликта при реализации принципа состязательности. Состязательность - это одновременно и право, и обязанность каждой стороны отстаивать свою позицию всеми возможными способами доказывания. Именно от предприимчивости стороны, проявившейся в предоставлении документов и иных фактов, подтверждающих нужные обстоятельства, зависит результат рассмотрения дела и принятие уполномоченным органом того или иного решения. Роль суда как правоприменительного органа при рассмотрении конкретного дела - выслушать, изучить материалы, оценить каждый аргумент и на основании этого сделать правильный вывод о наличии или отсутствии в действиях рекламодателя (рекламораспространителя) нарушения требований к рекламированию.[14]


Кроме перечня недобросовестной и недостоверной рекламы ст. 5 Закона о рекламе содержит ряд запретов, касающихся содержания рекламы, ее фабулы и направленности. Например, такие как, реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий: призывать к насилию и жестокости; в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе и другие.

Главная миссия недобросовестной рекламы состоит в том, чтобы подавить критичность восприятия. Информацию, полезную нам, такая реклама заменяет побуждениями, полезными только себе. Взамен предоставления информации о конкретном товаре или услуге, она занимается зомбированием потребителей, т.е. программированием их поведения. Другими словами, под недобросовестной рекламой подразумеваются действия, нарушающие права потребителей и наносящие им урон путем использования психологических методов «контролирования сознания».
Построение искусственной  связи между явлениями, которые на самом деле не имеют ничего общего – один из излюбленных и самых грязных методов недобросовестной рекламы. Это – ложь, возведенная в ранг профессионального принципа, за которую сегодня невозможно привлечь к ответственности. Выпей чашечку растворимого кофе и тебя ждут незабываемые приключения. Проглоти какой-нибудь концентрат «и все вокруг как будто бы замирает, пока ты наслаждаешься удивительным вкусом», весь мир вдруг начинает крутиться вокруг тебя.

Глава 4. Ответственность на нарушение законодательства о рекламе

Изучение требований к рекламе, а также рекламы, которую законодательство считает ненадлежащей, логически подводит к необходимости исследования ответственности за нарушение рекламного законодательства.

В данном случае первоочередную необходимость имеет определение круга субъектов ответственности и органов, имеющих право применять ответственность. Итак, в число субъектов ответственности входят: рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители.

Органом, который вправе применить ответственность, является Федеральная антимонопольная служба, а также ее территориальные органы [15]. Полномочия Федеральной антимонопольной службы в рекламной сфере представлены в Приложении 2.


За нарушение законодательства о рекламе устанавливаются следующие виды ответственности: административная гражданско-правовая и иная ответственность, установленная федеральными законами (ст. 38 Закона).

Административная ответственность устанавливается КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из всех видов правонарушений наиболее распространенным для сферы рекламы является правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» (КоАП РФ) [16]. Ответственность за данное правонарушение может применяться руководителем Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС) и его заместителями, а также руководителями территориальных органов ФАС и их заместителями.

Постановление по делу о нарушении законодательства о рекламе должно быть вынесено в течение года с момента совершения административного правонарушения (статья 4.5. КоАП РФ).

Основным административным наказанием, применяемым за правонарушения в сфере рекламы, является административный штраф.

Размер административного наказания в виде штрафа колеблется от 100 до 2500 рублей для граждан; для должностных лиц - от 300 до 20 000 рублей; для юридических лиц - в размере от 3 000 до 500 000 рублей в зависимости от характера правонарушения.

Согласно статье 32.2 (КоАП РФ), административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 (КоАП РФ). Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление. Закон о рекламе (статья 38) устанавливает, что суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы страны в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет - 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, - 60 процентов.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере рекламы представляет собой совокупность санкций, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.


Возмещение нанесенных убытков – общая мера гражданско-правовой ответственности. Возмещение убытков имеет место во всех случаях нарушения гражданских прав, в том числе в случае нарушения договоров, заключенных между рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями.

К специальным мерам гражданско-правовой ответственности принято относить: возмещение вреда, компенсацию морального вреда и публичное опровержение недостоверной рекламы.

Статья 38 Закона о рекламе предусматривает, что лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд. В том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и/или имуществу физических или юридических лиц. О компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы.

Особой мерой гражданско-правовой ответственности, распространенной в сфере рекламы, является компенсация морального вреда. Согласно статье 151 (ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Физические и нравственные страдания гражданам могут быть причинены, например, в случае распространения недостоверной рекламы лекарственных средств.

Другой специальной мерой гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе является контр реклама, т.е. публичное опровержение недостоверной рекламы. Такая ответственность применяется только в случае распространения недостоверной рекламы. Форма, место и сроки размещения опровержения определяются судом по иску потерпевшего или антимонопольного органа. Опровержение осуществляется за счет рекламодателя.

Согласно ч. 5 ст. 38 Закона о рекламе за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе федеральными законами могут быть установлены иные меры ответственности. Указанная норма предполагает возможность наступления уголовной ответственности за умышленное нарушение рекламного законодательства. В России действовала ст. 182 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность, в том числе лишение свободы на срок до двух лет, за заведомо ложную рекламу. Т.е. за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, которая была отменена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ.


Анализ судебной практики показывает, что проблема ответственности за рекламу, не отвечающую требованиям законодательства, остается важной. Решение указанной проблемы потребует комплексных мер. Так, посредством создания наблюдательного или экспертного совета, в качестве ограничивающего и корректирующего механизма, сократится (а в идеале будет ликвидировано) количество неэтичной, скрытой, недобросовестной, недостоверной и наиболее опасной заведомо ложной рекламы. В случае обнаружения такого вида нарушения, как заведомо ложная реклама, при условии ее умышленного создания, распространения и причинения значительного ущерба следует ужесточить меры ответственности до ареста или лишения свободы, в зависимости от тяжести последствий.

Таким образом, привлечение к любому виду юридической ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, коммерческих и некоммерческих организаций или их руководителей, а также физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей не освобождает их от обязанности исполнить решение или предписание антимонопольного органа, представить ходатайство (уведомление) для рассмотрения или совершить предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Заключение

Реклама играет множество ролей: и учителя, и проповедника, и диктатора. Она в значительной степени определяет наш образ и стиль жизни. Известный немецкий журнал «Spiegel» еще несколько лет назад определил ее как «пятую власть» вслед за властью СМИ, которая считается «четвертой». Феномен рекламы столь значителен и многогранен, что и создатели, и потребители ее, признавая или отрицая влияние «пятой власти», высказываются о рекламе весьма противоречиво.

В ходе написания работы было изучено нормативно-правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации. А именно, были рассмотрены наиболее значимые нормативно-правовые акты, в том числе в историческом аспекте (процесс становления системы правовых норм, регулирующих рекламную деятельность), приведены примеры ненадлежащей рекламы. Кроме того, было исследовано законодательное определение понятия «реклама» и изучены основные требования к рекламе. Помимо основных требований в работе приведен перечень специальных требований, которые устанавливаются в зависимости от вида рекламы, от вида рекламируемой продукции и от способа размещения сообщения, носящего рекламный характер. Таким образом, в работе была достигнута поставленная цель: изучить правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации и сопутствующие ей задачи.