Файл: Мотивация и ее теории (ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Мотивационный процесс

Мотивация, рассматриваемая как процесс, может быть представлена ​​в виде шести стадий.

  1. Первая стадия - возникновение потребностей.

Потребность проявляется в виде того, что человек начинает чувствовать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в определённое время и начинает "требовать" от человека, чтобы он совершил действия по её устранению. Потребности могут быть разными. Условно их можно разбить на три группы:

  • физиологические
  • психологические
  • социальные. [1, с.150]

2. Вторая стадия - поиск путей устранения потребности.

Если потребность создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не обращать внимания. Возникает необходимость выполнить определенные действия.

3. Третья стадия - определение целей и направления действия.

Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов: что я должен получить, чтобы устранить потребность;

  • что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
  • в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
  • насколько то, что я могу получить, может устранить потребность. [1, с.151]

4. Четвертая стадия - осуществление действия.

На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые дадут ему возможность получить что-либо для устранения потребности. Из-за того, что процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, на этой стадии цели могут измениться.

5. Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия.

Проделав определенную работу, человек либо получает то, с помощью чего он может удовлетворить потребность, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется насколько выполнение действий даёт желаемый результат. В зависимости от этого происходит ослабление, сохранение, либо же усиление мотивации к действию. [1, с.151]

6. Шестая стадия - устранение потребности.

В зависимости от снятия напряжения, вызываемого ранее наличием потребности, человек может прекращать деятельность до возникновения новой потребности. [1, с.151]

Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации.

Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно догадываться о том, какие мотивы действуют, но в полностью определенном виде их выявить практически невозможно.


Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности его формируют. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, либо противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей - при этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов. Таким образом здесь можно сделать вывод, что даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, в мотивах его действий могут возникать непредвиденные изменения.

Факторами, делающим мотивационный процесс каждого человека уникальным и непредсказуемым, является также разная степень влияния одинаковых мотивов на разных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. [1, с.152] Но даже если сотрудники имеют одинаково сильный мотив на достижение результата, то у одного этот мотив может преобладать над остальными, и он будет добиваться результатов любыми способами, у другого же этот мотив может быть соизмерим по силе с мотивом к совместной деятельности.

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. [1, с.152]

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

2.1. Подходы к изучению теории мотивации

Теории мотивации принято разделять на 2 группы: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. [4, с.37]

К сторонникам содержательных теорий мотивации можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клелланда.

Согласно процессуальным теориям, поведение личности определяется не только ее потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с ней, оценкой своих возможностей и последствий выбранного типа поведения. В результате этого человек принимает решение об активных действиях или бездействии. [3, с.161] К таким теориям относятся теория ожиданий В. Врума, теория справедливости и модель Портера - Лоулера.


2.2. Теория мотивации А. Маслоу

Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека.

В соответствии с этой концепцией люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде структуры, графически изображаемой как пирамида. Модель Маслоу имеет форму пирамиды, поскольку чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения. [3, с.156]

В основе поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:

• физиологические потребности, необходимые для выживания: в пище, воде, воздухе, убежище и т.д. [1, с.154];

• потребности в безопасности и уверенности в будущем: защита от опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;

• социальные нужды: необходимость социализации, в общении, в поддержке;

• потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;

• потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды (рис.1), в основе которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

Само выражение

Признание и
самоутверждение

Принадлежность
и причастность

Безопасность

Физиологические потребности

Рисунок 1. «Пирамида» потребностей А.Маслоу

Согласно теории А.Маслоу, первоначальн должны быть удовлетворены потребности низших уровней. [2, с.180] Затем, по мере удовлетворения первичных потребностей, потребности более высоких уровней (вторичные) становятся стимулирующим фактором.

Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому и процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

В концепции Маслоу имеется ряд слабых мест. Он не учитывал влияния, которое оказывают на потребности ситуационные факторы; настаивал на последовательности перехода от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу – вверх; считал, что удовлетворение потребностей верхней группы приводит к ослабеванию их воздействия на мотивацию. [3, с.158] Основной недостаток теории Маслоу заключается в том, что в ней не учитываются индивидуальные особенности человека.


Попытки классификации потребностей предпринимали многие ученые, но только А. Маслоу рассматривал группы мотивов, которые упорядочены в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности, кроме того, он выявил законы построения потребностей и движущие силы мотивации. [5, c.450] Не потребности сами по себе являются мотиваторами поведения, а степень их удовлетворения. Движущей силой мотивации является тот факт, что люди никогда не могут достичь поставленных целей в полной мере. Как только достигнута одна цель и удовлетворена какая-либо потребность, возникает новая цель, связанная с необходимостью удовлетворения вновь появившейся потребности, и т. д. [9]

2.3. Теория мотивации Д. Мак-Клелланда

С развитием экономических отношений и совершенствованием системы управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Теория Дэвида Мак-Клелланда. Американский психолог Дэвид Мак-Клелланд выделил три вида потребностей: во власти, в успехе и в причастности. Причем, по мнению Мак-Клелланда, эти потребности не располагаются иерархично, а взаимно влияют друг на друга. [6, c.113] В соответствии с идеями Мак-Клелланда эти потребности, если они достаточно сильно присутствуют у человека, оказывают заметное воздействие на поведение человека, заставляя его предпринимать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. [1, c.160]

Успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность.

Рис. 2. Взаимовлияние потребностей по Д. Мак-Клелланду

(Источник: Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Московский финансово-промышленный университет "Университет", 2014 г. – 640 с.)

Согласно теории Мак-Клелланда люди, стремящиеся к власти, удовлетворить эту потребность заняв определенных должностей в организации. Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации.

2.4 Теория мотивации Ф. Герцберга

Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.


Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе:

Гигиенические факторы

Мотивация

Политика фирмы и администрации

Успех

Условия работы

Карьера (продвижение по службе)

Заработная плата

Признание и одобрение результатов работы

Микроклимат в коллективе (межличностные отношения)

Степень делегирования полномочий и ответственности

Уровень непосредственного контроля за работой

Возможности творческого и профессионального роста

Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Вторая группа факторов мотивации отражает характер работы.

Гигиенические факторы Ф. Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем.

Первостепенное внимание должно уделяться причинам неудовлетворенности человека работой, и только потом, с помощью мотивирующих факторов, необходимо обеспечивать удовлетворенность и мотивацию к эффективному труду. Если менеджер будет делать это с помощью одних лишь гигиенических факторов, то не добьется повышения качества работы своих сотрудников. [6, c.114]

2.5. Теория ожидания В. Врума

Процесс мотивации по теории ожидания складывается из взаимодействия трех блоков: (1) усилия; (2) исполнение; (3) результат.

Теория ожидания изучает и описывает взаимодействие этих трех блоков.

При этом усилия рассматриваются как следствие и даже результат мотивации. Исполнение рассматривается — как следствие взаимодействия

усилий, личных возможностей и состояния среды, а результат, как функция, зависящая от исполнения и от степени желания получить результаты определенного типа. [1, c.170]

Согласно теории ожидания не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Поведение сотрудников определяется поведением:

• руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;

• сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;

• сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;