Файл: Мотивация и ее теории (ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современние организации, компании, фирмы не могут функционировать без грамотного управления персоналом. За данную функцию может отвечать как сам руководитель, так и специально нанятый менеджер, и даже целый отдел HR. Чтобы повысить эффективность управления и улучшить показатели каждого сотрудника и всей организации в целом, применяются различные методы мотивации.

В данной курсовой работе рассмотрены понятия мотивации и мотивационного процесса, теории мотивации, мотивационный менеджмент и его национальные особенности.

Целью работы является изучение вопроса мотивации в менеджменте.

Задачи:

- рассмотреть понятие мотивации;

- изучить основные теории мотивации;

- сравнить особенности мотивирования сотрудников компаний в России и Америке.

Глава 1 данной курсовой работы посвящена определению основных понятий, связанных с теорией мотивации: потребность, мотивация, мотивирование, стимул, и др. Также в главе 1 подробно рассмотрен мотивационный процесс и его составляющие.

Глава 2 описывает теории мотивации, которые стали основой мотивационного менеджмента. Изучение потребностей человека привело к появлению двух групп теорий мотивации: содержательных и процессуальных, которые описаны в главе 2.

Чтобы рассмотреть, как применяются теории мотивации, в главе 3 приводятся конкретные примеры применения различных форм мотивации в российских организациях в наши дни. Также проведено сравнение особенностей российского и американского мотивационного менеджмента.

Изучение мотивации проводилось с помощью учебных пособий по теории и истории менеджмента, управлению персоналом. Сравнение мотивации в России и США проведено на основании исследования управляющего директора Pharmedu Татьяны Ходанович, а также высказываний управляющих и директоров российских компаний о внедрении методов мотивации в их организациях.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ

Что такое мотивация?

В любой сфере деятельности успех зависит от индивидуальных особенностей работников и степени их подготовки. Это накладывает определенный отпечаток на процесс управления. [2, с.176] Поэтому центральной задачей управления становится мотивация персонала и создание условий для раскрытия потенциала сотрудников.


Каждый человек постоянно испытывает потребности - в еде, отдыхе, развлечениях, общении, саморазвитии и т.д. Для удовлетворения своих потребностей, человек ставит перед собой цели. Разные потребности порождают разные способы поведения при достижении целей. Мотивы определяют поведение человека и его действия. Ряд выполненных действий приводит к достижению поставленной цели. Но иногда, достигнув поставленной цели, человек понимает, что не полностью удовлетворил свою потребность. В итоге он заново начинает добиваться своей цели. Если же потребность окажется полностью удовлетворенной, то на мотивы дальнейшего поведения будут влиять другие потребности.

Из такого понимания процесса мотивации через потребности исходит так называемый закон результата, который гласит: "степень удовлетворения потребностей, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах". [6, с.110]

Мотивация - одна из основных функций менеджмента, с помощью которой происходит активизирование деятельности персонала и его побуждение к эффективному труду для достижения общих целей организации.

Мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя мотивация (самомотивация) - это понимание человеком необходимости действовать определенным образом. Внешнюю мотивацию часто называют стимулированием от слова "стимул" (лат. stimulus) - побудительная причина к действию. [6, с.110]

Итак, мотивация человека к деятельности - это совокупность движущих сил, которые побуждают его к определенным действиям.

На человека влияют внешние и внутренние факторы, и заставляют его осознанно или неосознанно совершать определенные поступки. При этом связь между движущей силой и действиями человека происходит через сложную систему взаимодействий, в результате чего разные люди могут по-разному реагировать на схожие виды воздействия.

Принимая во внимание вышесказанное, можно дать более развернутое определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к определенным действиям, формируют деятельность и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. [1, с.145]

Для того, чтобы раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три вопроса:

1. Что в деятельности человека зависит от мотивационного воздействия;


2. Каким является соотношение внутренних и внешних сил;

3. Как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

Прежде чем приступить к рассмотрению этих вопросов, остановимся на определении основных понятий, которые будут использоваться в дальнейшем.

Потребность - это ощущение человеком физиологического или психологического недостатка чего-либо. [6, с.110] Человек стремится освободиться от этого ощущения, так как, пока потребность существует, она будет беспокоить человека до тех пор, пока он её не устранит. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности: удовлетворять их, подавлять, или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Большинство потребностей возобновляются, иногда возникая в другой форме, отличной от изначальной, и тогда вновь возникает необходимость их удовлетворения.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Он находится "внутри" человека, имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и внутренних факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одну и ту же потребность. [2, с.175]

Человек также может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие, или даже устранять их.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью и разницей по степени их воздействия на поведение человека. [1, с.146]

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет основу управления человеком. Эффективность управления в основном зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

В зависимости от того, какие задачи решает мотивирование, можно выделить два основных его типа.

Первый тип заключается в том, что путем внешних воздействий на человека у него формируются определенные мотивы, которые побуждают осуществлять действия, приводящие к желаемому результату. При данном типе мотивирования необходимо хорошо знать, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования напоминает торговую сделку: "Я даю тебе то, что ты хочешь, а ты даешь мне то, что хочу я ". Если у обеих сторон не находится точка взаимодействия, то процесс мотивирования может быть затруднен.


Основной целью второго типа мотивирования является создание определенной мотивационной структуры. Здесь основное внимание уделяется развитию и усилению мотивов, способствующих более успешному управлению, и наоборот, ослаблению мотивов, препятствующих эффективному управлению. Этот тип мотивирования внедряется через воспитательную и образовательную работу и не связан с конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от деятельности человека. Для осуществления второго типа мотивирования необходимо гораздо больше усилий, знаний и способностей. Но его результат, как правило, значительно превосходит результат от применения первого типа. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее управлять своими сотрудниками.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей "раздражения", вызывающих действие определенных мотивов. [1, с.147] В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предложенные человеку в обмен на его действия. Реакция человека на отдельные стимулы ингда даже может не поддаваться его сознательному контролю.

Реакция на конкретные стимулы не одинакова у разных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях упадка денежной системы, когда практически ничего нельзя купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми. [1, с.147]

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. Одной из самых распространенных его форм, применяемых в управлении персоналом, является материальное стимулирование.

Важно также учитывать ситуацию, в которой осуществляется материальное стимулирование, так как каждый человек имеет свою устоявшуюся систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.

Стимулирование коренным образом отличается от мотивирования. Основное отличие в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование. Чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средства управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивации приводят к тому, что сотрудники сами становятся заинтересованными в делах организации, и осуществляют необходимые действия без дополнительного стимулирования.


В деятельности человека мотивация влияет на следующее: усилие, старание, настойчивость, добросовестность и направленность.

Одну и ту же работу человек может делать, прилагая усилия разной степени. Он может работать в полную силу, а может работать,затрачивая минимум усилий. Также он может стремиться выполнять работу полегче, а может браться за сложную и тяжелую работу, выбирать решение попроще, либо искать сложное решение. Все это отражает то, какие усилия готов затрачивать человек. [1, с.147]

Человек может по-разному прилагать усилия, чтобы выполнить свою роль в организации. Один может не видеть необходимости в улучшении качества своего труда, выполняя работу «на одном уровне», другой может делать все наилучшим образом, стремиться к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей.

Третья характеристика деятельности, на которую влияет мотивация – настойчивость и желание продолжать начатое дело. Это крайне важная характеристика деятельности, так как часто встречаются люди, которые быстро теряют интерес к начатому делу и не могут довести его до конца.

И даже если они имели очень хорошие результаты деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости может привести к тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою работу на более низком уровне по сравнению с их реальными возможностями. Работник может подавать отличные идеи, но ничего не делать для их осуществления, а это обернется в итоге упущенными возможностями для организации.

Добросовестность, означающая ответственное выполнение работы, с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм, для многих работ является важнейшим условием их успешного выполнения. [1, с.148] Человек может обладать хорошей квалификацией и знаниями, быть способным и трудолюбивым. Но при этом он может относиться к своим обязанностям "спустя рукава", халатно. И это может сводить на нет все положительные результаты его деятельности. Руководство организации должно принимать это во внимание и стараться таким образом строить систему мотивирования, чтобы она позволяла развивать у сотрудников эту характеристику поведения.

Направленность указывает на то, к чему стремится человек, осуществляя определенные действия. Человек может выполнять свою работу потому, что она приносит ему определенное удовлетворение (моральное или материальное), а может делать ее потому, что стремится помочь своей организации добиться ее целей. [1, с.148] Для управления важно знать направленность действий человека, но не менее важно также уметь, если надо, с помощью мотивирования направить эти действия на достижение определенных целей.