Файл: Мотивация и ее теории (ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Нематериальное поощрение

Кроме гибкой системы оплаты труда в американских компаниях используют нематериальные способы мотивации. Это и оплата работодателем медицинской страховки и обучения с целью повышения квалификации и организация досуга и отдыха сотрудников компании. В нашем же случае, при относительной доступности бесплатных или недорогостоящих медицинских услуг, оплата медицинской страховки вряд ли бы явилась серьёзным мотивирующим фактором. [7]

Другой пример – курсы повышения квалификации. Есть сотрудники, которые готовы учиться постоянно. Такие люди используют компанию как площадку для своего роста, а не думают, как применить свои знания для компании.

Бесплатные обеды в большинстве американских компаний – сама собой разумеющаяся мотивация. Для нас они оказываются не такой уж мотивирующей темой. Это никак не влияет на любовь сотрудника к компании и на повышение его эффективности. А значит, расходовать на это средства бессмысленно. [7]

  • Корпоративы и тимбилдинг

Корпоративные праздники, совместное проведение досуга, поездки помогают выстроить взаимоотношения и связи в коллективе, ближе узнать коллег. Действительно, людей это сближает. Чувство взаимопомощи начинает работать более эффективно – и это не может не отразиться на рабочем процессе.

«Американские компании ищут нестандартные системы стимулирования работников. Например, корпорации IBM и AT&T выбрали путь «семейной мотивации». Средний возраст большей части персонала – младше сорока лет. Это семейные люди, у которых подрастают дети. Поэтому администрация позволяет работать по гибкому графику, помогает подбирать нянь и помощников по дому, организует корпоративные ясли и детские сады, устраивает семейные праздники.» [7]

В России это бы возможно сработало, но наш средний и малый бизнес не может себе позволить такую мотивацию. Лишь гибкий график стали использовать всё чаще. Но такой график также способствует злоупотреблениям со стороны работников. Как только человек переходит на свободный график, то начинает заниматься своими делами, и его эффективность снижается.

  • Профессиональное поощрение

«Еще один способ мотивации персонала по-американски – начисление зарплаты в соответствии с количеством освоенных профессий и уровней квалификации. За каждую новую специальность сотруднику начисляют баллы.» [7] Поэтому сотрудник старается набрать максимальное количество баллов. Преимущества такого подхода: сокращение штата наёмных работников за счёт собственных квалифицированных кадров, отсутствие промежуточных уровней управления, повышение качества работы и производительности труда, экономия материальных и людских ресурсов, затраченных на производство единицы продукции.


«Но система не сработает на тех людях, которые любят учиться. Введите им за это баллы и повышения, и вы их больше не увидите – они будут на курсах, но реальной пользы не принесут.» [7]

В целом, американский подход даёт возможность понять запросы каждого конкретного человека, чтобы создать ему зону комфорта на рабочем месте.

«Но, похоже, что Small talk в российских реалиях – утопия. Все проблемы сотрудника сразу становятся проблемами работодателя.

Основная проблема мотивации персонала в России – для нас это ещё довольно сложное понятие. Мотивация должна решать главную задачу – повышение эффективности сотрудника на рабочем месте, его стимулирование для решения задач.»

Поскольку американская система мотивации шла к этому очень долго, то там уже заметны результаты. У нас пока эффективность держится лишь на личных качествах отдельных ответственных людей. [7]

3.3. Примеры применения мотивации в российских организациях

Во многих российских компаниях идет активная работа над поиском эффективных методов мотивации персонала. Чтобы наглядно изучить, какие методы мотивации уже успешно применяются в России, рассмотрим некоторые примеры мотивирования в российских компаниях.

  • Роман Семенов, генеральный директор компании «СКМ Групп» (Москва):

«Примеры мотивации персонала в России могут быть различными, рассмотрим наш опыт. На покупку дома, квартиры либо другой недвижимости в городе, где занимаемся строительством, предоставляется скидка 15% работникам с опытом работы в компании от 3 лет. Холдингом в 2012-м году была учреждена премия «Персонал года» по 4 номинациям – «открытие года», «новатор года», «стабильность года» (сотрудник с показателями 100% на протяжении года), и «карьера года». Оценка номинантов производится руководителями компаний в составе холдинга, также начальниками подразделений. Награждаются победители ценными подарками (в том числе наручные часы либо другие) и финансовыми премиями. Также распространено поощрение и другого вида – оплачиваемый компанией отпуск. Опыт подтверждает – это положительно влияет на работу сотрудников, повышая их показатели вдвое.» [8]

  • Юрий Михайлюк, вице-президент «Орифлейм в России»:

«Работа нашей компании основана на продаже косметики через консультантов. Им предоставляется серьезная скидка при покупке косметики – затем уже могут продавать её знакомым для своего заработка. За счет приглашения новых людей в компанию консультанты создают собственный бизнес, который позволяет рассчитывать на стабильный доход. Однако при подобной бизнес-модели необходима эффективная система мотивации. И такие примеры мотивации сотрудников у нас есть. В первую очередь, нам нужна организация сообщества друзей и единомышленников. Поэтому ежегодно проводим определенные мероприятия – ведущие консультанты приглашаются в красивые города для участия в конференциях. Программа мероприятия представлена концертами знаменитостей, интересными экскурсиями, знакомством с топ-менеджерами и руководством, с последующим награждением за своих успехи. Другой важной целью становится постоянное привлечение новых консультантов для работы. Поэтому в компании ежегодно несколько раз проводятся мероприятия, направленные на привлечение специалистов с предоставлением уникальных подарков и для новичков, и для опытных сотрудников – включая телефоны, компьютеры, дизайнерские украшения и даже машины.» [8]


  • Елена Барняк, генеральный директор компании «Вален» (Пермь):

«Сотрудникам важна заинтересованность в успешной работе, поэтому мы основываемся на новых методах мотивации персонала. 2 года назад появилась идея проводить конкурс «Самый ценный сотрудник года». Возможность победить была у каждого, если придумает что-то ценное для компании. Каждое подразделение ежемесячно направляет списки номинантов самый эффективный – для сотрудников, лучше остальных задействовавших ресурсы, разработавших новый проект, привлекших большее количество клиентов; самый активный – люди, которые сделали что-то ценное для компании, хотя это не входило в список их обязанностей; самый активный – люди, с которыми комфортно работать, создающие благоприятную атмосферу в коллективе. Победы в ежемесячном конкурсе предоставляются работникам, проявившим энтузиазм в написании корпоративного гимна, оказавшим помощью подшефным многодетным семьям, привлекшим коллег к занятиям фитнесом, создавшим цветочную клумбу у офиса и пр. Далее уже среди номинантов за месяц проводится конкурс на определение победителей за квартал, затем – и года. Победителям предоставляются сертификаты и поездки в различные страны мира.» [8]

  • Елена Пилягина, генеральный директор клиники "ЭКО":

« Мы занимаемся лечением проблемы бесплодия, используя высокотехнологичный метод – обязательно нужны врачи и эмбриологи высокой квалификации. Работают в клинике 6 ключевых специалистов с достойной зарплатой и прочими премиями. В том числе, с дотациями на сотовую связь, бензин, лечение, прохождение косметических процедур, помощь с выплатой потребительских кредитов, возможность обучения в России либо других странах за наш счет. Другим сотрудникам клиники (как правило, медсестрам) на день рождения вручаются цветы, подарки, билеты в театр. Предусмотрено регулярное проведение корпоративных торжеств, походов в боулинг, поездок за грибами, с походами в ресторан и пр. Важно наладить быт сотрудников, чтобы работать было действительно комфортно – у нас предусмотрена оплата рабочей обуви и одежды для сотрудников, размещена итальянская кофе-машина в ординаторской, мы же покупаем сладости и напитки. Для медсестер действует хорошая зарплата с повышением оклада на 10% за каждые 4 года работы.» [8]

Исходя из слов руководителей российских компаний, можно увидеть, что есть определённые достижения в поисках дополнительных мотиваций. Есть интересные находки в этом направлении и они успешно применяются. И успех работы компании напрямую зависит от уровня мотивированности сотрудников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы мы рассмотрели следующие понятия:

- что такое мотивация и насколько она важна в процессе трудовой деятельности;

- понятия внутренней и внешней мотивации;

- понятия потребности и мотива, как основ мотивации;

- стимулы как средства, с помощью которых осуществляется мотивирование;

- на что влияет мотивация;

- стадии мотивационного процесса;

- факторы, усложняющие процессы мотивации;

- теории мотивации.

Чтобы понять как применяются теории мотивации на практике, подробно рассмотрели вопросы мотивационного управления и на конкретных примерах разобрали приоритеты мотивирования в современных условиях.

В процессе рассмотрения конкретных примеров и сравнения российского и американского опыта мотивации персонала, стало понятным, что не все теории применимы на практике. Нужно обязательно учитывать национальные особенности и многие другие обстоятельства и факторы, влияющие на процессы мотивации.

Рассмотрев конкретные примеры работы в сфере мотивации отечественных компаний, стало очевидно, что сейчас в основном упор делается на такие способы мотивации, как различные виды материальной помощи, системе поощрения в виде подарков и премий, возможности иметь дружеские отношения в среде сотрудников, благодаря совместному участию в культурных и корпоративных мероприятиях, организации комфортных условий на рабочих местах и заботе о насущных потребностях каждого. Всё это благоприятно сказывается на работе организации и способствует её успешному функционированию и развитию.

Мотивация играет важнейшую роль в структуре организации. Она пронизывает все сферы организационных взаимодействий, позволяя им нормально функционировать, исключая противоречия между общественными и индивидуальными потребностями в организации, она выполняет такие важные функции в организации, как интеграционная, обучающая и адаптирующая.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что вопросам мотивирования должно уделяться ключевое внимание. Эту сферу управления нужно развивать и совершенствовать в целях успешного экономического развития каждой отдельной организации и страны в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент- М.: МГУ, 1995. – 198 с.
  2. Дорофеева Л.И. Основы теории управления: УМК для студентов, обучающихся по направлению «Управление персоналом» для подготовки бакалавров. – Саратов, 2015. – 433 с.
  3. Гвоздев Н.И., Древаль А.Н. Основы менеджмента: учебное пособие / Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 188 с.
  4. Головчанская Е. Э., Кирсанова. И. А. Основы менеджмента (Теоретические основы менеджмента) [Электронный ресурс] : электронный учеб.-метод. комплекс по учеб. дисциплине «Основы менеджмента (Теоретические основы менеджмента)» для студ. дневной и заочной форм обучения / БГУ, Экон. фак., Каф. инновационного менеджмента ; авторы-составители:– Минск : БГУ, 2014. – 105 с.
  5. Костенко Е. П., Михалкина Е. В. История менеджмента: учебное пособие / Южный федеральный университет. - Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. - C. 450
  6. Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Московский финансово-промышленный университет "Университет", 2014 г. – 640 с.
  7. Почему американская система мотивации не работает в России // RJob. Работа в России, 2018. URL.http://rjob.ru/articles/pochemu_amerikans.kaya_sistema_motivatsii_ne_rabotaet_v_rossii/ (дата обращения: 25.07.2019).
  8. Примеры мотивации персонала – успешные кейсы в России и мире // Электронный журнал “Генеральный директор”, 2018. URL.https://www.gd.ru/articles/3484-primery-motivatsii-personala (дата обращения: 21.07.2019).
  9. Теория мотивации и управления А. Маслоу // Журнал "У". Экономика. Управление. Финансы. URL. https://port-u.ru/titul/1596-teoriya-motivatsii-i-upravleniya-a-maslou (дата обращения: 15.07.2019).