Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Личностное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности
ГЛАВА 2. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФОРМА МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕБЕНКОМ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Характеристика сюжетно-ролевой игры как средства развития личности дошкольника
В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели больному горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, педиатр. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку - уложил спать; снова покормил - и снова уложил спать. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры-действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Таня усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными [12].
Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире.
На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, фильмов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Турцию!»). Чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры дети прибегают к речевым комментариям, представляющие собой словесное замещение каких-либо событий.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. Ребенок трех лет становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. Тогда, малыш, играя, начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые зачатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста, используют различные игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т.д.), в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т.д.).
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для детей 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль и т.д.). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становиться средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры - процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.
В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующего дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.
Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности, отношений между взрослыми в их деятельности, которое осуществляется по следующим направлениям:
- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;
- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);
- роль - средство реализации сюжета.
2.3 Основные этапы развития сюжетной игры
Навыки сюжетно-ролевой игры развиваются, усложняются по мере взросления ребенка и данный процесс условно разделяют на три этапа.
Первый этап – от 1,5 до 3 лет. Специалисты утверждают, что знакомство ребенка с сюжетно-ролевой игрой в раннем возрасте идет ему на пользу. В раннем возрасте – игра предметная, когда ребенка увлекает перенос действия с предметом в новые условия. Ложкой кормят и кукол, и мишек, и лошадку, и машину. Предмету придают различные несвойственные действия-функции. Начало игры – игровое отношение к предметам. Палочка используется как ложка, расческа, ручка, градусник. Арбузная корка – лодочка, утюг, качели для кукол. От действия, однозначно определяемого предметом, через разнообразное использование предмета подходят к действиям, логически связанным между собой: изображают, как в чашечку наливают чай, помешивают сахар и пьют.
Дети первого этапа повторяют действия, показанные взрослым, и начинают самостоятельно воспроизводить увиденное в жизни (кормление, укладывание спать куклы.), т. е. развивается отобразительная игра, которая предшествует становлению сюжетно-ролевой игры. По мере взросления в ходе проигрывания различных ситуаций и сцен из жизни, малыш узнает много нового о мире вокруг. Наблюдая за взрослыми инсценировками, ребенок постепенно начнет понимать, что послужило причиной реакции персонажа (например, кукла плачет, потому что упала). Поначалу ребенок будет лишь наблюдать за игрой, но со временем он начнет принимать активное участие и имитировать действия взрослого. На этом этапе взрослому необходимо играть вместе с ребенком, фантазировать вместе с ним. Кроме того, это отличный способ развить речь малыша, обогатив его словарный запас. Он научится лучше понимать интонации и мимику. На этом этапе сверстник для малыша в игре малозначим (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов - завладеть игрушкой.
На этом этапе ребенок постоянно нуждается во взрослом для игры и развлечения. Далее появляются простые сюжеты из двух-трех взаимосвязанных действий. Идет активная подготовка к принятию роли: с 2,5 лет начинает активно развиваться самосознание ребенка, развивается воображение. Если в начале года ребенок в игре называет себя своим именем, то к концу года, как правило, отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изображает (я - доктор). Малыш начинает понимать, что оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую-либо роль. Наряду со специальными игровыми атрибутами ближе к 3 годам можно уже использовать различные предметы-заместители. К примеру, вместо градусника можно использовать палочку, вместо конфеты – камушек и т.д. Именно они служат стимулом к игре, вокруг них выстраиваются игровые ситуации.
Основной задачей взрослого является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично, но с приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика, затем цепочки становятся более продолжительными, обогащается содержание игры. Отдельные игровые действия объединяются в единую сюжетную линию.
Второй этап – от 3 до 5 лет связан с развитием и усложнением предметно-игровых действий, в которых центральное место в игре занимают роли. По данным Д.Б. Эльконина и А.П. Усовой, дети могут усвоить основные способы игры и начинают пользоваться ими самостоятельно, без прямого воздействия взрослых к 4-5 годам. Тогда игра становится формой детской самостоятельной жизни [14, 12].
Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. Дети учатся перевоплощаться, строить отношения в игровом мире в соответствии со своей ролью, менять роли в процессе игры.
Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2-3 человека. Развивать навыки сюжетной игры помогают ролевые диалоги, которые концентрируют внимание ребенка на ролевой речи, а не на условном действии. С одной стороны, вокруг выбранной ребенком роли, группируются игровые предметы и действия, с другой стороны – роль создает условия для взаимодействия детей в игре.
Третий этап – от 5 до 7 лет. Игра ребенка-дошкольника усложняется. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Роль перестает выполнять основополагающее значение в игре. Основным компонентом игры является совокупность сюжетных комбинаций [14].
Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Но главным в игровой деятельности становится взаимодействие дошкольника с его сверстниками. Взрослый же направляет их, помогает детям выстраивать отношения, объясняет то, что им не совсем понятно. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.
В этом возрасте дети учатся придумывать новые игровые сюжеты, включать в них различные события, учитывать не только свои, но и чужие игровые замыслы. Такая творческая деятельность способствует развитию речи и воображения детей.
В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников.