Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет перед собой соответствующий образ человека (мамы, водителя, пирата и др.) и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность со свойственной им непосредственностью и живым интересом. Они всегда готовы к открытиям, без устали познают и пробуют что-то новое. Они постоянно в движении: что-то ищут, перекладывают, строят, ломают. Они радуются и злятся, ссорятся и мирятся. Задача взрослых – помочь ребенку сориентироваться в потоке новой информации, задать правильный вектор развития.

Лучше всего дети усваивают информацию, которая им по-настоящему интересна. Когда ребенок чем-либо увлечен, он получает дополнительный импульс для развития, быстрее и легче запоминает новые сведения.

Создать этот импульс помогает игра. Она позволяет ребенку лучше понять взаимоотношения взрослых, проявляет и формирует определенные свойства личности.

По мнению Л.В. Артемовой игра с сюжетом впервые возникает на границе раннего и дошкольного детства. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно, чем угодно и соответственно действует в специально создаваемых им игровых, воображаемых условиях. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка [1].

Сюжетно-ролевые игры имеют решающее значение для развития воображения. Ведь для взаимодействия с участниками игры ребенку нужно представить определенную ситуацию и героя, роль которого он исполняет; вообразить, что реальные объекты и предметы – это нечто иное, необходимое в игровых обстоятельствах. Благодаря такой деятельности у ребенка развивается творческое воображение.

Еще один аспект игры – общение детей друг с другом, во время которого ребенок учится считаться с чужим мнением в процессе совместной игры, согласовывать свои действия с действиями других участников, понимать и поддерживать их. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей в этот период. В процессе игры коммуникация дошкольников становится намного активнее.


Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [11].

Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых, воспроизводя их жизнь, деятельность и отношений к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью.

Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и увлекательных событий [14].

Игра - это социальная деятельность, отражающая действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с возрастом и с изменением общественных условий.

Первые семь лет жизни ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру. Игра – сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много общего с трудом и служит подготовкой к труду.

Именно сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. 

Таким образом, все перечисленные факты доказывают, что сюжетно-ролевые игры занимают ведущее положение среди различных видов деятельности детей дошкольного возраста. Эти игры характерны именно для детей дошкольного возраста, когда наиболее эффективно происходит развитие ребенка, и складываются главные возрастные новообразования. По наблюдениям педагогов и психологов, в наше время существует тенденция к снижению интереса к ролевым играм у детей дошкольного возраста. Поэтому организация и создание условий для развития игровой деятельности - важнейшая задача дошкольной педагогики.

ГЛАВА 2. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФОРМА
МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕБЕНКОМ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ


2.1 Характеристика сюжетно-ролевой игры как средства развития
личности дошкольника

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств. Дети в ходе игры учатся понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие. В игре ребёнок отражает своё представление об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми.

Характеризуя сюжетно-ролевую игру, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. В результате ребенок в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра - практика развития. [10]

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает доктора, лечащего больного (сверстника) в кабинете (уголок доктора).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло-«ракету», очутиться на Марсе, при помощи карандашика-«скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [13].


Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными - они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

2.2 Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (лечить пациентов, крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета [14].

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

Сюжет игр зависит как от собственного опыта ребенка, так и от внешних факторов (эпохи, культурных, географических, природных условий, важных исторических событий). Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов. После полета Ю. Гагарина в космос, дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).


Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. Игре в войну не одна сотня лет, и она вполне может быть причислена к “игровым универсалиям”. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, партизан и др.). Конкретное содержание этой игры – кто с кем воюет, каким оружием и как организуются игровые действия – всецело определяется историческим моментом. Сегодня наши дети играют не в “красных” и “белых”, а в “спецназ” и “террористов”. Игра – старая, образ войны – новый.

В играх детей среднего возраста наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед, едва поднеся ко рту ложку. А иногда ограничиваются символическими действиями, а то и просто словами «все, мы поели».

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Современная сюжетно-ролевая игра строится на сюжетах реальной жизни XXI века. Детское сознание впитывающее: в памяти откладываются места, которые посетил ребёнок, как в них принято вести себя взрослым, какие роли они выполняют в функционировании различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве современного общества и новых профессиях дети узнают, в том числе, из телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, появляются новые атрибуты. И мы можем наблюдать, как дети играют в «Офис», «Агентство недвижимости», «Гипермаркет», «Салон сотовой связи», «Туристическую компанию», «Дизайн-студию», «Модельное агентство», «Управляющую компанию», «Приют для животных» и т. д.

Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности [14].