Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Распределить игровые роли. При этом важно учитывать пожелания детей, их игровые потребности. В некоторых ситуациях можно разыгрывать роли по очереди, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя и утвердиться в коллективе.

6. Обеспечить позитивное восприятие игровой ситуации и начать игру. Можно выбрать в коллективе наиболее активных детей, у которых прекрасно развито творческое воображение, и дать им главные роли. Их исполнение поможет увлечь остальных детей, послужит положительным примером. Заинтересовать детей также можно с помощью яркого игрового эпизода, который перед ее началом разыграет группа детей для своих сверстников.

7. Сохранять игровую ситуацию. Для этого нужно соблюдать несколько условий:

– подавать детям пример, увлекать их в рамках сюжета игры: использовать характерные фразы, интонацию, жесты (например, для игровой ситуации на корабле подойдут фразы «Право руля!», «Шлюпки на воду!», «Свистать всех наверх!», на которые дети должны реагировать ответными действиями);

– обыгрывать любые совместные действия;

– руководить действиями детей, не выходя за рамки игровой ситуации: давать им различные поручения, хвалить их либо наказывать, соблюдая игровой сюжет;

– делить детей на группы и проводить соревнования между ними в процессе игры;

– использовать различные игры на местности с аналогичными игровыми сюжетами, творческие игры.

8. Завершить игру в соответствии с разработанным планом. Окончание игры важно продумать заранее, ведь оно должно подкрепить положительный социальный опыт, полученный в процессе игры, сформировать у детей позитивные эмоции.

Таким образом, успешное осуществления игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.

В результате правильно проведенной сюжетно-ролевой игры дети развиваются и в духовном, и в социальном плане. Они учатся коллективному мышлению, активно взаимодействуя со сверстниками.

2.6 Условия для проведения сюжетной игры

Для проведения сюжетной-ролевой игры должно быть:

  • организовано игровое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными и должны быть доступны детям;
  • создание безопасных условий игры;
  • игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих.

На практике, чтобы провести сюжетную игру необходимо обеспечить предметно-игровую среду игровым материалом:

  • игрушки-персонажи и ролевые атрибуты;
  • игрушки-предметы оперирования;
  • маркеры игрового пространства.

Кроме этого предметную игровую среду необходимо существенным образом менять, в соответствии с возрастом детей. Например, если в младшей группе сюжетообразующие наборы подробно обставлены, то в средней группе оборудование будет более мобильным.

Для успешного развития сюжетной игры нужно внести изменения в размещении материалов в групповом помещении, а именно изменить традиционное разделение на уголки. Вместо этого создать несколько зон: рабочую, спокойную, активную. Именно такое деление позволит оптимально разместить все материалы и оборудование внутри группы. Необходимо пополнить предметно-игровую среду объемными напольными модулями, ширмами, игрушками оперирования.

Также для того, чтобы не принуждать ребенка к игре, планируется применять партнерские, равноправные отношения, т.е. не заставлять ребенка насильно участвовать в игровой деятельности, а заинтересовать его происходящим вокруг.

2.7 Влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей
дошкольного возраста

Своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако Л.В. Артёмова считает важнейшим условием успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт [1]. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление, разумеется, такое право у него есть. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.

Основной путь воспитания в игре - влияние педагога на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. И педагогу важно, чтобы создавая игровой образ, ребенок не только выражал свое отношение к выбранному герою, но и проявлял положительные личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты – доброту, заботу.


В педагогической деятельности важно не только, во что дети играют, но и как играют. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Например, ребенок едет на лошадке, а лошадку изображает обычная палка. Он весело играет, скачет на палочке, погоняя ее прутиком. Но вот ребенку надоело скакать, он бросает палку и бежит к другому увлекшему его предмету. А другой ребенок, играющий в ту же игру, подъезжает к углу комнаты, ставит свою “лошадку”, идет в другой угол, берет там ведерко, подходит к “лошадке” и как будто поит её водой, приговаривая: “Пей, лошадка, ты поработала, устала”. После того, как палочка-лошадка “попила”, мальчик уходит от нее со словами: “Ты отдохни, а я пойду на работу”. В этой игре сюжет один, а отношение ребенка разное. Очень важно, что ребенок выразил заботу о лошади, накормил и напоил ее, не бросил, а поставил ее на место, т.е. позаботился. Оба мальчика, взяв на себя роль наездника, отобразили в игре отношение его к лошади: в первом случае – безразличное, во втором – заботливое. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку.

Содержание игр разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители - самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако если мальчикам не внушают презрения к таким играм ("зачем тебе кукла, ты ведь не девочка"), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем "доме", стирают кукольное белье.


Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача педагога - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.

Чтобы решить вопрос о методах влияния педагога на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игре, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной. Задача педагога - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им [2].

Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. По словам М.Г Яновской, книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, "что такое хорошо и что такое плохо". Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений [15].

Сильное влияние на игры оказывает телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна. Опираясь на интересы детей на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядное напоминание: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.


Перед началом игры педагог может спросить: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее.

В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать интересные различные сюжеты. Педагогу достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры.

Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения педагога.

Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их. Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан - это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства - осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога - воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений. При организации игры перед педагогом встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

Таким образом, в игровой деятельности педагог помогает формировать многие положительные личные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развивать его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.