Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время многие исследователи бьют тревогу - в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, стали бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности [7].

Причиной такого положения, по мнению Н. Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, является переход отечественной дошкольной педагогики на новый этап развития. Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского сада). В педагогическом процессе детского сада делают упор на обучающие занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это отодвигает игры в дошкольном учреждении на второй план [9].

Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Т.А. Жуковская, А. П. Усова, Д.В., Менджерицкая, Р.И. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванова и другие) отмечая ценность игры, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в различных ситуации при общении. Они называют дошкольный возраст - возрастом игры. Практически всё, чем занимаются дети, на какое-то время предоставленные самим себе, они называют игрой.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок, овладевая игрой, втягивается в мир игры, в мир играющих людей. [10]

Хорошо, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики. Становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.

Но сейчас дети разного возраста сильно разобщены и разновозрастные группы в настоящее время – большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых команд или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Но сейчас в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослых и занятости старших детей в школе, специализированных кружках и спортивных секциях, а в детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу.


Сильными факторами разобщения детей являются телевизор, компьютер, планшеты и другие технические изобретения, у которых они проводят много времени. Поэтому в настоящее время возникла серьёзная проблема - у детей падает интерес к различным видам игр. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми доверительные отношения, проявить интерес к их проблемам и с помощью игр помочь найти пути в разрешении различных жизненных ситуациях.

Приобщение детей к играм именно тот “ключик”, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт возможность адаптироваться им в социальной среде. Ключевая роль дошкольных учреждений – создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально развитой личности. Всё зависит от того, что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий мир, понимать значимость труда.

Актуальность вопроса определяется, прежде всего, тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, педагогам необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь самим играть с детьми.

Сюжетно-ролевая игра является мощным средством социализации, “взросления ” подрастающего поколения. Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Научить детей играть – значит научить жить.

Цель исследования: теоретически обосновать влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности дошкольника.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность развития личности дошкольника.

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития личности ребенка.

Объект и предмет определили задачи исследования:

1. Рассмотреть вопрос о личностном формировании и нравственного воспитания дошкольника в процессе игровой деятельности

2. Определить сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность развития личности дошкольника

4. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру, как средство развития личности дошкольника

5. Определить структурные компоненты, основные этапы и направления развития сюжетно-ролевой игры


6. Изучить организацию и условия проведения сюжетной игры

7. Проанализировать роль педагога в развитии и обогащении сюжетно-ролевых игр дошкольников

В связи с поставленными задачами мною были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез и обобщение при рассмотрении теоретического материала, а также метод сравнения при изучении различных источников.

Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы, которое позволит сформировать у дошкольника всестороннее развитие личности.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1.1 Личностное формирование дошкольника в процессе игровой
деятельности

Дошкольное детство – период развития и становление личности ребенка, который длится с трех до шести-семи лет. Именно этот возраст является серьезным этапом интенсивного психического развития личности. Это связано с тем, что в данном возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах жизнедеятельности индивида. Процесс становления в этом возрасте сопровождается изменениями в психофизиологических функциях перетекает в формирование личностных новообразований [5].

В педагогике и психологии проблему влияния игровой деятельности на развитие детей исследовали Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.П. Усова, а также современные авторы - Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, В.А. Недоспасова, С.А. Козлова и другие.

По данным С.А. Козловой, в ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия [8].


Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития - в детстве, она имеет особое значение. В ранние, в дошкольные годы жизни ребёнка игра является тем видом деятельности, в которой формируется личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания [10].

В дошкольные годы перед детьми открывается мир человеческих отношений, они осваивают простейшие правила поведения, у них формируются вкусы, привычки, привязанности. На этом этапе активно формируется психика, развивается внутренняя регуляция поведения. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Психические процессы проявляются в воображении ребенка, его произвольном поведении, отношениях с окружающими людьми.

Высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д. Ушинским. Он доказал, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. Окружающая обстановка, говорил он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою» [13].

Многие исследователи основным источником личностного развития детей, считают отношения, складывающиеся вокруг сюжета. Эти отношения понимаются как сложная система, включающая отношение к роли каждого ребенка, к выполнению ролей другими детьми, вместе с тем “оценку” этих отношений к личности других детей и оценку самой этой личности.

Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания.


Ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно, в этом случае мы говорим об организации игр с “хорошим нравственным содержанием”, многократное повторение которых должно привести к закреплению благородных, справедливых чувств и отношений. Поэтому необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребёнок будет воспроизводить и закреплять этические представления.

От педагогического мастерства педагога, его культуры зависит, какого уровня общего развития достигнет ребенок, какие нравственные качества он приобретет. Поэтому игра является одним из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Условием личностного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, его самооценки во время игры [14].

Психологи и педагоги подчеркивают, что для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему [3].

Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания.

Таким образом, нравственное формирование – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому знакомство детей с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла особенно эффективно проявляется в игровой деятельности. В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или дидактическая игра) ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь.

1.2 Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность развития
личности дошкольника

Л.И. Божович о дошкольном детстве говорит, как о большом отрезке жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра, где дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними [2].