Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Теоретические особенности управления организациями в современных условиях).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности управления организациями в современных условиях
Понятие и сущность организации как объекта управления
Глава2. Анализ управления организациейнапримере ООО ОХК «Щекиноазот»
2.1. Краткая экономическая характеристикапредприятия ООО ОХК «Щекиноазот»
Глава3. Основные направления совершенствования управления организацией ООО ОХК «Щекиноазот»
3.1. Мероприятия по совершенствованию управления организацией.
Увеличение оборотаабсолютно не означает увеличение прибыли. Поэтому нас интересует уровень воздействие обучаемого персоналаименно наприбыль компании. Нужно заметить, что у разных категорий персонала ٜразные полномочия и возможности ٜвоздействия на оборот и прибыль. К примеру, торговый представитель мало может (илине может вообще) воздействовать на уровень наценки (марки) товара, или уровень расходов (который ٜнапрямую ٜвлияет н априбыльность), но при ٜэтом ٜнапрямую ٜвоздействует на объемы продажи оборот компании (больше продаж ٜи идистрибуция – больше бонусы от производителей, снижение доли ٜпостоянных расходов – увеличение прибыли). Решения идействия руководящего персонала также могут, как значительно увеличить обороты и прибыльность команды и ٜкомпании, так ٜи ٜ катастрофически снизить их.
3.2. Обоснование необходимости совершенствования системы управления в современных условиях
На основании выше сказанного, можно сделать вывод о существовании достаточно рациональной системы управления данной организации, но наряду с успехами существуют и проблемы. Успех в том, что каждый руководитель отвечает за свою работу. Таким образом, были выявлены следующие основные проблемы и недостатки управления ООО ОХК «Щекиноазот»: проблема двоевластия.
Проблему двоевластия в компании можно рассматривать на двух уровнях — личностном и корпоративном. В первом случае между сторонами изначально не может быть конструктивного диалога, так как идет борьба за лидерство. Во втором случае — куда больше возможностей для конструктивного взаимодействия. В идеале в организации должна существовать коммуникативная политика, которая описывает различные спорные ситуации, а также пути решения проблемы.
Делящих власть руководителей подчиненный всегда может легко поставить в тупик наивным вопросом: «У кого мне отпрашиваться?» Руководителям порой бывает настолько сложно решить этот вопрос, что они невольно начинают копать глубоко и сами добровольно анатомируют проблему двоевластия с последующим ее решением. Если таким образом не удалось добиться четких договоренностей, то можно призвать на помощь третью силу — вышестоящего руководителя или того же менеджера по персоналу. Но главное, что надо помнить «спорному» сотруднику: при неблагоприятном исходе в проигрыше будет всегда именно он. Здесь самым тупиковым является путь лавирования и интриг. Утомительно, затратно, рискованно и неэффективно для бизнеса. Если же ничего не помогает, то лучше поменять место работы. Ибо работать в условиях двоевластия и конфликтов — дело неблагодарное.
Двоевластие в организации может возникнуть стихийно либо создаваться намеренно как модель управления. Первый вариант — результат столкновения амбиций двух или нескольких руководителей, которые не могут договориться о разделении полномочий и зон ответственности. Самое, казалось бы, простое решение в такой ситуации — сесть за стол переговоров и раз и навсегда определить, кто за что отвечает и кто кому подчиняется. Но когда в деле замешаны психология, амбиции и вопрос влияния, простые решения зачастую оказываются самыми трудновыполнимыми. Затянувшаяся ситуация двоевластия в компании говорит о том, что ставки высоки и руководителям проще поступиться эффективностью бизнеса, чем собственными амбициями. Сотрудников, оказавшихся в ситуации двоевластия, условно можно поделить на два типа: первые молча страдают и в конце концов покидают компанию, вторые извлекают из ситуации большую пользу — для себя, естественно, а не для организации. Двойное подчинение открывает огромный простор для манипуляций, позволяет избавиться от ответственности, маркировать поручениями и т.п.
Если говорить о позитивной модели поведения сотрудника в ситуации двоевластия, то единственно верное решение — инициировать коммуникацию между руководителями, чтобы расставить точки над i — договориться о приоритетах в его работе, зонах ответственности. Чаще всего проблема кроется в сфере психологической совместимости таких руководителей и решается путем переговоров.
3.3. Экономическая оценка предложенных мероприятий
Какова продолжительность тренингового эффекта. Продолжительность тренингового эффекта зависит от уровня мотивации персонала, требований компании по применению полученных знаний и навыков в работе, а также после-тренинговой поддержки и системы обучения персонала на рабочем месте. В итоге – при отсутствии пост-тренинговых мероприятий (особенно у низко мотивированного персонала) тренинговый эффект может длиться всего 1, максимум 2 месяца. При этом, при построенной в компании системе наставничества на всех уровнях, тренинговый эффект непрерывен.
Ожидаемое (в %) воздействие тренингового эффектана оборот иприбыль человека (команды, компании). Какое воздействие окажет повышение эффективностиработы обучаемого персоналана обороты иприбыль. К примеру, еслименеджеров обучить качественно выбирать поставщиков, то обороты команды могут вырастина20-40%, прибыль – на 10-12%. Еслидиректоровпо работе с ключевойрозницейнаучить системно иэффективно работать ивестипереговоры с сетями, то можно увеличить оборачиваемость денежных средствна 50%, уменьшить потери от out-stock на25-30% и т.д., что принесет дополнительных 15-20% прибыли.
Сколько стоит обучение? В стоимость аудиторного обучения необходимо не забывать включать стоимость конференц-сервиса (проезд, проживание, питание участников тренинга). Приэтом, выстроенная системанаставничества (обучения нарабочемместе), практическиничего не стоит компании – обучение подчиненных является однойиз основных обязанностейменеджеров (их только нужно научить учить).
Мы видим, чем ٜвыше уровень персонала – тем ٜ выгодней ٜ проводить обучение персонала, тем больше рентабельность инвестиций в обучение и соответственно меньше рисков ٜпотратить деньги ٜбессмысленно.
Что еще мы видим: проводить одноразовые тренингидля технологов – дело убыточное.
При ٜпривлечении внешних провайдеров ٜк ٜпост-тренингу и ٜнаставничеству – да, эти инвестиции ٜвесьма спорные. Но при ٜ выстраивании системы наставничества ٜвнутри ٜкомпании, обучении ٜи в ٜведениив стандарт работы всех категорий ٜменеджеров обучать своих подчиненных – эти ٜинвестиции окупятся с лихвой. Как? Давайте посмотрим ٜвторую таблицу 10:
Таблица 12 − Оценкавозвратаинвестицийв обучение персонала с пост-тренингом (расчет загод)
Категория работников |
Кол-во обучаемых (чел.) |
Уровень воздействия наприбыль компании |
Оборот на одного человека (команды, региона, филиала) вмесяц, тыс.руб. |
% прибыль- ности от оборота |
Продолжитель- ность тренингового эффекта, мес |
Ожидаемый ٜприрост прибыли, % |
Стоимость аудиторного обучения, тыс.руб. (вместе с конференц- сервисом) |
Стоимость курса "учись учить" |
Дополнител. прибыль завремя длительности тренингового эффекта, тыс.руб. |
Дополнител. прибыль вмесяц, $ |
Дополнител. прибыль минус стоимость обучения, тыс.руб. |
Технологи |
12 |
60% |
15 000 |
10% |
8 |
25% |
2 600 |
21 600 |
2700 |
19 000 |
|
Менеджер |
12 |
50% |
75 000 |
10% |
12 |
15% |
6 900 |
81 000 |
6 750 |
74 100 |
|
Директора отделов |
8 |
50% |
300 000 |
10% |
12 |
15% |
6 900 |
216 000 |
18 000 |
209 100 |
|
Итого |
2 600 |
6 900 |
102 600 |
9 450 |
93 100 |
При системномпост-тренинге инаставничестве увеличивается длительность тренингового эффекта, процент прироста ٜдополнительной ٜприбыли. В итоге, при ٜнебольших дополнительных вложениях, – обучение персонала становится весьмавыгоднымиинвестициями.
И это без учетавсех остальных положительных тренинговых эффектов.
Эта системарасчетанивкоем случае не является 100% идеальной (онане учитывает уровень мотивацииперсонала, уровня корпоративной ٜкультуры и т.д.) – но она ٜпоказывает основные принципы инвестирования денег в ٜобучение персонала.
Далее проведем расчет точки безубыточности.
Таблица 13 – Исходные данные
Выручка (руб.) |
17 123 922,00 |
Реализация (шт.) |
4 215,30 |
Переменные затраты (руб.) |
11 621 182,00 |
Постоянные затраты (руб.) |
770 602,00 |
Рассчет производили в программе Excel.
Рисунок 5 – Расчет точки безубыточности
По полученным данным построим график точки безубыточности.
Рисунок 6 – График точки безубыточности
Далее проведем анализа прогноза прибыли на предприятие ООО «Щекиноазот» в Excel.
Рисунок 7 – Прибыль от продаж за 2013-2015 гг., тыс.руб.
Как видно из рисунка 7, прибыль от продаж к концу 2015 увеличилась и составила 169957 в 4 квартале. Далее произведем расчет прибыли на прогнозный период и представим рассчетные данные на рис.6.
Рисунок 6 – Расчет прогноза прибыли, тыс.руб.
По полученным данным, наблюдается увеличение прибыли и стойкой финансовое положение предприятия.
1. Рассчитаем коэффициент качества выполнения функций управления (Кк.ф.у.)
Кк.ф.у. = К1+К2+К3+К4+К5+К6
6
К2=Ктп/Ко=15/605=0.02
К3=В1/В2=2015/2025=1
К4=Кр/Ко=25/605=0.04
К5=Кд/Ко=5/605=0.01
m
∑tni
К6= ___1________=6012/8013=0.75
n
∑T cmi
1
К к.ф.у.=0.75+0,02+1+0,04+0,01+0,75=0.43
6
2. Коэффициент ритмичности работы аппарата управления (Кр.у.)
Кр.у=1 – П1/П2
Кр.у=1-(65-505)=0.87
3. Коэффициент, характеризующий уровень организации управленческого труда (К о.т.)
К о.т. = (К1 +К2 + К3 + К4 + К5)/5
К1=В1/В2=2015/2025=0.71
К2=√Кис* Ктв= √ 0,75 *√0,21= 0,4
Кис=Тф/Тр=1395/1865=0.75
Ктв=Сф/(Чср*Н)=2025/(35/275)=0.21
К3=Кн/Ко=405/605=0.67
К4=Кт/Ко=305/605=0.50
К5=Вн/В2=85/175=0.49
Ко.т.=0,71+0,4+0,67+0,5+0,49=0,55
5
4. Коэффициент охвата функций управления автоматизацией (Кф.а.)
К ф.а. = N3а/Na
Кф.а.=374/435=0.86
5. Коэффициент уровня организации делопроизводства (К о.д.)
Kо.д. = (К1+К2+К3)/3
К1=Д1/Д2=905/1005=0.9
К2=Д3/Д4=305/355=0.86
К3=Д5/Д6=405/505=0.8
Ко.д.=(0.9+0.86+0.8)/3=0.85
6. Коэффициент, характеризующий уровень внедрения новых методов организации управленческого труда (К н.м.)
Кн.м. = (Ку + Кп)/2
Кп=N1/N2=105/155=0,68
Ку=N3/N4=25/45=0,56
Кн.м.=(0,68+0,56)/2=0,62
7. Коэффициент уровня регламентации технологических процессов управления (К у.р. )
Ky.p. = N1.р/N2.р
Ку.р.=125/175=0,71
8. Коэффициент, характеризующий степень полноты реализации
принимаемых решений (К с.р.)
Кс.р. = К1/К2,
Кс.р.=К1/К2=265/405=0,65
9. Коэффициент экономичности аппарата управления (Кэ.а.у.)
Кэ.а.у. = Пнм Чн
Пф Чф
Кэ.а.у.=(39/55)*(605/614)=0,70
10. Коэффициент ритмичности производства (Кр.п.)
Кр.п.=1- (-0,4) =1,4
10
11. Общий коэффициент уровня организации системы управления
Y0=10√Кк.ф.*Кот*Кф.а*Код*Кк.м*Ку.р*Кр.у.*Кс.р.*Кэ.у*Кр.п
Y0=10√ 0,43*0,55*0,86*0,85*0,62*0,71*0,87*0,65*0,7*1,4=0.73
12. Определить уровень организации системы управления
Уровень организации системы управления
№ |
Коэффициент уровня организации системы управления Yo |
Уровень организации системы управления |
1 |
0 – 0,4 |
Неудовлетворительный |
2 |
0,41 – 0,6 |
Низкий |
3 |
0,61 – 0,8 |
Средний |
4 |
0,81 – 1 |
Высокий |
Вывод: Коэффициент уровня организации системы управления = 0,73, из этого следует, что уровень организации системы управления средний.
Заключение
Любую конкретную группу людей, объединившихся для реализации конкретных целей, можно рассматривать как организацию.