Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Теоретические особенности управления организациями в современных условиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность изучения данной темы, непосредственно связана с тем, что процесс управления организацией, затрагивает все предприятие, определяя стратегические ориентиры развития в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Управление как процесс формирует и изменяет, когда это необходимо внутреннюю среду предприятия, представляющую собой ограниченное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими на предприятии. Процесс управления организацией – это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах создания необходимых условий для достижения цели. Современное предприятие — это сложная производственная система, включающая такие элементы сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая задача управления — обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы. Все выше перечисленное обусловило актуальность темы исследования.

Объект исследования – ООО ОХК «Щекиноазот».

Предмет исследования – особенности управления организациями и мероприятия направленные на ее его совершенствование.

Целью курсовой работы послужило изучение особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствование.

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:

− раскрыть теоретические особенности управления организациями в современных условиях;

− изучить понятие и сущность организации как объекта управления;

− рассмотреть особенности управления организациями;

− выявить роль значение менеджеров в достижении эффективности управления;

− провести анализ управления организацией на примере ООО ОХК «Щекиноазот»;

− дать краткую экономическую характеристику предприятия;

− провести анализ внешней и внутренней среды предприятия ООО ОХК «Щекиноазот»;

− определить проблемы управления на предприятие ООО ОХК «Щекиноазот»;

− выявить основные направления совершенствования управления организацией ООО ОХК «Щекиноазот»

− предложить мероприятия направленные на совершенствование управления организацией;

− раскрыть учет неопределенности и риска при построении процессов управления организацией.


Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, научные статьи и методические пособия.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включая параграфы, заключения, списка литературы, приложений.

Период исследования работы 2013-2015 гг.

Глава 1. Теоретические особенности управления организациями в современных условиях

Понятие и сущность организации как объекта управления

Организация, как объект, представляет собой сознательно координируемое социальное образование, то есть искусственное объединение людей, с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе и преследует свои конкретные цели [5, с.82].

Как объект, организация неизменно является элементом общественной структуры со своими функциями и методами. В следствие этого, любая организация способна оказывать некоторое влияние не только на своих членов, но и в целом на окружающий мир.

Организации могут существовать в различных формах. В данном случае форма организации понимается, как средство обеспечение определенного уровня эффективности ее функционирования в рамках целостной экономической системы. Более распространенной формой организации можно считать производственно-хозяйственную систему - образование, в котором целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технических и социально-природных составляющих. Такие организации могут различаться, как по средствам изготовления и реализации продуктов, изделий, услуг, информации, так и по способам достижения поставленных целей.

Любая организация не сможет существовать без коллектива, так как именно коллектив является ее основой. Коллектив- это объединение всех работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность [7, с.52].

Рассмотрение организации, как объекта управления, не будет полным, если не рассмотреть роль организаций в обществе:

  1. Любая организация выступает генератором ресурсов, за счет грамотного управления превращая издержки в ценности.
  2. Организации создают полезные для общества блага, способствуя развитию общества в целом и каждого человека в частности.
  3. Институт организации принимает на себя более значимую социальную ответственность, становясь центральным звеном общественной жизни (с точки зрения социальной ответственности бизнеса)[12, с.63].

Все организации обладают двумя важнейшими свойствами - свойством открытости и свойством системности.

Открытость выражается в том, что организация испытывает на себе, практически ничем не экранируемое, воздействие факторов внешней среды.

Системность - наличие внутренней среды организации, структуризация внутренней среды с учетом взаимосвязанности переменных и их способностей к изменениям.

Любой организации должны быть присущи следующие признаки:

1) Комплексность (сложность) − оперирует величинами, определяющими степень дифференциации в рамках каждой организации.

2) Формализация − заранее разработанные и установленные для организации правила, процедуры, определяющие поведение работников.

3) Соотношение централизации и децентрализации - данный показатель определяется уровнем, на котором вырабатываются и принимаются управленческие решения.

К организации, как объекту, выдвигается ряд специальных требований:

  1. Наличие, по крайней мере, 1 человека, но в большинстве случаев - не менее двух человек, считающих себя членами группы.
  2. Наличие хотя бы 1 цели, которая служит общей для всех членов группы.
  3. Наличие членов группы, которые работают вместе намеренно.
  4. Преобразование ресурсов в процессе деятельности (финансовых, потенциала работников, оборотных, информации, знаний).
  5. Получение прибавочного продукта в различных его формах [4, с.72].

Особенности управления организацией

Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации; это деятельность по согласованию и координации совместных действий участников организации, а также по приспособлению внутренней среды организации в постоянно меняющейся внешней среде.

В понятие «ресурс» включается все то, чемрасполагает организация – в том числе трудовые, финансовые иматериально-технические ресурсы, люди, время, информация, знания и технологии. Существуют две взаимосвязанные группы ресурсов: материально-технические и трудовые. Целесообразно также выделить два основных типаресурсов.

Невоспроизводимые, складируемые, накапливаемые – впроцессе выполнения работ расходуются полностью, не допуская повторного использования. Не задействованные вданном отрезке времени, онимогут использоваться вдальнейшем.


Воспроизводимые, не складируемые, не накапливаемые – в ходе работы сохраняют своюнатурально-вещественную форму и, по мере высвобождения, могут задействоваться надругих работах [11, с.31].

Целостность организациии ее открытость как системы обусловливают четкое разделение внутреннейивнешней среды, зависимость организации от внешних факторов, взаимодействие внутреннейивнешней среды, различную степень воздействия параметроввнутреннейивнешней среды и управления ими.

Внутреннюю среду организациипредставляют все рассмотренные выше ее составляющие элементы, связии отношения между нимипо поводу производства продукции (услуг) и управления.

Поскольку организация создается людьми, то все ее элементы и связив тойилииноймере имеют переменный характер. К переменнымвнутренней среды организации относятся структуры (производства, управления), целиизадачи управления, технологии, люди.

Внешняя организационная среда ٜвключает находящиеся вне пределов ٜкомпании, но оказывающие на ٜнее существенные воздействия элементы: конкурентов, ресурсы, технологии ٜи ٜ экономические условия. Внешнюю среду организации обычно подразделят на два уровня: общую среду и среду задач.

Общая среда ٜпредставляет собой внешний слой самых разнообразных, но оказывающих лишь косвенное влияние надеятельность организации элементов. Она включает в себя социальные, демографические и экономические факторы, примерно вравной степени, воздействующие навсе компании (увеличение темповростаинфляции) [3, с.84].

Рисунок 1 − Внешняя среда организации [7, с.101]

Важным фактором ٜповышения результативности ٜменеджмента является разделение труда ٜменеджеров, т.е. специализация управленческих работников ٜна ٜвыполнение определенных видов ٜдеятельности (функций), разграничение их полномочий, прави сфер ответственности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды профессиональных управляющих: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное.

Функциональное разделение труда ٜнаходит отражение, прежде всего в специализации ٜработников по видам ٜдеятельности.

Структурное разделение труда строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. Структурное разделение труда специфично для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, прежде всего, вертикального и ٜгоризонтального разделения труда ٜменеджеров.


Вертикальное разделение труда ٜпостроено на ٜвыделении трех уровней управления – низового, среднего ивысшего.

Фактически число уровней напредприятиях характеризуется большим разнообразием ٜи колеблется от одного двух на ٜмалых предприятиях до восьмидесяти ٜв ٜкрупных объединениях и ٜкорпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых наразных уровнях. Общим является то, что на ٜкаждом и з ٜних предусматривается определенный объем ٜработ по функциям управления [10, с.32].

Горизонтальное разделение труда – это качественная и ٜ количественная дифференциация, и специализация трудовой ٜдеятельности. По сути, это разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. расчленение общего производственного процессана частное, непрерывное обособление различных видов трудовой ٜдеятельности со специализацией ٜпроизводства ٜи исполнителей [9, с.35].

Технологическое ипрофессионально-квалификационное разделение трудаменеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим ٜкритериямв составе аппарата управления выделяют три ٜкатегории ٜработников: руководителей, специалистови служащих.

Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда. Первая – это разделение труданакомпоненты, составляющие части общейдеятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию ٜработы других людейи составляет сущность управления [9, с.36-37].

«Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) – одно изключевых понятий ٜменеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работойменеджеровираспределениеммежду нимиполномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческийпроцесс (движение потоков информации ٜи ٜпринятие управленческих решений), вкотором участвуют менеджеры всех уровней, категорий ٜи ٜ профессиональной специализации.

Структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и ٜразвитие организации как единого целого.

Построение структуры организации ٜвключает выбор типа структуры, уровня делегирования и распределение полномочийна основе изучения внутренней среды фирмы. Припостроении организациинеобходимо учитывать:

  • единство целей, определяющие идеи, решения и усилия работников организации;
  • разделение труда, т.е. разные возможностииразные трудовые навыкиработников, а, следовательно, чтобы разные работы выполнялись наиболее подготовленнымидля этого работниками;
  • определенная численность работников, которымнеобходимо объединить усилия для достижения общей цели (или целей);
  • организация совместнойработы таким образом, чтобы умения и опыт сотрудниковбыли соединены вместе, с наибольшейпользойдля достижения миссии фирмы.