Файл: Органы государственного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 583

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ И ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и признаки органов государственного управления

1.2. Виды органов государственного управления

1.3. Принципы построения и деятельности, порядок формирования органов государственного управления

Вывод по главе 1:

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Совет Министров – центральный орган государственного управления

2.2. Республиканские органы государственного управления

2.3. Местные органы государственного управления в Республике Беларусь

Выводы по главе 2:

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Полномочия центральных и республиканских органов государственного управления

3.2. Полномочия местных органов государственного управления

Вывод по главе 3:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Отраслевой, функциональный и территориальный принципы построения аппарата управления предполагают образование в каждом конкретном случае органов, которые бы осуществляли строго определённую деятельность отраслевого, функционального или территориального порядка.

Указанные принципы в чистом виде, самостоятельно и независимо друг от друга не применяются. Они взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга. Такой процесс создаёт различные сочетания, отраслевого, функционального и территориального принципов. Однако во всех случаях при образовании органа государственного управления один из этих принципов является основным, определяющим сущность этого органа, другие - вспомогательными, дополняющими основной. По этой причине любой орган интегрирует в себе все принципы построения аппарата управления. Так, орган отраслевого управления одновременно является и территориальным, поскольку его деятельность (полномочия) распространяется на однородные органы, находящиеся на соответствующей территории - района, города, области и т. д. По существу, в каждом отраслевом органе присутствует и функциональный принцип. Во-первых, в построении внутренней структуры применятся ограниченный функционализм; во-вторых, он проявляется нередко и во внешней деятельности как полный функционализм.

В функциональных органах также существуют и другие виды принципов. Функциональные органы, как правило, действуют в пределах какой-либо территории.

В органах построенных по территориальному принципу, формируются подразделения функционального и отраслевого назначения.

Образование органов государственного управления с использованием различных комбинаций принципов построения аппарата управления помогает в определённой мере нивелировать проявление негативных качеств того или иного принципа. Сочетание принципов построения аппарата управления обусловлено также характером взаимоотношений между структурны звеньями механизма государственного управления.

Предложенные виды принципов отражают наиболее существенные моменты процесса управления. Этим объясняется её стабильность.

Разделение труда как специализация работ осуществляется в любой организации. Специализация помогает эффективнее использовать управленческий персонал.

Принцип полномочий и ответственности предполагает, что у каждого служащего должны быть четко определены полномочия, необходимые и достаточные для выполнения им своих задач, и за это выполнение он должен нести ответственность.


Дисциплина - это строгое подчинение установленному порядку, правилам, а также их выполнение. Подобное относится как к простым служащим, так и к руководящему составу.

Единоначалие (единство распорядительства) выражается в том, что работник получает распоряжение от непосредственного начальника, только перед которым и отчитывается.

Единство действий (руководства) предусматривает единство управленческой цели, единство плана и единство руководящего начала.

Личные, частные интересы должны подчиняться общим интересам организации, поскольку они имеют преимущество перед интересами индивидуумов.

Вознаграждение персонала (труда) предполагает получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управленческий центр. Лучшие результаты достигаются при соблюдении правильной пропорций между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

Скалярная цепь (иерархия - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).

Порядок представляет собой определенное место для каждого лица (служащего), каждое лицо (служащий) находится на своем определенном месте (речь идет о соответствии субъективных возможностей служащего и потребностей данного участка работы).

Справедливость (или равенство общегражданского порядка) означает, что установленные правила и соглашения должны проводиться в жизни справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

Стабильность (устойчивость) персонала предполагает установку работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность.

Порядок формирования органов государственного управления устанавливается различными нормативно-правовыми актами.

Образование органа государственного управления требует решения ряда вопросов:

- обоснования потребности, необходимости подобного органа;

- определения названия (наименования) органа;

определения, кем он может быть создан;

определения его места в системе механизма государственного управления;

установления его компетенции;

установлении его взаимоотношений с другими органами как по вертикали, так и по горизонтали;

определение источников финансирования;

определения и утверждения организационной структуры и штатного расписания;


определения территориального масштаба деятельности;

подбора и зачисления работников - государственных служащих

Все названные требования обусловлены самой сущностью и назначением органа государственного управления. По действующему законодательству органы государственного управления образуются в распорядительном порядке. Суть его состоит в том, что должностное лицо или орган государственного управления посредством издания соответствующего решения повелевает, выражает своё властное волеизъявление об образовании органа. Создание органов государственного управления осуществляется двумя способами: образования и формирования. Коллегиальные органы формируются, а единоначальные – образуются.

Вывод по главе 1:

1. орган государственного управления, являясь частью механизма государства, выступает по его поручению и от его имени, при этом обладает собственной компетенцией, осуществляет в порядке исполнительно-распорядительной деятельности определенные полномочия, повседневное непосредственное руководство объектами хозяйственного, административно-политического и социально-культурного строительства присущими ему приемами и методами деятельности. Основными признаками органов государственного управления являются: создание на основании Конституции или иного нормативного правового акта; наделение его властными полномочиями; осуществление деятельности от лица государства; наличие собственной структуры (внутреннего устройства); осуществление деятельности формами и методами, установленными правовыми актами;

2. в научной литературе и нормативных правовых актах Республики Беларусь отсутствует единая классификация органов государственного управления. Данные органы можно классифицировать по ряду признаков: по правовым основам образования; в зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления; по организационно-правовым формам; по характеру компетенции; по порядку разрешения подведомственных вопросов и др.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


2.1. Совет Министров – центральный орган государственного управления

В соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь Правительство – Совет Министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления.

В силу ст. 1 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (далее – Закон 424-З) [12] Совет Министров (Правительство) является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

На основании со ст. 84 Конституции Президентом Республики Беларусь определяется структура Совета Министров, с согласия Палаты представителей назначается на должность Премьер-министра, назначается и освобождается от должности заместителей Премьер-министр, министры и иные члены Правительства.

В своей деятельности Правительство напрямую подчинено Президенту и ответственно перед Парламентом. Подотчетность выражается в том, что Правительство по мере необходимости, однако не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности.

Правительство Республики Беларусь является коллегиальным органом. В составе Совета Министров – по должности:

- Премьер-министр Республики Беларусь (в настоящее время – С.Н. Румас);

- заместители Премьер-министра (А.Г. Турчин, В.Е. Кухарев, И.В. Ляшенко, И.В. Петришенко, М.И. Русый),

- Глава Администрации Президента (Н.И. Кочанова),

- Председатель Комитета государственного контроля (Л.В. Анфимов),

- Президент Национальной академии наук Беларуси (,

- Председатель Комитета государственной безопасности (В.П. Вакульчик),

- Председатель Государственного военно-промышленного комитета (Р.А. Головченко),

- Председатель Государственного комитета по имуществу (А.А. Гаев);

- Председатель Государственного комитета по науке и технологиям (А.Г. Шумилин);

- Председатель Государственного комитета по стандартизации (по состоянию на 05.10.2018 должность остается вакантной);

- Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь (А.П. Лаппо);

- Председатель Государственного таможенного комитета (Ю.А. Сенько);

- Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси (В.Г. Гусаков)


- Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ (В.Н. Иванов);

- министры.

Механизм государственной власти представляет собой разветвленную систему государственных органов, которые функционируют на общегосударственном и на местном уровнях и обладают как общей, так и отраслевой компетенцией. Основные элементы данной системы – Глава государства и Правительство, характер взаимодействия которых между собой, а также с Парламентом обычно определяет особенности формы правления того или иного государства.

Для того, чтобы оперативно решать вопросы, входящие в компетенцию Совета Министров, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров. При этом Президент является совещательным органом (дает согласие) при назначении Советом Министров заместителей иных министров и заместителя Председателя Государственного комитета по авиации.

В соответствии со ст. 2 Закона № 424-З Совет Министров Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал обязан представлять Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.

В целом компетенция Правительства Республики Беларусь в сжатой форме сформулирована в ст. 107 Конституции и составляет различные правомочия по руководству системой подчиненных органов государственного управления и других органов исполнительной власти. При этом перечень правомочий Совета Министров, определенный в Конституции, не является исчерпывающим, т.к. указано, что Совет Министров осуществляет «иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента» [8]. Более детально компетенция Правительства, порядок его организации и деятельности определяется Законом № 424-З. В главе 3 Закона № 424-З определена компетенция Совета Министров в экономической сфере (ст. 11), финансовой сфере (ст. 12), в области науки и образования (ст. 13), в области культуры и в сфере архивного дела (ст. 14), в области здравоохранения (ст. 15), в области социального обеспечения, охраны и оплаты труда (ст. 16), в области охраны окружающей среды (ст. 17), в области гидрометеорологической деятельности (ст. 18), в области обеспечения законности и правопорядка (ст. 19), в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства (ст. 20), в области внутренней и внешней политики Республики Беларусь (ст. 21), в области кадровой политики (ст. 22). Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления, координирует, направляет и контролирует их работу.