Файл: Органы государственного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 577

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ И ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и признаки органов государственного управления

1.2. Виды органов государственного управления

1.3. Принципы построения и деятельности, порядок формирования органов государственного управления

Вывод по главе 1:

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Совет Министров – центральный орган государственного управления

2.2. Республиканские органы государственного управления

2.3. Местные органы государственного управления в Республике Беларусь

Выводы по главе 2:

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Полномочия центральных и республиканских органов государственного управления

3.2. Полномочия местных органов государственного управления

Вывод по главе 3:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Одной из важнейших организационных форм деятельности Правительства являются заседания Совета Министров Республики Беларусь. В соответствии со ст. 32 Закона № 424-З проведение заседаний Совета Министров осуществляется по мере необходимости. При этом установлено, что они должны проходить не реже одного раза в три месяца. Проведение заседания Совета Министров считается правомочным при участии в нем н менее 1/2 членов Правительства Республики Беларусь.

Председательствует на заседаниях Премьер-министр Республики Беларусь, а в случае его отсутствия – Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а при отсутствии последнего – один из заместителей Премьер-министра Республики Беларусь (по поручению Премьер-министра Республики Беларусь и по согласованию с Президентом Республики Беларусь).

Принятие решений на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь осуществляется большинством голосов членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Рассмотрению на заседаниях Совета Министров подлежат согласно ст. 33 Закона № 424-З наиболее важные вопросы, отнесенные к его компетенции. Исключительную компетенцию Совета Министров составляют вопросы:

- подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

- разработки проектов программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

- выработка и согласование основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Для оперативного решения вопросов, составляющих компетенцию Совета Министров, функционирует Президиум (постоянно действующий). Его заседания также проводятся по необходимости, однако для заседаний Президиума установлена минимальная частота 1 раз в две недели. Заседания Президиума проводятся под председательством Премьер-министра Республики Беларусь, а при его отсутствии – под председательством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь.

По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров Республики Беларусь (без рассмотрения на заседаниях).

Согласно ст. 108 Конституции Республики Беларусь Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.


В соответствии со ст. 35 Закона № 424-З Советом Министров Республики Беларусь принимаются постановления и контролируется их исполнение. Советом Министров обеспечивается контроль исполнения принятых им постановлений как непосредственно, так и через подчиненные ему органы государственного управления и другие органы исполнительной власти.

При этом постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены Указом Президента Республики Беларусь.

Премьер-министр Республики Беларусь издают распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию, а также в случае поручения Правительства по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.

Отдельные вопросы, принимаемые на совещаниях у Премьер-министра, могут быть оформлены в виде протоколов. Указания и поручения Премьер-министра являются обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, органами исполнительной власти Республики Беларусь. Однако они не могут носить нормативный характер.

Срок осуществления деятельности Совета Министров ограничивается сроком полномочий Президента, т.к. Совет Министров обязан сложить свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Исключение составляют случаи принятия Президентом в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, решения об отставке Правительства. В данном случае Совет Министров исполняет свои обязанности до формирования нового состава.

По своей инициативе, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности, отставку могут заявить Президенту Совет Министров в полном составе, Премьер-министр, а также каждый член Правительства отдельно.

Правительство Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Правительству.

Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.


Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства Республики Беларусь и освободить от должности любого члена Правительства Республики Беларусь.

Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров Республики Беларусь в полном составе.

В случае отставки Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства Республики Беларусь.

Таким образом, можем сделать вывод, что в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь Правительство – Совет Министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления. Деятельность Совета Министров Республики Беларусь регламентируется Конституцией (в наиболее общей форме) и Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (регламентирована детально).

2.2. Республиканские органы государственного управления

Белорусское законодательство не содержит однозначной трактовки понятия и правового статуса республиканского органа государственного управления и не всегда последовательно разграничивает компетенцию между органом исполнительной власти на каждом уровне системы и иными органами государства.

Согласно пп. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» [13] к республиканским органам исполнительной власти относятся Правительство Республики Беларусь (Совет Министров), министерства и государственные комитеты, которые одновременно являются и республиканскими органами государственного управления, хотя все же круг последних является более широким.

Кроме того, к республиканским органам государственного управления относятся объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (государственные организации).

В действующем законодательстве отсутствует трактование понятия «республиканский орган государственного управления» и его соотношение с понятием «республиканский орган исполнительной власти». Однако, можем сделать вывод, что круг органов государственного управления значительно шире, нежели республиканские органы исполнительной власти, т.к. не следует забывать о республиканских органах государственного управления, непосредственно подчиненных и подконтрольных Президенту Республики Беларусь (например, Администрация Президента, Управление делами Президента, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте, Служба безопасности Президента и др.). Во многом остается неясной правовая природа департаментов с правами юридического лица в центральных аппаратах государственных органов.


Таким образом, количество республиканских органов государственного управления является более емким и значительным в количественном измерении по сравнению с республиканскими органами исполнительной власти.

Термином «республиканские» подчеркивается то, что сфера деятельности данных органов действуют в пределах республики. Тем самым республиканские органы государственного управления ставятся на высшую ступень в своей системе (отрасли, сфере). При этом председатели комитетов по правовому положению приравниваются к министрам.

Общими целями республиканских органов, подчиненных Совету Министров, являются:

- проведение согласованной государственной политики;

- управление в соответствующей отрасли или сфере деятельности;

- координация деятельности по вопросам отрасли.

Специальные цели обуславливаются потребностями отрасли и сферой деятельности.

Исходя их сферы деятельности республиканские органы государственного управления подразделяются на:

- хозяйственные (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство архитектуры и строительства, Министерство промышленности);

- социально-культурные (Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной защиты, Министерство культуры);

- организации безопасности и правопорядка (Министерство обороны, МВД, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, КГБ);

- многопрофильные – по вопросам нескольких сфер (Министерство статистики и анализа, Министерство связи и информатизации).

Республиканские органы государственного управления организую единую систему. При этом каждый из них, как правило, имеет подчиненные органы, предприятия и учреждения. Структура может быть одно-, двух-, трех- и четырехзвенная.

Однозвенная структура органа подразумевает, что нижестоящие органы отсутствуют. Примером республиканского органа государственного управления с однозвенной структурой может являться Высшая аттестационная комиссия.

При двухзвенной структуре вышестоящие органы осуществляют руководство нижестоящими органами (организациям). Примером государственного органа государственного управления с двухзвенной структурой является Министерство иностранных дел с подчиненными посольствами и миссиями.

Трехзвенная структура характерна для управления внутренними делами. Так, например, Министерство внутренних дел руководит УВД облисполкомов, ОВД райисполкомов.


При четырехзвенной структуре руководство осуществляется на четырех уровнях. Это, как правило, министерства образования, культуры, здравоохранения. Та, например, образуется структура Министерство здравоохранения – управление здравоохранения облисполкомов – отделы здравоохранения райисполкомов – учреждения здравоохранения.

Республиканские органы государственного управления образуются в зависимости от вида. Так, министерства и государственные комитеты образовываются Указом Президента Республики Беларусь, а государственные организации, подчиненные Совету министров, - Советом Министров с согласия Президента.

Министрами, председателями комитетов и руководителями иных республиканских органов государственного управления решения принимаются в пределах своей компетенции самостоятельно. За принятые решения они несут персональную ответственность.

Во внутренней структуре министерств и комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут быть созданы департаменты с правами юридического лица. Департаменты осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения.

В республиканских органах государственного управления могут создаваться коллегии для рассмотрения основных вопросов развития соответствующих отраслей (сфер деятельности) и обсуждения других вопросов деятельности. Решения данных коллегий оформляются постановлениями и приказами.

В случае возникновения разногласий между руководителем республиканского органа государственного управления и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений руководитель республиканского органа государственного управления имеет право принять свое решение и сообщить об этом в Совет Министров Республики Беларусь, а члены коллегии имеют право информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

Таким образом, можем сделать вывод, что белорусское законодательство не содержит однозначной трактовки понятия и правового статуса республиканского органа государственного управления.

Количество республиканских органов государственного управления является более емким и значительным в количественном измерении по сравнению с республиканскими органами исполнительной власти. Термином «республиканские» подчеркивается то, что сфера деятельности данных органов действуют в пределах республики. Тем самым республиканские органы государственного управления ставятся на высшую ступень в своей системе (отрасли, сфере).