Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 744
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ И ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки органов государственного управления
1.2. Виды органов государственного управления
1.3. Принципы построения и деятельности, порядок формирования органов государственного управления
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Совет Министров – центральный орган государственного управления
2.2. Республиканские органы государственного управления
2.3. Местные органы государственного управления в Республике Беларусь
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Полномочия центральных и республиканских органов государственного управления
2.3. Местные органы государственного управления в Республике Беларусь
Определение местного управления дается в ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [11]. Согласно данной норме, местное управление представляет собой форму организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов в целях решения вопросов местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 1 вышеназванного закона систему органов местного управления на территории Республики Беларусь составляют областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации.
Основные задачи местных органов управления состоят в решении вопросов местного значения, учитывая общегосударственные интересы и интересы населения, проживающего на соответствующей территории.
Понятие «местные органы государственного управления» более широкое, чем понятие «органы местного управления». В него включаются, кроме органов местного управления, государственные органы министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь на местном уровне и не подчиненные местным исполкомам (местным администрациям).
Особенностями местного органов государственного управления являются:
- основная цель создания – осуществление местного управления;
- сфера действия только в пределах административно-территориальных единиц;
- в иерархии органов государственного управления являются низшим звеном;
- представляют значительную часть местных органов в государственном управлении;
- деятельность от имени вышестоящего республиканского органа, проведение задач центра.
Исполнительный комитет определяется ст. 9 Закона № 108-З как исполнительный и распорядительный орган на территории области, района, города, поселка, сельсовета. Из данного определения усматриваются два признака исполнительного комитета: территориальность; исполнительные и распорядительные функции.
Иными признаками исполнительных комитетов, не указанными в Законе № 108-З, является их коллегиальность и общая компетенция.
В структуре построения системы исполнительных комитетов выделяют:
- первичный уровень – система сельских, поселковых, городских исполнительных комитетов (городов районного подчинения);
- базовый уровень – система городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов;
- областной уровень – система областных и Минского городского исполнительных комитетов.
Следующим видом местных органов государственного управления является местная администрация. Статьей 11 Закона № 108-З местная администрация определяется также как исполнительный и распорядительный орган на территории района в городе. Она, также как и исполнительные комитеты, является юридическим лицом и входит в систему органов исполнительной власти. Местная администрация является коллегиальным органом местного управления общей компетенции и состоит из главы местной администрации, его заместителей и членов местной администрации.
Образование местных органов государственного управления происходит в два этапа – 1) назначение руководителя; 2) назначение заместителей руководителя и членов исполнительного комитета, местной администрации.
Местные органы государственного управления подотчетны и подконтрольны соответствующему республиканскому органу государственного управления. Так, согласно ч. 6, 9 ст. 9 и ч. 9 и 11 ст. 11 Закона № 108-З определяется подотчетность и подконтрольность областных (Минского городского) исполнительных комитетов Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь согласно их компетенции. Исполнительные комитеты первичного и базового уровней подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным комитетам. Местная администрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету.
Местным органам государственного управления присущи различные формы контроля – по вертикали и горизонтали. По вертикали контроль осуществляется вышестоящими органами, по горизонтали – местными Советами депутатов и гражданами.
По вертикали контроль осуществляется в форме представления отчетов, а также в форме проведения проверок. Контроль по горизонтали осуществляется в форме заслушивания отчетов исполнительного комитета и в форме ответственности исполнительного комитета перед Советом.
Таким образом, можем сделать вывод, что в понятие «органы местного управления» включаются, кроме органов местного управления, государственные органы министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь на местном уровне и не подчиненные местным исполкомам (местным администрациям).
Особенностями местного органов государственного управления являются: основная цель создания – осуществление местного управления; сфера действия только в пределах административно-территориальных единиц; в иерархии органов государственного управления являются низшим звеном; представляют значительную часть местных органов в государственном управлении; деятельность от имени вышестоящего республиканского органа, проведение задач центра.
Выводы по главе 2:
1. в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь Правительство – Совет Министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления. Деятельность Совета Министров Республики Беларусь регламентируется Конституцией (в наиболее общей форме) и Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (регламентирована детально);
2. белорусское законодательство не содержит однозначной трактовки понятия и правового статуса республиканского органа государственного управления. Количество республиканских органов государственного управления является более емким и значительным в количественном измерении по сравнению с республиканскими органами исполнительной власти. Термином «республиканские» подчеркивается то, что сфера деятельности данных органов действуют в пределах республики. Тем самым республиканские органы государственного управления ставятся на высшую ступень в своей системе (отрасли, сфере);
3. в понятие «органы местного управления» включаются, кроме органов местного управления, государственные органы министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь на местном уровне и не подчиненные местным исполкомам (местным администрациям).
Особенностями местных органов государственного управления являются: основная цель создания – осуществление местного управления; сфера действия только в пределах административно-территориальных единиц; в иерархии органов государственного управления являются низшим звеном; представляют значительную часть местных органов в государственном управлении; деятельность от имени вышестоящего республиканского органа, проведение задач центра.
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Полномочия центральных и республиканских органов государственного управления
Основными функциями республиканских органов государственной власти являются те, которые присущи всем государственным органам – планирование, прогнозирование, руководство, учет, контроль [3, с. 15-20].
Вместе с тем, по мнению В.Н. Дубовицкого, определение полномочий подобным образом «вряд ли правомерно» [7, с. 96], так как каждая из перечисленных функций даже применительно к одним и тем же управляемым объектам в разной степени нуждается в подкреплении конкретными властными полномочиями.
Кроме того, понятием «государственные функции» охватываются как чисто технические, так и обеспечивающие функции республиканских органов государственного управления, что снижает эффективность выполнения этих функций и ведет к увеличению штатов.
В качестве примера многослойности функций, закрепленных в законодательстве, можно привести Положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1605 [15].
Согласно данному нормативному правовому акту Министерство юстиции Республики Беларусь осуществляет более 50 функций, среди которых, например: регулирование нотариальной деятельности и руководство нотариатом в Республике Беларусь, государственный контроль за нотариальной деятельностью нотариусов и уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов (данная функция включает в себя ряд подфункций – подп. 6.20); общее и методическое руководство адвокатурой (данная функция также включает много подфункций – подп. 6.21); регистрация политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений – подп. 6.24 и т.д.
При столь большом количестве разнообразных функций в данном акте подчас сложно разграничить функции и полномочия. Такая картина характерна для абсолютного большинства положений о республиканских органах государственного управления.
Специальные функции республиканских органов государственного управления направлены на обеспечение соответствующей отрасли. Различают внутренние функции, призванные организовывать систему управления, ее функционирование, и внешние – надведомственные.
В перечень полномочий республиканских органов государственного управления входит:
- регулирование работы организаций, индивидуальных предпринимателей по вопросам, входящим в компетенцию соответствующего органа;
- осуществление управления подчиненными организациями, в том числе создание, ликвидация и реорганизация организаций в порядке, определенном законодательством;
- заключение контрактов с руководителями подчиненных организаций;
- владение, использование и распоряжение государственным имуществом, находящимся на их балансе;
- создание целевых фондов;
- разработка экономических нормативов эффективности хозяйствования подчиненных организаций, проведение единой экономической политики в соответствующей области для отработки этих нормативов, обеспечение контроля за их применением;
- проведение государственной кадровой политики, направленной на комплектование собственного центрального аппарата, подчиненных организаций, обеспечение подбора и расстановки специалистов, формирование в пределах своей компетенции руководящего кадрового состава соответствующей отрасли и его резерва, создание отраслевой системы беспрерывного обучения кадров, организация подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием;
- взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами в решении экономических, социальных и других вопросов, принятие совместных с областными и Минским городским исполнительными комитетами мер по совершенствованию деятельности и развитию соответствующей отрасли экономики или сферы управления;
- согласование для областных и Минского городского исполнительных комитетов кандидатур на должности руководителей соответствующих местных органов управления, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;
- внесение на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь предложений по вопросам, касающимся их деятельности и входящим в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь;
- проведение в пределах своей компетенции переговоров о заключении международных договоров межведомственного характера, осуществление сотрудничества с соответствующими органами других государств.
Слаженное функционирование системы республиканских органов государственного управления обеспечивается четким распределением обязанностей между министром, председателем государственного комитета и их заместителями. Важность распределение обязанностей обуславливается необходимость установления оперативного контроля за работой аппарата, обеспечения наблюдения за выполнением решений, оказания помощи структурным подразделениям в их повседневной деятельности.
Распределение обязанностей между руководителями республиканских органов государственного управления предполагает, что в ведении каждого из них находится определенный круг вопросов. Распределение обязанностей закрепляется документально: в одних органах – приказами руководителя органа, в других – фиксируется в протоколах заседания коллегии или иных документах имеющих юридическое значение.