Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические основы формирования стиля руководства в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но также может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными [11][15].

Основные методы влияния в данном случае - уговоры и просьбы.

Данный стиль легко трансформировать в бюрократический.

1.4 Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией

По словам Ф. Тейлора, «управлять – это значит знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом» [12][7].

Абсолютно естественно, что руководитель не может выбрать единый стиль руководства, который бы подходил и удовлетворял всех сотрудников. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определится совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение [13][6].

При этом на формирование стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других)[14] [13].

Для осуществления контроля руководителем над ситуацией определяют следующие три переменные.

Отношения руководителя с подчиненными. Такая переменная отражает непосредственно уровень поддержки, уважения и доверительности, испытываемых и проявляемых подчиненными по отношению к руководителю[15][4].

Структурированность работы. Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ими заданий. Она может измеряться рядом составляющих, например:

– ясность цели, т.е. степень, с которой проблема или задание четко сформулированы и доведены до исполнителей;

– множественность средств по достижению цели, т.е. степень возможности, использования различных способов достижения цели;

– обоснованность решения, т.е. степень приближенности полученного решения к тому, что ожидалось при постановке задания;


– специфичность решения, т.е. степень возможности возникновения альтернативных решений [16][1].

Необходимо понимать, что в условиях структурированности работы возникает более четкое понимание, что и как именно делать, и руководитель получает в данной ситуации больший контроль над исполнителями.

Должностные позиции руководителя. В свою очередь эта переменная показывает уровень формальной власти руководителя, получаемой им на основе занимаемой позиции, т.е. должности. К примеру, достаточность этой позиции, чтобы вознаграждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять[17] [3].

Стиль управления, который имеет ориентацию на укрепление коллектива и направлен на поддержание человеческих отношений, больше всего подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет необходимой власти, чтобы обеспечить достаточный уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, то люди в основном благожелательно выполнят предъявляемые к ним требования. В подобных условиях ориентация на организационную сторону способна стать инициатором конфликта, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще ниже. В свою очередь ориентация на человеческие отношения может повысить влияние руководителя и улучшить его отношения с подчиненными[18] [9].

Другую модель, которая описывает зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. Они считают, что исполнители будут стремиться к достижению целей организации, только в том случае, если получат от этого какую-то личную выгоду. Именно по этой причине главной задачей руководства является объяснение какие блага ожидают исполнителей в случае хорошей работы. Руководителям необходимо также устранить помехи на пути осуществления данной работы, оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути[19] [2].

В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль [20][3].

В. Врума и Ф. Йеттона также выделяют пять стилей управления, если классифицировать их в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления[21] [16]:


При первом стиле руководитель сам принимает решения на основе информации, которая у него имеется.

Руководитель второго типа сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.

Руководитель, относящийся к третьему стилю управления, излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.

Ля руководителей четвертого стиля характерным совместное с подчиненными обсуждение проблемы и в результате выработка и принятие общего мнения.

Наконец, руководитель пятого стиля постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

Для того, чтобы выбрать наиболее эффективный стиль управления в каждом конкретном случае руководители пользуются следующими основными критериями:

– наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;

– уровень требований, предъявляемых к решению;

– четкость и структурированность проблемы;

– степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;

– вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;

– заинтересованность исполнителей в достижении целей;

– степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений[22] [12].

Непосредственно эти критерии оказывают влияние на то, какой из перечисленных выше стилей руководства будет избран. Одной из отличительных особенностей данной модели является то, что в целом она делает акцент в основном на изучение ситуации, чем личности руководителя [23][12].

Модели ситуационного менеджмента, рассмотренные выше, основное внимание обращают на воздействие внешних факторов и, дополняя друг друга в понимании сущности управления, предлагают различные стили руководства и обосновывают эффективность их применения.

Глава 2. Анализ стиля управления, применяемого в ООО фирма «ПроЮрист»


2.1 Характеристика организации ООО «ПроЮрист»

В рамках данной курсовой работе будет рассмотрено общество с ограниченной ответственностью «ПроЮрист».

ООО фирма «ПроЮрист» является юридическим лицом и действует на основании Устава предприятия и законодательства Российской Федерации с 2007 года. Права и обязанности юридического лица ООО «ПроЮрист» приобрело с даты его регистрации 18.02.2009 г.

Общество имеет обособленное имущество, которое учитывается на его самостоятельном балансе, может приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ответчиком и истцом в суде[24] [9].

ООО «ПроЮрист» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель несет риск убытков, связанных с деятельностью предприятия в пределах стоимости внесенного вклада, в том числе недовнесенной части.

Регион: Омская область.

Юридический адрес: 644021, г. Омск, ул. Линия 7-я 195.

Почтовый адрес: 644021, г. Омск, ул. Линия 7-я 195.

Является частным предприятием.

Контактный телефон: +7 381 226-77-60.

Основной целью ООО фирмы «ПроЮрист» является:

– оказание консультативных и иных услуг и выполнение работ для физических и юридических лиц;

– получение прибыли от основных видов деятельности.

К основным видам деятельности организации следует отнести предоставление рекламных услуг, производство и реализация продукций для наружной рекламы.

В качестве потенциальных потребителей данных услуг рассматриваются как юридические лица, учебные учреждения, бюджетные организации, так и самый широкий круг населения со средними доходами.

На производстве используется современное качественное импортное оборудование, позволяющее обеспечивать высочайшее качество продукции. Основные преимущества фирмы – широкий ассортимент, оригинальные дизайнерские решения, гарантированное качество производимой рекламной продукции.

Фирма организована по линейной организационной структуре. Положительные черты данной функции:

1) единство и четкость распорядительства;

2) согласованность действий исполнителей;

3) повышение ответственности руководителей подразделений;

4) оперативность принятия решений [25][11].

В свою очередь имеются и отрицательные стороны:

1) необходимость разносторонних знаний и опыта по всем функциям управления и сфер деятельности руководителя;


2) перегрузка руководителя информацией.

Применение линейной структуры оправдывает себя в небольших фирмах, которые осуществляют несложные производства при отсутствии широких кооперационных связей между подразделениями [26][11].

По той причине, что ООО «ПроЮрист» занимается производством рекламной продукции и оптово-розничной продажей, то подобная структура наилучшим способом подходит для этой организации.

2.2 Должностные лица организации

Собственник (1 чел.) – осуществляет контроль за деятельностью и порядком выполнения работы организации, но в то же время, параллельно сам принимает участие в поиске и принятии решений. Ставит цели и задачи директору для выполнения.

Директор (1 чел.) – в его компетенцию входит общее руководство предприятием. В его обязанности входит решение различных финансово-экономических и производственных задач. Помимо этого в его полномочия входит руководство другими сотрудниками фирмы: главным бухгалтером, менеджером по продажам, дизайнерами, и т.д. Вопросы, которые являются важными, в первую очередь согласуются с директором, так как он несет всю ответственность за последствиями принимаемых решений. Помимо прочего директор также следит за состоянием запасов сырья и товаров, принимает меры для их минимизации. Директор подчиняется непосредственно собственнику организации. Если необходимо снять директора с должности, то сделать это может только собственник, равно как и назначить кого-то на эту должность.

Главный бухгалтер (1 чел.). В его компетенцию входит начисление заработной платы, оплата поставок. Помимо этого он также обеспечивает предоставление информации внутренним и внешним пользователям. В число обязанностей главного бухгалтера входит организация работы по ведению регистров бухгалтерского учета, расходов, имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, выполнения работ, финансовых результатов деятельности организации. Главный бухгалтер обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, формирования доходов и расходов. В том числе среди обязанностей главного бухгалтера находится оформление трудовых соглашений, составление баланса рабочего времени и все процедуры, связанные с трудовыми кадрами. Подчиняется непосредственно директору фирмы.

Магазин оптово-розничной продажи (4 чел.):

Менеджер по продажам (1 чел.). Согласно его обязанностей он должен организовывать оптовую и розничную торговлю выпускаемой продукции, также подготовку и заключение договоров на поставку продукции потребителям, проводить согласование условий поставок. В перечень функций менеджера по продажам входит также принятие мер по обеспечению своевременного поступления средств за реализованную продукцию. Непосредственно ответственен за сбыт продукции. Обслуживает покупателей: выявляет спрос, знакомит с имеющимся ассортиментом товаров, консультирует покупателя по необходимым вопросам, производит расчет с покупателем. Задача менеджера по продажам: установить контакт с покупателем и побудить его к покупке. В вопросах служебной деятельности подчиняется директору фирмы.