Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
При производстве дознания, предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела в суде компетентный государственный орган, согласно закону, обязан установить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, принять меры к их устранению. Думается, круг случаев, когда на государственные органы и организации возлагается обязанность установления причин и условий появления факта, должен быть расширен и распространяться не только на правонарушения, но и в ряде случаев на правомерные юридические факты.[13]
Третье - это организационно-юридические предпосылки. В случае если, к примеру, единодушие сотрудника на принятие абсолютной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и иных ценностей, переданных ему на сбережение или же для иных целей, не оформлено подходящим письменным договором, то аналогичный «юридический факт» не содержит правового смысла.
Значит количество предпосылок, обусловливающих возникновение юридических фактов, входит работа разбирающихся государственных органов, должностных лиц, административно-технических сотрудников, которая заключается в фиксации, установлении и удостоверении юридических фактов, придании им конкретном законодательством формы.
Выяснение совокупных и особых оснований появления правомерных юридических фактов подразумевает глубокий анализ финансовых и политических отношении, обобщение статистического материала, проведение в ряде случаев социологических исследовании. Необходимо понимать, то что данная неувязка найдет со временем собственного соискателя.
Проблемы в определении юридического факта, установлении его связи с правовыми результатами во многом проистекают из того, что в правовой регулировке работают фактические условия разного нрава, отношение которых к правовым результатам неодинаково. В дореволюционной цивилистической литературе разграничивались причины (юридические факты) и обстоятельства юридической сделки. Подобное подразделение мы видим у А. Манигка: «Состав правовой сделки не обхватывает всех имеющих смысл предпосылок». Группа юридических фактов - это некоторое количество фактических событий, любое из которых вызывает одно и то же правовое последствие.
В юридической науке группа юридических фактов не рассматривается как комплексное образование. Ее элементы обычно анализируются по отдельности, в качестве изолированных юридических фактов. Думается, это не вполне верно: элементы группы юридических фактов - не случайный набор социальных фактов, а хотя слабо организованный, но все же комплекс юридических фактов.[14]
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В СИСТЕМЕ РФ
2.1 Классификация юридических фактов
Прежде всего, каждый элемент группы влечет одно и то же правовое последствие. В этом состоит основа их юридического родства, однопорядковости. Их юридическое единство находит и внешнее выражение - все элементы группы закреплены обычно в одном нормативном акте, в одной или в нескольких соседствующих юридических нормах. Кроме того, элементы группы близки как социальные обстоятельства. Все они связаны либо с одной, либо с несколькими близкими по содержанию ситуациями, входящими в предмет правового регулирования. Именно социальная однотипность обстоятельств лежит в основе объединения их в фактический комплекс - группу юридических фактов.[15]
Невозможно что-либо сказать о юридических фактах, если; представить их себе синкретически, как некое нерасчлененное целое. Научная классификация юридических фактов представляет собой тонкий инструмент проникновения в глубь предмета, в существо свойственных ему закономерностей.
Классификация юридических фактов - один из хорошо разработанных в теории аспектов темы. В основу традиционной классификации юридических фактов положены три взаимосвязанных признака.
Первый - «волевой» критерий, согласно которому все юридические факты подразделяются на действия и события. Действия - поступки человека, акты государственных органов и т.д. События - явления природы, возникновение: и развитие которых не зависит от воли и сознания человека.
По второму признаку все действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные - соответствуют предписаниям юридических норм, в них выражается правомерное (с точки зрения действующего закона) поведение. Неправомерные - противоречат правовым предписаниям, причиняют вред интересам господствующего класса. Значение этого подразделения заключается в том, что оно охватывает две противоположных сферы правовых явлений: с одной стороны, договоры, сделки, административные акты, связанные с «нормальными» правовыми отношениями; с другой - проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений. При самом скептическом отношении к юридическим классификациям нельзя не видеть здесь завоевания абстрагирующей юридической мысли, охватившей единой классификацией юридические факты с противоположным социальным знаком.
Согласно третьему признаку, правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Поступки направлены на интересы и цели, лежащие вне права. Они вызывают правовые последствия независимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение, желал или не желал наступления правовых последствий. Значительная часть правомерных поступков порождается материально-предметной деятельностью людей.
Юридические акты - действия, прямо направленные на достижение правового результата. Совершая юридические акты, граждане, государственные органы и другие субъекты создают, изменяют, прекращают правовые отношения либо для себя, либо для других субъектов.[16]
В научной литературе предпринимались неоднократные попытки дополнить и модифицировать указанную классификацию. Действия предлагалось подразделять на односторонние и многосторонние, положительные и отрицательные; правонарушения - на умышленные и неосторожные; в числе действий особо выделять юридические факты-состояния, результативные действия; юридические факты-события разграничивать на абсолютные и относительные. Мы привели лишь важнейшие модификации.
Классификация юридических фактов выполняет, далее, эвристическую функцию, т.е. ставит перед исследователем новые вопросы, наталкивает на нерешенные задачи. Научную гипотезу, юридическую конструкцию иногда достаточно «проиграть» на классификации юридических фактов, чтобы выявить ее уязвимые места, обнаружить, что те или иные фактические обстоятельства ею не охватываются. Это дает толчок творческой мысли, заставляет уточнять исходные положения, приводит к правильным решениям.
Классификация юридических фактов служит средством научного прогноза, выполняет прогностическую функцию. Разграничивая множество видов и подвидов юридических фактов, она выступает как инструмент, позволяющий зафиксировать всякие сдвиги в системе юридических фактов.
Научно обоснованная классификация позволяет высказывать предположения о перспективах развития тех или иных категорий юридических фактов, предвидеть эти изменения. Классификация юридических фактов выполняет богатую по содержанию практическую функцию. Она способствует точному отбору и правильному закреплению юридических фактов в нормах права, помогает понять взаимосвязь различных средств воздействия на фактические отношения и процессы. Ее ценность для правоприменительных органов заключается в том, что она раскрывает правовую специфику социальных фактов, служит их полному и точному установлению.[17]
Классификация юридических фактов - необходимое средство изучения правовых отношений, определения их отраслевой принадлежности. В этом качестве она широко используется в науке, на практике, в юридическом образовании. По нашему мнению, научная и практическая ценность классификации юридических фактов раскрыта еще не в полной мере. Ее дальнейшее развитие может оказаться полезным для решения разнообразных задач правоведения, в том числе для социологических исследований в юридической науке.
Науке известны различные виды классификации. Существуют распространенные классификации, когда исходный класс объектов последовательно подразделяется на виды и подвиды по различным основаниям.
Примером распространенной классификации является систематика животных и растений. Есть такие классификации, в соответствии с которыми исходный класс объектов делится по независимым, не связанным в строгую систему, основаниям. В результате получается несколько «рядом расположенных» классификаций (соделений), раскрывающих с различных сторон структуру понятия (класса объектов).[18]
Стоит принять, то что классификация юридических фактов тяготеет к классификациям второй группы. Она смотрится как раз как «набор» всевозможных, более или, менее развитых классификаций. Конечно, то что в данном «наборе» имеют все шансы оказаться случайные, не абсолютно аргументированные деления, применяться мало отчетливые аспекты и т.п. Появляется вопрос, стоит ли устремляться к созданию, хотя бы в перспективе, распространенной (типа систематики) систематизации юридических фактов, обхватывающей все их вероятные подразделения? По мнению автора, постановка похожей задачи не вызывается практической значимостью. Сверхсложная классификация имела бы возможность привести к ещё большей схематизации и формализации теории юридических фактов, оторвала бы ее от практических задач улучшения законодательства и использования права. На современном этапе становления науки конструкция классификационного изучения юридических фактов формируется из надлежащих составляющих.
Классификация юридических фактов по «волевому» аспекту. Данная классификация, использующая некоторое количество взаимосвязанных критериев, уже рассматривалась ранее. Ее последующее становление вполне вероятно, как в направлении уточнения критериев разделения (например, причин разграничения юридических действий и результативных действий), так и в сторону последующего углубления систематизации. Отраслевые науки выделяют занимательный материал (виды соглашений, административных актов), который имеет возможность и обязан стать объектом абстрактного обобщения, послужить предстоящему распространению предоставленной систематизации.
Вспомогательная систематизация юридических фактов. Это группа сравнительно независящих, не связанных в систему делений юридических фактов - по отраслевой принадлежности, методике установления и укрепления прецедентов и др. Данные систематизации открывают нам «разрезы» массива юридических фактов по разным признакам, имеющим как научный, так и практический смысл. Возможно выделить то, что они выступают в роли «прожекторов», освещающих с разных сторон юридические факты для их исследования и практического применения.
Становление данных классификаций рассматривается в более широком применении социально-экономических критериев. «Поскольку... юридические факты считаются прецедентами социальной жизни, определял Н.Г. Александров, их классификация вероятна и по признаку материального содержания, т.е. по приспособлению к той или же другой сфере социальных отношений». К примеру, вполне вероятно выделение юридических фактов, связанных с правовым регулированием транспорта, здравоохранения, домашнего сервиса и т.д. Данный расклад позволяет более предметно разбирать юридико-фактическую базу правового регулирования. В будущем он имеет возможность привести к формированию свежих разделов и направлений теории юридических фактов. [19]
Дихотомические систематизации. Это разделения по наличию или отсутствию признака. С закономерной точки зрения, дихотомические систематизации имеют важный недостаток - их отрицательное подразделение очень неопределенно, настоятельно требует последующего раскрытия объема. В следствие этого дихотомические деления рассматриваются в науке как материал для возведения более безупречной систематизации. Но для практических целей в области теории юридических фактов эти систематизации неизменны. Они дают возможность отметить и серьезно изучить отдельные группы юридических фактов, владеющие тем или же другим своеобразием (например, сроки, факты-правоотношения, судебные решения). Не устанавливая собственной целью обсуждение всех перечисленных классификаций, остановимся только на кое-каких видах юридических фактов.
Юридические действия предполагают собой итог намеренной, целенаправленной работы людей и других субъектов российского права в области отношений, элементах правового регулирования. Отличительной чертой данного этапа становления российской юридической науки - стремление к всеохватывающему, системному осмыслению юридически важного воздействия.