Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
Признание материально-идеального характера юридических фактов позволяет увидеть, что каждый конкретный юридический факт - не случайное изолированное явление, а в известном смысле и порождение данной правовой системы. Вовлечение тех или иных обстоятельств в орбиту правового регулирования в качестве юридических фактов зависит не только от социально-экономических причин, но и в немалой степени от уровня развития законодательства, совершенства юридических конструкций, развитости юридического языка, зрелости научной мысли, сложившихся правовых традиций и т.п.[6]
Образно говоря, «за спиной» конкретного юридического факта стоит вся правовая система государства. Углубленный анализ некоторых юридических фактов (например, трудовых договоров, хозяйственных обязательств, административных актов) способен привести к обнаружению важных закономерностей, присущих правовой системе в целом.
В научной литературе и правоприменительной практике о юридических фактах часто говорят, как о явлениях материальной действительности, отвлекаясь от их нормативного опосредования, или, напротив, имеют в виду совершенствование нормативной модели юридических фактов, оставляя в стороне конкретные события и действия. Думается, такой подход вполне допустим. В сложном явлении, каким предстает перед нами юридический факт, можно выделять различные аспекты, отношения, срезы. Естественно, для определенных научных и практических целей могут понадобиться только некоторые из них. Важно лишь, чтобы материально-идеальный характер юридических фактов, тесное единство материального содержания и юридического выражения не ускользали из поля зрения ученого, практического работника.[7]
Совершенная модель юридического факта (фактического состава) закреплена в идее юридических общепризнанных мер (или нескольких общепризнанных мер). «В практике использования правовых общепризнанных мер, - верно фиксировал П.Е. Недбайло, - установление фактической идеи (фактического состава) соединяется с установлением идеи общепризнанных мер и, напротив, идеи правовых общепризнанных мер, установленных законодателем, соединяется с анализом фактического состава». Совместно с тем что между идеей и моделью прецедента не стоит ставить знак равенства. Идея - вещество правового предписания, связанная с другими элементами - диспозицией или же наказанием. Не совпадают они и по размеру: модель трудного юридического факта (фактического состава) имеет возможность быть зафиксирована в идеях нескольких юридических общепризнанных мер.
Выделение материальной и совершенной сторон в понятии «юридический факт» позволяет очертить его главные признаки. Определим в начале признаки, характеризующие материальную сторону этого мнения. Юридические факты обладают следующими условиями:
- определенные, конкретным образом воплощенные вовне. Юридическими фактами не могут быть мысли, действия внутренней духовной жизни и любые другие похожие явления. Совместно с тем что законодательство предусматривает субъективную сторону действий (вина, задача, мотив, интерес) как элемент сложного юридического факта, к примеру, состава правонарушения;
- выражающиеся в наличии или недоступности конкретных явлений материального мира. Нужно принимать во внимание, то что юридический смысл имеет не только лишь положительные (существующие), но и именуемые отрицательные прецеденты (отсутствие отношений служебной подчиненности, родства и т.п.);
- несущие в себе информацию о состоянии социальных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Юридическими фактами выступают только те условия, которые затрагивают напрямую или же косвенно интересы общества, страны, коллектива, гражданина.[8]
Иная группа признаков связана с моделью юридических фактов и открывает нам нормативную, совершенную сторону этого явления. Такие юридические факты имеют следующие обстоятельства:
- напрямую или же косвенно предусмотренные общепризнанными нормами права. Почти все юридические факты исчерпывающе отнесены в норме права. Как показано ниже, есть и индивидуально-определяемые прецеденты, только в общем виде (косвенно) предусмотренные в законе;
- отмеченные в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме. Юридический факт содержит правовой смысл, как правило, только в том случае, в котором он грамотным образом оформлен и удостоверен (в виде документа, справки, журнальной записи и т.д.);
- вызывающие предусмотренные законодательством правовые результаты. Имеется ввиду прежде всего появление, перемена или остановка правового дела. Но юридический факт имеет возможность вызвать и другие правовые результаты, к примеру, аннулировать иные юридические факты.
Разграничение вещественного и безупречного в понятии юридического факта не следует смешивать с рассмотрением юридических фактов в плоскости определенное - теоретическое. Нужно отличать определенные фактические условия, возможно имеющие место быть в конкретной точке пространства и времени, и теоретическое, обобщенное понятие «юридический факт». При оперировании научными абстракциями обязательно теряются некие частности, подробности, присущие определенным юридическим фактам, пропадает их эксклюзивная персональная расцветка. Взамен этого первоначально выступает другое - сущностные признаки юридических фактов, их функции в правовой регулировке социальных отношений. [9]
Важнейший признак юридического факта - его способность вызывать наступление правовых последствий. Связь причины и следствия - объективно существующая связь явлений. Человек способен познать эту связь, вскрыть ее содержание, но не способен сконструировать ее по собственной воле. Между тем не существует причинно-следственной зависимости между фактом и его правовыми последствиями. Связь юридического факта и правовых последствий носит субъективный характер, она возникает на основе норм права - продукта творческой деятельности человека. Подводя итог дискуссии по данному вопросу, причинная связь между явлениями не может быть привнесена из нашего сознания в объективный мир.
1.2 Функции юридического факта
В юридической литературе можно встретить выражения «юридические факты - причина правовых последствий», «правовая казуальность» и т. п. Вряд ли следует расценивать их как возвращение к концепции «юридической причинности». Это, скорее, образные сравнения, нежели теоретическая позиция авторов по данному вопросу.
Своеобразную позицию занимал С.Ф. Кечекьян. Он считал юридические факты непосредственной причиной возникновения и прекращения правоотношений, но одновременно подчеркивал, что свести полностью причинные связи к зависимости правоотношений от юридических фактов значило бы отдать дань «юридическому мировоззрению». Концепцию «юридической причинности» можно было бы считать достоянием истории, если бы не одно обстоятельство. В научной литературе предпринята новая попытка истолковать связь юридических фактов и правовых последствий с точки зрения причинности.
Юридические факты, пишет А. П. Дудин, «признаются непосредственной причиной, вызывающей начало регулирования отдельными нормами права отдельных фактических общественных отношений или прекращающей такое регулирование. Однако юридические факты играют одновременно и другую противоположную роль: они способствуют изменению, развитию фактических общественных отношении, а значит, и процессу правообразовання...». Это положение свидетельствует о том, что в проблеме «юридической причинности» не все ясно, она нуждается в дальнейшем обсуждении. Хотелось бы высказать следующие соображения.
Прежде всего, приведенное выше положение о том, что связь факта и правовых последствий не является не может являться причинной, по нашему мнению, правильно и не нуждается в пересмотре. Однако «не являются» - негативная характеристика; остается открытым вопрос, чем же является связь факта и правовых последствий, что она собой представляет.[10]
Нельзя не видеть, что связь факта и правовых последствий отличается рядом специфических признаков: она субъективна по своему происхождению, поскольку основывается на норме права, а иногда и на правоприменительном акте; гарантируется системой юридических средств; по своему содержанию носит упорядочивающий, регулирующий характер; в конечном счете обусловлена общественным и государственным строем, объективными закономерностями и тенденциями общественного развития.
Связь факта и правовых последствий, таким образом, представляет собой особый вид социальной зависимости, сознательно созданной людьми и защищенной правом. Нормативное закрепление и гарантирование системой юридических средств делают ее относительно стабильной, с необходимостью реализующейся при определенных условиях. Это внешне сближает связь факта и правовых последствий с объективными причинными связями, позволяет провести между ними параллель. С известной долей условности можно сказать, что перед нами - разновидность «социальной причинности», сознательно введенная в жизнь общества для упорядочения его существования.
Далее, в приведенном положении А.П. Дудина, как можно заметить, речь идет о двух неодинаковых явлениях: с одной стороны, о связи юридических факторов, и правовых последствий, с другой стороны, о связи социальных фактов и обусловленных ими юридических норм. И те, и другие факты автор именует «юридическими». По нашему мнению, это ведет к тому, что теряется грань между философской и специально-юридической проблематикой в юридической науке. Ведь ясно, что в первом случае факты рассматриваются в специально-юридическом разрезе, как элемент механизма правового регулирования; во втором случае речь идет о философской, общесоциологической проблеме, об обусловленности норм права темп или иными социальными фактами.
Как представляется, наряду с понятием «юридический факт» целесообразно ввести в научный оборот категорию «юридический фактор». Юридические факторы - те социальные факты, которые оказывают влияние на механизм правообразования, вызывают изменение действующего законодательства, принятие новых норм. Юридические факторы появления отдельных норм, нормативных актов, институтов права и т.д. неодинаковы.[11]
Но во всяком случае они не соединяются с юридическими фактами. Исследование юридических моментов с внедрением передовых способов социологии позволяет увеличить научную обоснованность права, его эффективность. В конце концов, неувязка «юридической причинности», по мнению автора, не лишена важных сторон. Юридический факт не есть первопричина правовых результатов. Но каковы предпосылки возникновения его самого, какими предпосылками он обусловлен? Эти вопросы вовсе не второстепенны для юридической науки. Принимая во внимание предпосылки возникновения в социальной жизни тех или же других фактических событий, государственные органы имеют все шансы более уверенно и обоснованно выстраивать правовую регулировку социальных отношений, предсказывать эффективность принимаемых юридических общепризнанных мер.
Вопрос о первопричинах, обусловливающих появление в общественной системе фактических событий, для юридической науки, естественно, не нов. Есть развитая теория оснований преступности, имеющая огромное количество различной литературы. В данном случае разрабатывается способ анализа оснований отдельных видов правонарушений. Впрочем, за рамками криминологии предпосылки появления юридических фактов недостаточно разработаны. Так, основаниям юридических проступков в научной литературе уделяется очевидно незначительное внимание, но проступки больше распространены, чем правонарушения. Ещё наименее освещен вопрос о основаниях появления правомерных юридических фактов - юридических действий, сделок, административных актов.
Не претендуя на окончательное решение проблемы причин возникновения правомерных юридических фактов, попытаемся наметить некоторые пути ее исследования. На наш взгляд, в общетеоретическом плане можно говорить о социальном механизме порождения того или иного правомерного юридического факта, охватывающем комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих закономерностей, предпосылок, условий. Можно выделить три комплекса предпосылок.[12]
Первое – это совместные общественные предпосылки. К ним можно отнести публичный строй, существующую систему хозяйства, образовавшийся тип жизни, демографический характер и т.д. Этот комплекс посылов не всегда выделяется в определенном случае. Государственные органы, должностные лица, устанавливающие правомерные юридические факты в связи с определенным делом, иногда не выявляют их социально-экономическое происхождение.
Целенаправленно в любом случае выяснять, следствием каких беспристрастных процессов явились данные правомерные прецеденты. Но эти социально-экономические происхождения есть, и они активно создают массив фактических событий, формируя подходящие обстоятельства для появления одних юридических фактов и тормозя появление иных.
Исследование общих социальных предпосылок позволяет расценить действительность тех или же других общепризнанных мер, институтов, нормативно-правовых актов, фактическую вероятность применить закрепленные в них права и гарантии.
Второе – это особые предпосылки. Это наиболее узкий круг социальных отношений, напрямую обусловливающий возникновение определенной категории юридических фактов. К примеру, прецеденты решения и расторжения брака связаны со образовавшейся в обществе системой семейно-брачных отношений; трудовой договор, рабочий стаж и т.п. - порождение системы трудовых отношений. Особые предпосылки предполагают уже конкретный практический интерес для правоприменительных органов, например, дают возможность обнаружить то, что общественный контекст, изнутри которого сложился и есть юридический факт.