Файл: Понятие и классификация юридических фактов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В правовой регулировке действия выступают в различных качествах. С одной стороны, они работают причинами появления, конфигурации, остановки правоотношений, пришествия других правовых результатов. С иной стороны, действия выступают в роли такого материального объекта, на который влияют правовые дела и из-за которого исполняется все правовое регулирование. Обсуждение поступков в качестве юридических фактов, таким образом, есть только лишь одно из качеств их исследования в правоведении. [20]

Юридическое действие - абстрактное, обобщающее по­нятие. Юридическим действием является и возложение штрафа на нарушителя правил дорожного движения, и за­ключение брака, и вынесение приговора за совершенное преступление. Легко заметить, что все эти юридичес­кие действия - факты различного социального масштаба, разной протяженности во времени, неодинаковой социаль­ной значимости.

В научной литературе показано, что поведение человека иерархически организовано. Элементарная единица поведения - телодвижение. Из телодвижения складываются операции, из операций - действия, из дей­ствий - деятельность и т.д. Можно считать, что юридическим поступ­ком может быть и телодвижение, и операция, и комплекс операций. Это зависит от конкретной ситуации, от того, как смоделирован юридический факт в норме права. Хоте­лось бы подчеркнуть, что степень детализированности, конкретизированности юридических фактов не может быть произвольной. Каждой отрасли права свойственна своя степень «укрупнения» при рассмотрении юридических фактов.

Если в уголовно-правовых нормах не редкость юридические факты - телодвижения, то для трудового, гражданского, семейного права это в целом не характерно. В них фигурируют юридические факты - операции и ком­плексы операций (действия). Для административного, государственного права свойственно использование обстоя­тельств еще большей степени обобщения, таких, как деятельность граждан, должностных лиц, государственных органов.[21]

Гибкое применение укрупнения и детализации юри­дических фактов в зависимости от отрасли права, характе­ра регулируемых отношений позволяет использовать сред­ства юридического воздействия в широком диапазоне - от крупномасштабных правовых предписаний, охватывающих массовые процессы, до ювелирных по точности предписа­ний, посвященных «узким» видам общественных отношений и ситуаций. Юридические действия - сложный и многоплановый объект классификации. Уложить в единую классификаци­онную схему разнообразные проявления деятельности субъ­ектов советского права далеко не просто.


В научной и учебной литературе используется ряд делений правомер­ных юридических фактов-действий: по субъекту (действия граждан, организаций, государства); по юридической на­правленности (юридические акты, результативные действия); по отраслевой принадлежности (материально-правовые, процессуальные); по способу со­вершения (лично, через представителя); по способу выра­жения и закрепления и др.

Не считая необходимым подробно рассматривать клас­сификацию правомерных юридических фактов, остановимся лишь на одном вопросе. В теории государства и права и в отраслевых науках принято подразделять правомерные действия на юридические поступки и юридические акты. Поступки, как уже отмечалось, есть поведение, с которым право связывает правовые последствия, независимо от осо­знания субъектом правового значения своих действий.

Юридические акты, напротив, такие действия субъектов права, которыё прямо нацелены на достижение определен­ного юридического результата. Думается, что критерии выделения поступков и актов можно дополнить еще одним разграничительным признаком. Социальное значение пер­вых и вторых тоже неодинаково. Если поступки по своему содержанию - «сгустки» прошлой, уже завершенной дея­тельности, то акты представляют собой действия, «опро­кинутые в будущее».

Если поступки, как правило, являют­ся поведением материально-преобразующего характера, то акты - это действия, насыщенные социальной информа­цией. Их назначение - упорядочить, организовать, ввести в определенные рамки предстоящую деятельность.[22]

2.2 Установление и доказывание юридических фактов

Существенную научную и практическую роль играет систематизация неправомерных действий. К числу важ­нейших можно отнести подразделение неправомерных дей­ствий:

- по степени общественной опасности (преступления, проступки);

- по субъекту (действия индивидов, организа­ций);

- по объекту (государственной и частной собственности и т.д.);

- по отраслям права (уголов­ные, гражданские, трудовые и др.);

- по форме вины (умышленные, неосторожные);

- по мотиву (ху­лиганские, корыстные и др.).[23]

Как и подразделение правомерных поступков, систематизацию преступлений вряд ли возможно считать завершенной. В науке уголовного права достигнуты конкретные успехи в исследовании и систематизации преступлений. Классификация же проступков и мер ответственности за них нуждается в усовершенствовании.


Детальная классификация преступлений дозволяет более дифференцированно подойти к данной категории юридических фактов, поглубже изучить их систему, полнее осознать юридический смысл всякой разновидности преступлений.

Главную сложность вызывает вопрос о пространстве в систематизации юридических фактов объективно-противоправных поступков (вред, причиненный недееспособным, случайное причинение вреда и т.д.). Эти воздействия в конкретной мере сходны с юридическими событиями. Как и действия, они присутствуют за рамками предмета правового регулирования.

Право предусматривает существование аналогичных прецедентов, но не имеет возможность на них влиять. В процессе правового регулирования объективно-противоправные воздействия всякий раз опосредуются деяниями иных лиц. К примеру, за вред, причиненный недееспособным лицом, отвечают опекуны, родители, воспитательное учреждение, в случае если не обоснуют недоступности собственной вины.

По мнению автора, объективно-противоправные действия занимают промежуточное состояние между юридическими событиями и юридическими деяниями, комбинируя признаки как тех, так и иных. Данное событие разрешает ещё раз увидать относительность «волевого» аспекта, надобность последующего становления систематизации юридических фактов-действий по различным общественным и юридическим признакам.

Юридические факты-состояния, факты-правоотношения. В общетеоретической и отраслевой научной литературе обширно дискутируется такая специфичная разновидность юридических фактов, как состояния.

Юридическими состояниями принято называть трудные юридические факты, характеризующиеся условной устойчивостью и долгим временем существования, в направление которого они имеют все шансы многократно (в сочетании с другими фактами) вызывать пришествие правовых результатов. Присутствие предоставленной разновидности юридических фактов было отмечено давным-давно. «Право имеет возможность переменяться не только лишь вследствие мимолетных событий, писал, к примеру, Е.Н. Трубецкой, но и под воздействием длящихся состояний». Спорным считается вопрос о пространстве состояний в систематизации юридических фактов.

Одни ученые выделяют состояния в особенное звено, в одном ряду с событиями и действиями; иные - считают, собственно то что факты-состояния имеют все шансы быть как юридическими деяниями, так и юридическими событиями.

Конструктивное решение предоставленной проблемы заключается, по мнению ученых в том, чтобы внятно сконструировать аспект выделения состояний в системе юридических фактов. Данный признак - длительность существования фактических событий. С предоставленной точки зрения все юридические факты могут быть разграничены на прецеденты кратковременного воздействия и прецеденты долговременного воздействия (состояния).[24]


В научной литературе высказано мнение, что юридическое значение имеет не само состояние (в браке, в трудо­вом договоре), а юридические факты, обусловившие его возникновение. Развивая данную мысль, можно показать, что в ряде случаев состояние трудно отграни­чить от длящегося правоотношения.

На этом основании высказано сомнение в целесообразности выделения состоя­ний в классификации юридических фактов. На наш взгляд, противоречие в данном случае кажу­щееся. Действительно, состояния обусловливаются определенными юридическими фактами. Например, гражданство, родство - состояния, которые имеют истоком некоторые юридические факты. Но в своем дальнейшем существова­нии состояние как бы отрывается от своей фактической основы.

Оно приобретает самостоятельность и как юри­дический факт входит в фактические составы различных правовых отношений. В некоторых случаях факт-состоя­ние - это длящееся социальное обстоятельство (например, состояние здоровья). В других ситуациях состоянием мо­жет быть правовое отношение (например, членство в какой-либо организации). Это вовсе не дискредитирует самостоятельность фактов-состояний, так как правоотношения, по нашему мнению, тоже могут выполнять роль юридических фактов.[25]

Высказанные положения дают возможность более внятно сконструировать особенности, свойственные юридическим состояниям как специфичной категории юридических фактов. Первое - это состояния отображающие длящиеся, постоянные свойства социальных отношений и участников отношений. Как правило, это немаловажные в общественном и юридическом плане признаки. Второе - состояния владеют крепким «составообразующим действием». За время собственного существования они принимают участие в появлении множества правоотношений, активно создавая тем самым индивидуальный правовой статус субъектов. В-третьих, разновидностью фактов-состояний считается положение в правоотношениях.

Особенности фактов-состояний обязаны предусматриваться в правовой регулировке. Юридические состояния предполагают собой оригинальный каркас системы юридических фактов. Система этого каркаса имеет далеко не главный смысл, потому что предполагает пространство других юридических фактов в правовом регулировании.

Всякие конфигурации модели факта-состояния затрагивают большое количество правовых отношений, несут разнообразные прямые и косвенные результаты для появления, конфигурации, остановки целых массивов правовых связей, в следствие этого эти конфигурации обязаны выполняться с наибольшей предосторожностью, кропотливой отработкой всех вероятных результатов.


Не достаточно изучена классификация юридических фактов-состояний. В базу подобный систематизации, по мнению автора может быть положена система признаков личности, применяемая в конкретно-социологических исследовательских работах. Это - пол, возраст, общественное происхождение, национальность, партийность, воспитание, культура, квалификация, стаж работы и др. К юридическим состояниям примыкают факты-правоотношения. [26]

Некоторые юридические состояния являются, как отмечалось, правоотношениями, но не всякое юридическое состояние - правоотношение, равно как и не всякий факт-правоотношение может расцениваться в качестве юриди­ческого состояния.

Включение правоотношений в число юридических фак­тов нельзя рассматривать как парадокс, как подтвержде­ние тезиса о том, что «право порождает право». В форме правоотношений выступают важнейшие, наиболее значи­мые общественные связи. Поэтому нет ничего удивительно­го в том, что право использует в качестве юридических фактов такой элемент реальности, как правовые отношения.

Закрепление в нормах права фактов-правоотношений обусловлено также требованием закон­ности, внутренними закономерностями правопорядка, пред­полагающего координированное возникновение и сущест­вование правовых связей. Наконец, надо указать на то, что факт-правоотношение обладает значительной социальной емкостью. В обобщенном, концентрированном виде он вбирает в себя широкий массив социальных фактов. В силу этого факты-правоотношения могут эффективно использоваться в правовом регулировании.

Нельзя не видеть, однако, что факт-правоотношение есть производный юридический факт, вторичный по отно­шению к определенной группе социальных обстоятельств. Его юридическая надежность в немалой степени зависит от совершенства юридического механизма образования право­отношений.

Если данный механизм не обеспечивает долж­ного уровня законности в возникновении правоотношений, то использование такого факта повлечет перенос ошибки в новую область общественных отношений. Это обязывает проявлять осторожность в использовании фактов-правоот­ношений, предусматривать средства контроля в составах, включающих такие факты.[27]

Есть мнение, что юридическим фактом является не само правоотношение, а основание его возникно­вения, «ибо о существовании любого правоотношения мо­жно судить лишь на основании наличия юридического фак­та, являющегося основанием возникновения этого право­отношения». На наш взгляд, приведенное высказывание не вполне точно.