Файл: История развития менеджмента ( Условия возникновения и развития менеджмента).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Условия возникновения и развития менеджмента
1.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
1.2 Объективные условия и предпосылки возникновения менеджмента
1.3 Современные тенденции эволюции менеджмента
2. Состояние управления организацией ООО «Сатурн»
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Сатурн»
2.2 Анализ системы управления на предприятии ООО «Сатурн»
3. Мероприятия по улучшению системы управления организацией в ООО «Сатурн»
3.1 Проблемы менеджмента в ООО «Сатурн»
3.2 Совершенствование системы управления организацией в ООО «Сатурн»
В-третьих, в США по сравнению с Европой практически отсутствует государственное регулирование бизнеса. Следовательно, размеры предприятий быстро увеличиваются, и задачацентрализованного управления ставится сама собой. То есть именно практика обнаружила потребность больше внимания уделять управлению, показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.
Согласно Американской энциклопедии профессионального менеджмента начало управлению как науке было положено в 1886г., когда бизнесмен Гентри Р. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». В этом докладе обращалось внимание на то, что инженер на производстве должен не только делать расчеты, проводить эксперименты и формировать технические решения. Он должен осмысливать в какие экономические затраты выльется та или иная идея, какие организационные проблемы придется решать, какой эффект можно ожидать от реализации этой идеи на рынке и т.д. Таким образом, инженер должен обладать не только техническими знаниями, но и знаниями экономики, а также психологии и др. наук, чтобы эффективно управлять производственными процессами. При этом хочется обратить внимание на то, что экономические знания, знания в области управления Г. Таун предлагал как дополнительные к уже имеющемуся инженерному образованию. Этот доклад произвел большое впечатление на Ф. Тейлора, 30-летнего американца, работавшего инженером и активно боровшимся с нерациональными трудозатратами. Под впечатлением доклада Г. Тауна Ф. Тейлор стал активно пропагандировать «научное управление», писал статьи, преподавал в университете, написал две книги: «Цеховой менеджмент», «Принципы научного управления». Основное внимание он уделял цеховому уровнюуправления и совершенствованию приемов ручного труда, включая методы контроля точности размеров с помощью калибров.
Лучшим способом управления Тейлор считал не просто принцип «инициатива-поощрение», а единство четырех принципов[5]:
- выработка научных основ производства;
- научный подбор рабочих;
- научное обучение и тренировка рабочих;
- тесное дружественное сотрудничество администрации ирабочих.
Особое внимание было уделено: хронометражу, рационализации приемов ручного труда, системе точных заданий, стандартизации орудий и инструментов, введению инструкционныхкарточек для рабочих.
Развивая принцип «инициатива-поощрение», Ф. Тейлор усовершенствовал древний принцип «кнута и пряника», предложив оплачивать труд в зависимости от производительноститруда работников.
Таким образом, считается, что Тейлор первым сумел отреагировать (хотя всего лишь на цеховом уровне) на назревшую общественную потребность в применении научно обоснованных методов управления.
Основными условиями и факторами возникновения и развития менеджмента как науки и практики управления явились:
- объективные изменения, происходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека;
- развитие управленческой мысли;
- общее развитие науки, которое определяет методологиюосмысления исторических фактов на каждом из этапов развития;
- структурирование исторических тенденций как потребностей развития будущего.
Конец XIX - начало XX в, ознаменовались выдающимися открытиями в физике и химии, биологии и психологии. Этот период ознаменовался и колоссальным по масштабам внедрением научных открытий в практику промышленности, включая изобретение радио, электрификацию, развитие авиации л автомобилестроения, промышленной химии и многих другие на" правлений. Все это и предопределило актуальность общественной потребности в применении научно обоснованных методов управления.
1.3 Современные тенденции эволюции менеджмента
При Эрхарде усилилось воздействие государства на механизм функционирования рынка посредством разносторонней и взаимосвязанной социально—экономической, валютно-финансовой, научно-технической, инвестиционной и экологической политики, обеспечивающей необходимое развитие производства и решение социальных проблем общества. Вошло в практику так называемое индикативное планирование,предусматривающее установление вместо директивных подробных показателей определенных индикативных показателей[6]:
- создание условий, обеспечивающих удовлетворение высокого уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;
- обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;
- обеспечение экологической безопасности членов общества;
- защита граждан от преступных посягательств;
- защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, социального государства;
- защита от политического преследования и административного произвола;
- обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;
- создание благоприятного социально—психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;
- обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.
Для реализации этих мер социальной защиты необходимо изучать и формировать, воспитывать стремления людей, которые по оценке Г.Мюрдаля, "действительно принадлежат к числу самых важных социальных явлений, и они в огромной степени определяют историю.
В настоящее время в мире действует 2 модели общественного развития с различными их модификациями[7]:
- так называемая неоклассическая, монетаристская модель, основанная на отрицании государственной собственности и, соответственно, на абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства и его ограничении в регулировании экономики;
- социально-ориентированная модель, основанная на свободном сосуществовании разных форм собственности, сильной социальной функции государства, индикативном планировании и прогнозировании. Сторонниками этой модели были Эрхард и Мюрдаль.
Стремление к формированию социально—ориентированной экономики становится общемировой тенденцией, и было бы наивно игнорировать это и стараться американизировать российскую экономику. Социальное управление должно соответствовать современным формам социально—ориентированного рыночного хозяйства - за такое развитие и углубление реформ сегодня выступают представители основных политических движений, деловых кругов, население нашей страны.
Это направление характерно в основном для европейских, и в особенности для скандинавских стран, Израиля, Канады; этот же путь развития выбирают Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока.
В настоящее время одним из самых сложных вопросов является сочетании рынка и социальной справедливости. Принцип социальной справедливости требует, чтобы все члены общества имели необходимые условия для жизнедеятельности, реальный доступ к культуре и образованию, защищенность в старости и в случае потери трудоспособности. Иначе говоря, рыночная экономика должна иметь социальную направленность. Это предусматривает теория и практика социального рыночного хозяйства и индикативного планирования.
Изучение эволюции менеджмента позволяет сделать вывод, что на макроуровне он используется в двух главных направлениях. Во-первых, совершенствуется система управления государственным сектором, который в ряде стран имеет солидных удельный вес. В США, например, 34% всей земли принадлежит государству. В государственном секторе некоторых стран создается до 30% ВНП и занято до 25% трудоспособного населения, а удельный вес государственных предприятий в валовых инвестициях составляет 20—50%[8].
Во-вторых, государственное регулирование на макроуровне ведется путем перераспределения национального дохода через госбюджет и многочисленные фонды. Во Франции через налоги и многие виды отчислений в госбюджет и различные фонды поступает почти половина национального дохода, который используется для решения государством социально — экономических задач. В Германии и Англии по различным каналам в распоряжение государства поступает примерно 40% национального дохода.
История свидетельствует, что развитие менеджмента в России и на Западе проходило кардинально противоположными путями: в России оно шло сверху, а на Западе — снизу вверх. В начале 90-х гг. эти пути пересеклись: российский менеджмент направился резко вниз, к истокам, откуда началось восхождение Запада, а западный — к вершинам, на которых мы находились прежде, но не смогли их обустроить. Выступая летом 1988 г. перед Европарламентом, председатель комиссии Европейского союза Ж.Делор заявил, что в 2000 г. 80% решений в области макроэкономической политики будет приниматься на уровне Европейского союза. Это весьма реально. Так, по данным Национальной ассамблеи Франции к началу 90-х гг. 2/3 принимаемых ею законодательных актов обусловлено исходящими из Брюсселя решениям. Ведь многие положения "Белой книги" ЕС о создании внутреннего рынка были оформлены в форме директив ЕС, которые страны—члены были обязаны внести в свое национальное законодательство. Страны—члены ЕС намечают до конца XX в. начать введение единой валюты, создать единый центральный банк и на прочной экономической базе проводить общую внешнюю политику и политику безопасности.
Формы и методы управления как на макро-, так и на микро- уровнях принципиально отличаются. Россия же вместе с другими государствами, образованными на базе бывших советских республик, направилась в эпоху свободной конкуренции XVIII в. — всем им предстоит нелегкий путь восхождения уже новыми путями к регулированию экономики на макроуровне. Максимально возможная уже в новых условиях интеграция Содружества Независимых Государств может ускорить этот процесс.
Само собой разумеется, что история менеджмента, как история вообще учит только тех, кто ее изучает. В этой связи уместно вспомнить замечания известного русского историка о том, что история не учительница, а надзирательница, Magistra vital (лат. наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков[9].
Практика современного менеджмента изменяется прежде всего под влиянием изменений в экономике. Одной из фундаментальных особенностей современной экономической жизни является ускорение динамики процессов, увеличение темпа изменений. Изменения касаются как технологий, ассортимента и качества выпускаемых товаров и услуг, так и способов организации многих экономических процессов. В этих условиях необходимо быстро перестраивать все управление процессами, чтобы обеспечивать высокий темп приспособления к постоянно и быстро изменяющимся процессам.
В настоящее время каждая организация испытывает ощутимые воздействия динамично меняющейся внешней среды. Эти воздействия могут носить различный характер: конкуренты начали про изво дить ту же самую услугу по но во й техно ло гии с меньшими издержками; по явилась но вая замещающая услуга, о беспечивающая у по требителя бо льший спро с; изменился курс валют; инфляция о бесценила всю по лученную прибыль; учетная ставка про цента внезапно по высилась и т.д. В таких усло виях нео бхо димо средствами управления о беспечить гибко сть о рганизации, ее адаптивно сть и эффективную приспо со бляемо сть.
Но вые по дхо ды к управлению перено сят акцент управленческих во здействий на инно вацио нные про цессы, ко ммуникации, маркетинг, развитие интеллектуально го капитала. Адаптация, приспо со бляемо сть стали жизненно важными и нео бхо димыми сво йствами любо й о рганизации.
На эффективно сть со временно го про изво дства в значительно й мере влияет пло тно сть по то ка изо бретений но вых про дукто в и но вых техно ло гий. В этих усло виях начинают по -но во му действо вать ко ммерческие предприятия, го сударственные и о бщественные учреждения и о рганизации, изменяется их менеджмент. Менеджмент стано вится все в бо льшей мере инно вацио нным, о н о риентируется на управление но во введениями, а также на со бственно е само развитие: каждый го д во зникают и распро страняются но вые по дхо ды, но вые техно ло гии менеджмента, в то время как старые частично забываются, а частично стано вятся о бщей рутинно й практико й.
Еще о дно фундаментально е изменение со временно го мира - стано вление и развитие эко но мики, о сно ванно й на знаниях. Чело вечество вступает в эру, ко гда его будущее о пределяется тем, наско лько широ ко и результативно испо льзуются знания. В эпо ху индустриально го развития про дукция со здается из сырья, ко мплектующих и энергии по д во здействием труда рабо тнико в, и именно этими со ставляющими о пределяется вно вь со зданная сто имо сть. Сего дня сто имо сть во зникает не то лько и не сто лько из физических ресурсо в, ско лько из интеллектуальных ресурсо в, из знаний, ко то рые про являются в но вых про дуктах, но вых техно ло гиях, но вых навыках, качественно но во й мо тивации, но вых о тно шениях между всеми участниками про изво дственных и эко но мических про цессо в. В XXI в. интеллектуальный по тенциал, знания стано вятся до минирующими факто рами до стижения со циально -эко но мических результато в. Традицио нные факто ры - земля, труд и капитал - в со временно й эко но мике действуют то лько при усло вии эффективно го испо льзо вания знаний. К знаниям в данно м ко нтексте о тно сятся не то лько те знания, ко то рые препо даются в вузах, но и идеи, как до лжно быть о рганизо вано про изво дство , как до лжен быть сделан про дукт, для каких про дукто в имеется скрытый спро с и пр. Эти знания про являются в навыках людей и закрепляются в виде патенто в, лицензий, о рганизацио нных структур, мето до в взаимо действия предприятий и учреждений[10].