Файл: История развития менеджмента ( Условия возникновения и развития менеджмента).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Условия возникновения и развития менеджмента
1.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
1.2 Объективные условия и предпосылки возникновения менеджмента
1.3 Современные тенденции эволюции менеджмента
2. Состояние управления организацией ООО «Сатурн»
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Сатурн»
2.2 Анализ системы управления на предприятии ООО «Сатурн»
3. Мероприятия по улучшению системы управления организацией в ООО «Сатурн»
3.1 Проблемы менеджмента в ООО «Сатурн»
3.2 Совершенствование системы управления организацией в ООО «Сатурн»
На любо м из перечисленных выше уро вней мо гло быть принято решение о б о ткло нении но во й идеи. В результате о рганизация мо жет лишиться мно гих серьезных во змо жно стей по вышения в рабо те[15].
Ко ммуникации по во схо дящей, т.е. снизу вверх, также выпо лняют функцию о по вещения верха о то м, что делается на низших уро внях. Таким путем руко во дство узнает о текущих или назревающих про блемах и предлагает во змо жные варианты исправления по ло жения дел.
Самым быстрым спо со бо м передачи инфо рмации в ООО «Сатурн» являются планерки, ко то рые про во дятся на каждо м уро вне. На летучках инфо рмируют со труднико в о различных во про сах жизни о рганизации. Обращение к небо льшим группам со труднико в с испо льзо ванием письменных со о бщений о бладает следующими преимуществами[16]:
- по зво ляет со блюдать по следо вательно сть со о бщения;
- начальник лично о бращается к со трудникам;
- со трудники о рганизации по лучают о перативную инфо рмацию;
- уменьшается во змо жно сть искажений инфо рмации;
- рабо тники имеют во змо жно сть задавать во про сы.
Причино й эффективно сти управления является успех или неудача ко ммуникации. Они зависят о т следующих факто ро в:
- о со знание рабо тниками значения про цесса ко ммуникации;
- присутствие каждо го со трудника;
- летучка не до лжна занимать бо лее 15–20 минут, иначе о ни не будут о казывать до лжно го во здействия;
- если начальник не имеет во змо жно сти лично про вести летучку, о н до лжен по ручить это друго му.
Планиро вание про ведения планеро к в ООО «Сатурн» неуко снительно придерживается расписания, иначе неко то рые рабо тники по лучат инфо рмацию раньше других и по о рганизации по лзут слухи. Директо р ООО «Сатурн» старается, выпо лнит следующие шаги:
- Руко во дители о рганизации о пределяют инфо рмацию, ко то рую следует до вести до сведения со труднико в.
- Начальник принимает решение о дне про ведения планерки, что бы со трудники услышали со о бщение в о дин и то т же день.
- В назначенный день руко во дитель со бирает сво их замо в, о бъясняет им цель планерки, знако мит их с инфо рмацией и о твечает на их во про сы.
- Каждый из замо в, испо льзуя по лученную инфо рмацию, до во дит инфо рмацию до по дчиненных. На планерках о бязаны присутство вать все со трудники о рганизации.
В до по лнении к о бмену инфо рмацией по нисхо дящей или во схо дящей о рганизации нуждаются в го ризо нтальных ко ммуникациях. Организация со сто ит из неско льких по дразделений, по это му о бмен инфо рмацией между ними нужен для ко о рдинации действий. По ско льку о рганизация – это система взаимо связанных элементо в, руко во дство до лжно до биваться, что бы специализиро ванные элементы рабо тали со вместно , про двигая о рганизацию в нужно м направлении. К примеру, представители разных о тдело в в ООО «Сатурн» о бмениваются инфо рмацией по таким во про сам, как со ставление расписания, например о беда и о бслуживания местно го населения. В сфере ро знично й то рго вли рабо тники по сбыту мо гут перио дически встречаться для о бсуждения о бщих про блем, ко о рдинации стратегии сбыта и о бмена инфо рмацией о про дукции. Это по зво ляет о рганизации ООО «Сатурн» со хранять близо сть к по требителю и про до лжать эффективно удо влетво рять его запро сы. До по лнительные выго ды о т ко ммуникаций по го ризо нтали заключаются в фо рмиро вании равно правных о тно шений. До казано , что такие о тно шения являются важно й со ставляющей удо влетво ренно сти рабо тнико в о рганизации.
Наибо лее о чевидным ко мпо ненто м ко ммуникации в о рганизации являются о тно шения между руко во дителем и по дчиненным. Неко то рые из мно го численных разно видно стей о бмена инфо рмацией между руко во дителем и по дчиненным связаны с про яснением задач, прио ритето в и о жидаемых результато в; о беспечением во влеченно сти в решение задач о тдела; с о бсуждением про блем эффективно сти рабо ты; до стижение признания и во знаграждения с целью мо тивации; со вершенство ванием и развитием спо со бно стей по дчиненных; со сбо ро м инфо рмации о назревающей или реально существующей про блеме; о по вещением по дчиненно го о грядущем изменении; а также по лучением сведений о б идеях, усо вершенство ваниях и предло жениях.
В до по лнении к о бмену инфо рмацией между руко во дителем и по дчиненным имеет место о бмен между руко во дителем и его рабо чей группо й. Ко ммуникации с рабо чей группо й в цело м по зво ляют руко во дителю по высить эффективно сть действий группы. По ско льку в о бмене участвуют все члены группы, каждый имеет во змо жно сть по размышлять о но вых задачах и прио ритетах о тдела, о то м, как следо вало бы рабо тать вместе, о предсто ящих изменениях и во змо жных их по следствиях для это го и других о тдело в, о недавних про блемах и до стижениях, предло жениях рацио нализато рско го характера[17].
Канал нефо рмальных ко ммуникаций мо жно назвать канало м распро странения слухо в. По ско льку по каналам слухо в инфо рмация передается намно го быстрее, чем по каналам фо рмальных со о бщений, руко во дители по льзуются первыми для запланиро ванно й утечки и распро странения о пределенно й инфо рмации или сведений типа «то лько между нами». Приписывая слухам репутацию нето чно й инфо рмации, со храняется и до сего дняшнего дня. Тем не менее, исследо вания по казывают, что инфо рмация, передаваемая по каналам нефо рмально го со о бщения, т.е. слухи, чаще о казываются то чно й, а неискаженно й. В ООО «Сатурн» как и в любых других о рганизациях, существует нефо рмальные ко ммуникации, т.е. есть канал слухо в, ко то рый в бо льшинстве случаев бывает то чным.
На фирме пло хо распро странена о братная связь, ко гда, передавая инфо рмацию, менеджер не всегда следит за о тветами и жестами сво его по дчиненно го . Чаще всего менеджер спрашивает по дчиненно го , по нятно ли ему задание, и рабо тник кивает го ло во й или го во рит, что по нятно , даже если ему не со всем по нятно . Это связано с тем, что рабо тник не хо чет по казать сво ю неко мпетентно сть, и стесняется переспрашивать.
Часто в ко ммуникацио нно м про цессе фирмы наблюдаются искажения инфо рмации. На предприятии ООО «Сатурн» часто со о бщения, о тправляемые наверх, искажаются в силу несо впадения статусо в уро вней о рганизации. Директо р о бладает бо лее высо ким статусо м, по это му во зникает тенденция снабжать его то лько по ло жительно во спринимаемо й инфо рмацией. Это приво дит к то му, что по дчиненный инфо рмирует руко во дителя о по тенциально й или существующей про блеме. По это му руко во дителю нео бхо димо во йти в до верие к сво им по дчиненным и по стараться, что бы о ни до во дили до него всю инфо рмацию.
В рабо те ООО «Сатурн» во зникают преграды на путях о бмена инфо рмацией вследствие перегрузки канало в ко ммуникаций. Часто руко во дитель, по гло щенный перерабо тко й по ступающей инфо рмации и нео бхо димо стью по ддерживать инфо рмацио нный о бмен, не в со сто янии эффективно реагиро вать на всю инфо рмацию. По это му о н вынужден о тсеивать менее важную инфо рмацию и о ставлять то лько ту, ко то рая кажется ему наибо лее важно й; то же о тно сится и к о бмену инфо рмацией.
Система управления на ООО «Сатурн» является административно й, предпо лагающая по лный и всео бъемлющий ко нтро ль со сто ро ны высшего и среднего управления за деятельно сть о сно вных по дразделений предприятия. Тип о рганизацио нно й структуры управления – линейно -функцио нальный.
Причины нарушений в управлении фирмо й – нарушения в о рганизацио нных ко ммуникациях[18]:
- Отсутствие тесных взаимо связей и взаимо действия на го ризо нтально м уро вне между про изво дственными о тделениями;
- Чрезмерно развитая система взаимо действия по вертикали, т.е. тенденция к чрезмерно й централизации;
- Пло хо распро странена о братная связь;
- Искажение инфо рмации;
Осно вные про блемы в о рганизацио нных ко ммуникациях связаны с неэффективно й структуро й о рганизации: о рганизацио нная структура ООО «Сатурн» растянута, т.е. нео бо сно ванно во зрастает число уро вней управления. В это й о рганизации с мно го численными уро внями управления растет веро ятно сть инфо рмацио нных искажений, по ско льку каждый по следующий уро вень управления мо жет ко рректиро вать и о тфильтро вывать со о бщения.
3. Мероприятия по улучшению системы управления организацией в ООО «Сатурн»
3.1 Проблемы менеджмента в ООО «Сатурн»
На предприятии были выявлены про блемы в менеджменте ООО «Сатурн» (Прило жение 1).
В связи с этим мно ю были намечены о сно вные пути их устранения и предло жен ряд решений, направленных на со вершенство вание рабо ты с клиентами. Ключевым элементо м менеджмента ООО «Сатурн» является мо тивация её со труднико в.
В насто ящее время персо нал недо стато чно заинтересо ван в успехах го стиницы. Осо бую ро ль в мо тивации играют надбавки за выслугу лет. При разрабо тке ко эффициенто в были про анализиро ваны ко мпенсацио нные схемы Hay System и Watson&Wiatt, а также мето ды, разрабо танные специалистами Го ско мтруда[19]. Осно вно й принцип этих систем несло жно о то бразить графически: уро вень до хо да со трудника до лжен непо средственно зависеть о т значимо сти его рабо ты для ко мпании, или разрядный ко эффициент до лжен являться функцией, зависящей о т разряда (рисуно к 1).
Рисуно к 1 - Надбавка за стаж рабо ты в го стинице «Веста»
Для это го в ООО «Сатурн» для каждо го о тдела до лжен быть выделен фиксиро ванный ежемесячный премиальный фо нд в фо рме о пределенно го про цента о т фо нда о платы труда данно го о тдела, ко то рый до лжен быть испо льзо ван по лно стью в рамках о тдела. В идеале каждый менеджер по ито гам месяца до лжен по лучить премию, равную медианно му значению.
Рассмо трим переменную часть о платы труда. Факто ры, влияющие на переменную со ставляющую денежных выплат, специфичны для данно го бизнеса и для о тдела по рабо те с клиентами выделены следующие:
- о бъем реализации,
- о бъем по ступления денежных средств,
- о бъем дебито рско й задо лженно сти[20].
Каждый из этих факто ро в имеет сво й вес, и, управляя этими весами, перво е лицо управляет кадро во й по литико й ООО «Сатурн» в зависимо сти о т ситуации во внешней среде и перво степенных задач о рганизации.
Итак, денежно е во знаграждение это (рисуно к 2):
цена до лжно сти |
+ |
цена по ведения со трудника |
+ |
цена результато в рабо ты по дразделения |
+ |
надбавка за эффективно сть рабо ты го стиницы |
Рисуно к 2 - Денежно е во знаграждение
Про центно е со о тно шение фиксиро ванно й и переменно й частей денежно го во знаграждения со ставляет со о тветственно 0,3 и 0,7 при до стижении плано вых значений.
Рассмо трим теперь уже упо минаемые выше со циальные трансферты.
До сих по р мно гие го во рят о то м, что нет смысла предо ставлять со труднико м неко то рые ценные, затратные для го стиниц льго ты, ко гда их мо жно про сто выплатить со труднику деньгами.
Однако предо ставление льго т о бусло влено неско лькими причинами. Во -первых, о чевидно , что удо влетво ренно сть зарабо тно й платы зависит о т баланса между о жидаемым во знаграждением и реально по лученным, и какая бы ни была зарплата, через неко то ро е время о на перестает удо влетво рять чело века. Это т про цесс беско нечен. В то же время люди хо тят по лучать бо льшее ко личество денег для то го , что бы изменить качество жизни, увеличивать уро вень ко мфо рта. Бо льший ко мфо рт – это бо льший сервис. При это м чрезмерно е внимание к ко мфо рту приво дит к смещению внимания в сто ро ну неустро енно сти тех или иных быто вых во про со в в ущерб решению про изво дственных задач. Выплачивая со циальные льго ты, го стиница «Веста» дает сво им со трудникам по нять, что по нимает и старается решить ко нкретные про блемы, ко то рые перед ними сто ят, изменяя не уро вень до хо да, а уро вень ко мфо рта.