Файл: История развития менеджмента ( Условия возникновения и развития менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе управления, проявляется в функциях (лат. functio – обязанность, круг деятельности, назначение, роль). Процесс управления раскрывается в его функциях, которые возникают в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Функции управления – составные части любого процесса управления.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что функции управления занимают одно из центральных мест в управленческой деятельности, образуют весь процесс управления и определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Они характеризуют общие задачи и направления управленческих работ, состав и содержание которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации, от уровня в управленческой иерархии, от роли функциональных подразделений организации, от типа организации и целого ряда других факторов. Дифференциация функций управления позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Функции управления представляют собой состав общих задач управления, решаемых при создании и в процессе функционирования организации. Речь идет о таких задачах управления, состав и содержание которых в минимальной степени зависят от специфики деятельности организации (масштабов, отраслевой принадлежности, назначения и т. п.) и составляют содержание любого процесса управления.

Функции управления – это вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами.

Среди основных характеристик функций управления можно выделить:

  • однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;
  • целевую направленность этих работ;
  • обособленный комплекс выполняемых задач.

Выделяются общие и конкретные (специальные) функции. Первые рассматриваются как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе, вторые – как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Афанасьев B.C., Баринов B.C., Веснин В.В., Коноваленко В.В., Коноваленко М.В., Соломатин А.М., Косьмин А.Т., Свинтицкий Н.С., Шапкин И.М., Шекова Е.Н., Тульчинский Г.И., Евланов В.Е., Новаторов Э.К. и др.


Объектом исследования является современный управление.

Предмет исследования - функции современного управления.

Целью данной работы является изучение функций управления, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  • рассмотреть условия и предпосылки возникновения менеджмента;
  • исследовать объективные условия и предпосылки возникновения менеджмента;
  • охарактеризовать современные тенденции эволюции менеджмента;
  • определить технико-экономическую характеристику ООО «Сатурн»;
  • выявить состояние системы управления на предприятии ООО «Сатурн»;
  • проанализировать мероприятия по улучшению системы управления организацией в ООО «Сатурн».

Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

1. Условия возникновения и развития менеджмента

1.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента

Для начала, слово «менеджмент» (management) в переводе с английского языка означает «управление». В недавнем времени этим термином обозначали умение управлять лошадьми. В настоящее же время речь идет об управлении людьми, умении добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения. Однако не следует толковать слово «менеджмент» однозначно.

Изучив литературу, я выяснил, что данный термин можно рассматривать с разных сторон. Во-первых, менеджмент – это отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства достигает успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право и др. Во-вторых, менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ресурсов.

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации[1].

В своем развитии управление прошло ряд стадий, названных в ряде научных изданий революциями.

Первая революция 4—5 вв. до н.э. — государства Древнего Востока (Шумер, Египет и т.д.). В этот период человеческой истории только начинала формироваться система государственного управления. Роль субъекта управления взяли на себя жрецы. Они обосновали, что жертвы богам не обязательно приносить людьми, жертвовать можно деньгами или другими материальными ценностями. Роль посредников, которым предоставлено право собирать пожертвования для последующей передачи богам, они, естественно, оставили себе. Побочным следствием этого процесса стало появление письменности, которая выступила инструментом учёта собираемой дани.


Вторая революция связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Заслуга этого правителя, который оставил очень заметный след в истории, заключается в том, что он создал эффективную систему государственного управления, существенно отличавшуюся от предыдущих систем следующими качествами:

  • она носила не религиозный, а светский характер;
  • была основана не на субъективном мнении правителя, а на верховенстве права (свод законов Хаммурапи содержал 285 законов);
  • сам правитель проповедовал новый стиль лидерского поведения, основанный не на подавлении своих подданных, а на стремлении опекать их и заботиться о них.

Третья управленческая революция также произошла в Вавилоне и связана с деятельностью царя Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.). Этот царь вошёл в историю как выдающийся строитель и организатор производства. Он был автором проекта знаменитой Вавилонской башни, построил храм богу Мардуку, ряд известных башен, ввёл множество прогрессивных новшеств на текстильных фабриках. Всё это даёт основания охарактеризовать данный этап как производственно-строительный.

Четвёртая революция связана с индустриальной революцией 17—19 вв., она и породила собственно менеджмент. Начало данного этапа было закономерно обусловлено всем ходом исторического развития. Известно, что до середины прошлого тысячелетия в экономике господствовало натуральное хозяйство, т.е. люди стремились все необходимые для жизни материальные блага производить самостоятельно. На внешний рынок они выходили редко, только в тех случаях, если возникала потребность приобрести то, чего не могли произвести сами.

Ситуация изменилась около пятисот лет назад. Великие географические открытия в совокупности с изменениями социально-политических условий жизни ряда европейских стран привели на смену натуральному хозяйству рынок со всеми присущими ему характерными чертами. На первый план вышел обмен товарами и услугами. Субъектами производства товаров и услуг стали предприятия, массово возникавшие в период так называемой промышленной революции. Однако они требовали управления, которое принципиально отличалось как от управления домашними хозяйствами, так и мастерскими ремесленников. Главное отличие заключалось в масштабах и сложности осуществления этого процесса[2].

Во-первых, собственники предприятий, расширяя границы своей деятельности, вынуждены были привлекать на производство всё новых и новых работников, большинство из которых не имели опыта работы и нуждались в постоянном контроле. Во-вторых, сами капиталисты уже не могли в одиночку управлять предприятиями и постепенно начинали привлекать себе в помощь сотрудников, которым поручалось профессионально заниматься управлением. В итоге сформировалась новая, ранее не известная и, следовательно, научно не осмысленная сфера деятельности — управление предприятиями в условиях рыночной экономики.


Таким образом, можно утверждать, что непосредственной предпосылкой возникновения менеджмента как науки об управлении организациями явилось утверждение рыночных отношений в экономике и принципиальное изменение роли предприятий. Если ранее, в условиях господства натурального хозяйства, они не оказывали существенного влияния на жизнь общества, то теперь вышли на первый план.

Во-первых, они стали насыщать рынок необходимыми то варами.

Во-вторых, выплачивая своим работникам заработную плату, они давали им возможность приобретать все необходимые для жизни товары.

В-третьих, уплачивая налоги, они формировали доходную часть государственных и муниципальных бюджетов и создавали тем самым финансовую базу для выполнения государством своих функций.

Второй предпосылкой возникновения менеджмента явилась вся научная база, сформированная управленческой наукой с момента возникновения цивилизации до второй половины ХIХ в. Именно на эту базу и опирались исследователи, которых сегодня принято относить к числу родоначальников менеджмента.

1.2 Объективные условия и предпосылки возникновения менеджмента

Объективными предпосылками менеджмента следует считать:

1. Индустриальный способ организации производства. Крупная промышленность уничтожает прежнюю изолированность рабочих, формируя отношения коллективности. Роль руководителя возросла. Многие ученые считали, что без руководства любая организация есть не что иное, как скопление людей и механизмов.

2. Зрелый, сформировавшийся рынок. Свойственные рыночным отношениям риск и неопределенность способствуют развитию в менеджерах качеств самостоятельности и ответственности за свои шаги. Кроме того, это стимулирует поиск новых организационно-управленческих и научно-технических новаций[3].

Историю управления можно разделить условно на два периода: 1) наличие практики управления; 2) управление, как научная дисциплина. Фактически первый период длился до начала XX в., т.е. управление существовало, но его характер и структура сильно отличались от сегодняшнего управления. Объяснить этот факт возможно, если обратиться к сравнениюсегодняшних организаций с организациями, существовавшими в древности (табл. 1).


Основные причины превращения управления в науку: промышленная революция концаXIX века в Англии, Франции и Германии, вследствие которых появились гигантские монополии, работа в которых требовала организации и координации действий. Однако следует признать, что менеджмент как наука и практика управления, как вид профессиональной деятельности зародился в США.

Таблица 1

Сравнение старой и современной организации[4]

Тип организации

Старая организация

Современная организация

Признак организации

Масштабы организации

Отсутствие крупных организаций или их малое количество

Наличие гигантских коммерческих инекоммерческих организаций

Количество руководителей

Небольшое количество руководителей среднего звена

Большое количество любых руководителей

Специализация управленческой деятельности

Управленческая работа не выделялась в отдельную работу

Существуют четкие управленческие группы и должности

Принципы формирования руководста

Занятие руководящих постов по праву рождения и по средствам силы

Занятие руководящих постов с компетентностью и ссоблюдением закона

Доля специалистов способных принимать важное решение

Малое количество людей, способных принимать важное решение

Большое количество пюдей, способных принимать важноерешение

Принцип принятия решений

Упор на приказ и интуицию

Упор на коллективную работу и рационализм

Стиль руководства

Приказы

Сотрудничество

Причины такого парадокса заключаются в следующем.

Во-первых, в конце XIX в. в США иммигрировало большое количество людей. Увеличение населения означало повышение потребительского спроса: тем людям, которые приехали, потребовались товары и услуги. В связи с этим бизнес резко усложнился, возникла необходимость в создании больших предприятий, которые бы насыщали рынок товарами. В этих-то условиях и возникла потребность в высококлассных специалистах, способных управлять разрастающимися бизнес структурами.

Во-вторых, США поддерживает идею образования для всех работников. В результате появляется много высокообразованных и способных к сложной деятельности специалистов.